Наставничество в маркетинге. Как Лидмашина растит сотрудников
В Лидмашине адаптация новых сотрудников происходит через наставничество. Каждый наставник самостоятельно составляет план обучения, но есть пункты, которые присутствуют в списке всех учителей.
Именно о них в этой статье расскажет Анастасия Мартынова, исполнительный директор «Лидмашины», inbound-маркетолог, автор книги «Безгрешный маркетинг».
4 составляющих профессии
В первый рабочий день я всегда рассказываю новичкам про 4 составляющих их должности:
- Inbound-маркетолог — человек с хардскиллами, помогающими создавать полезный контент, рассылки, блоги и работать с соцсетями. Эта часть меняется в зависимости от направления, еще могут быть ROI или SMM.
- Сотрудник Лидмашины — часть команды. Человек, который работает по принципам компании, и взаимодействует с другими сотрудниками через рабочие и нерабочие дела.
- Менеджер — сотрудник, который способен организовать работу в проекте: найти общий язык с заказчиком, составить план работы, привлечь подрядчиков.
- Маркетолог/аналитик — специалист с не только профильными навыками, но и общим пониманием маркетинга. Он умеет выстраивать стратегии, подбирать инструменты, выдвигать интересные гипотезы.
Hard skills по направлению будущий работник оттачивает в первый месяц работы. Сотрудником Лидмашины становится по мере того, как вливается в коллектив. Принципы работы в компании новичок изучает и закрепляет в первые два месяца. Менеджерские навыки оттачиваются с опытом, но базовые знания наставник дает в первые месяцы. Дальше помогает советами и делится своей «мудростью» на конкретных примерах.
«Думать как маркетолог» человек учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Я всегда говорю, что это самая сложная составляющая и научить ей за пару месяцев или даже полгода просто невозможно. Наставник дает базу, а молодой маркетолог собирает на неё знания и ситуации, которые в итоге формируют его как специалиста и учат принимать решения и выстраивать стратегии.
Как стать сотрудником Лидмашины?
Шаг 1. Узнать принципы
В далекие-далекие времена, когда Лидмашина только зарождалась, первые маркетологи взяли за основу 4 принципа, на которых строится работа в Лидмашине. Эти принципы настолько старые, что некоторые из них до сих пор высечены на «стенах» LiveJournal.
Шаг 2. Прочитать Конституцию
Нет, мы не о Конституции страны. Мы о собственном своде правил. Если принципы имеют нечеткую формулировку, то в Конституции прописаны положения, которым нужно следовать обязательно. Они помогают понять, как в целом устроена компания, и решать спорные ситуации.
Шаг 3. Разобраться в услугах
Лидмашина предлагает компаниям 18 услуг, которые помогают построить продажи в онлайне. Во время обучения новичок должен хорошо разобраться в одном направлении, но чтобы стать хорошим маркетологом, ему нужно знать и остальные. На это есть две причины:
- Лидмашина охватывает почти все направления маркетинга. Если молодой специалист знает хотя бы их, он уже может выстраивать хотя бы небольшие стратегии и выдвигать гипотезы.
- Как говорит Игорь Манн: «Продает каждый». Если сотрудник знает, что продает компания, то он может предложить это своему клиенту. Часто бывает, что после хорошей работы с менеджером заказчик покупает и другие услуги Лидмашины. Маркетолог — тот человек, который сможет и подобрать, и предложить решение для необходимых задач.
Шаг 4. Участвовать в жизни компании
Работа в Лидмашине устроена таким образом, что сотрудникам редко удается поработать большой командой. Поэтому командой приходится отдыхать. У нас есть выездные офисы и ежегодные движухи вроде велопохода, дня рождения компании и тайного Санты. Я всегда рекомендую новичкам участвовать в каждой из них.
А еще в первый же день я говорю юным сотрудникам, чтобы они обедали вместе со всеми: именно на кухне человек вливается в коллектив.
Как стать менеджером
Шаг 1. Научиться управлять своим временем и силами
Тайм-менеджмент в маркетинге не просто модное словечко. Без этого навыка менеджер и дедлайны сорвет, и проект не закончит. Чаще всего молодые маркетологи говорят, что умеют планировать свой день и сами знают, как работать. Как думаете, врут?
Даже если новичок уверен в своих силах, я даю ему задание прочитать «Джедайские техники» Максима Дорофеева. Даже если обычно они пользуются другими методами контролировать задачи, Дорофеев напомнит им про отправные точки, правильные формулировки и спусковые крючки.
Шаг 2. Познакомиться с системами управления проектами
В Лидмашине нет единой системы управления проектами, так как каждый менеджер самостоятельно отвечает за результат перед клиентом, а значит и выстраивает работу со своей командой.
Agile, Scrum, Asana, просто карточки в Trello или что-то еще – выбор безграничен. Мне самой больше нравится Agile-система, поэтому своим стажерам в качестве вводного материала я рекомендую прочитать «Просто космос» Катерины Ленгольд.
Шаг 3. Уметь общаться с клиентами
Менеджер должен уметь общаться с клиентами и задавать вопросы, чтобы правильно понимать задачи, уметь улаживать конфликты и доносить свою точку зрения. Научиться этому мы предлагаем на следующих материалах:
- Книга Джима Кэмпа «Сначала скажите “Нет”»
- Курс Максима Ильяхова про работу с клиентами
- Книга Крисса Восса «Договориться не проблема»
Как стать маркетологом
Шаг 1. Понять основы
Когда молодой сотрудник изучает услуги, он уже постепенно погружается в мир интернет-маркетинга, но эти знания необходимо разложить по полочкам и закрепить. Для этого у нас есть схема ROI-маркетинга, которая показывает, как разные каналы могут взаимодействовать друг с другом при комплексном подходе к продвижению.
Кроме того, рекомендую прочитать книги, которые дают общее представление об инструментах. Например, «Интернет-маркетинг. Настольная книга digital-маркетолога».
Шаг 2. Изучить системы аналитики
Данные аналитики помогают интернет-маркетологу следить за поведением пользователей, видеть их реакцию и строить гипотезы. Поэтому новичок обязан пройти курс по Google Analytics и изучить основы работы с «Яндекс.Метрикой» и материалы для подготовки к сертификации.
Шаг 3. Изучать не только интернет-маркетинг
Чтобы стать хорошим маркетологом, понимания только digital-направления недостаточно. Специалисту важно и нужно знать «Основы маркетинга», понимать, как работает реклама (с помощью Огилви, например), изучать поведение и мотивацию людей («Взлом маркетинга»).
Но обучение, конечно же, не заканчивается на этих книгах. Как я уже говорила, хорошим маркетологом новичок становится всю свою профессиональную жизнь.
Я рассказала о том, как мы готовим сотрудников в целом, но не упоминала профильные навыки. Хотите узнать, как новички становятся ROI, Inbound и SMM специалистами? Если да, то напишите об этом в комментариях. Мы обязательно увидим ваш отклик и подготовим следующий материал.