Боюсь общаться с айтишниками. Что делать?
Если вы здесь, то скорее всего, вам знаком этот страх — неправильно произнести название языка или технологии, задать еще один уточняющий вопрос, спросить не по теме и т. д.
Как побороть страх общения с разработчиками? Недавно мне снова задали этот вопрос и я решила написать эту статью.
Итак, вопрос:
Страх рушится тогда, когда вы понимаете, что разработчик — такой же человек, как вы, и такая же профессия, как директор или школьный учитель.
1. Вспомните, в школе вы боялись учителей, потому что вы младше, а учитель старше, мудрее и, в принципе, он тут главный. А потом вы выросли, выпустились из школы и стали общаться с учителем как с другом, потому что стали на равных. Теперь учитель для вас — это просто человек, который делает свою работу.
Посмотрите на разработчика, как на равного себе. Он делает свою работу, вы — свою. Среди вас нет главного!
2. Разработчики просто критичны по складу ума. Им важно доказать, что свою работу они знают больше и лучше, чем вы. Для них критичность ума — это важное требование. И это отражается на их общении с другими людьми.
Вы — рекрутер. У вас прокачана эмпатия. И это помогает вам понимать чувствовать кандидата. Часто подколы и резкие ответы — это маска. Разработчики более замкнутые люди. Им сложно открыто общаться.
У вас есть навык считывать настроение кандидата, сглаживать углы и делать общение более комфортным. Просто примите, что их критичность — это не препятствие к диалогу, а часть вашей работы.
3. Еще один совет — попробуйте заводить с кандидатами профессиональную дружбу. Продолжайте общение, даже если сейчас он не подошел компании. Будьте на связи, обменивайтесь рекомендациями. Вы заметите, что установка «Разработчик — это царь» будет постепенно уходить.
4. Если вам вдруг кажется, что IT-специалисты такие умные, а вы никак не можете разобраться в их работе, то подумайте, смогут ли они так же хорошо делать вашу?
Разработчики должны знать свою работу, а вы — свою. Поэтому выдыхайте 🙂
5. Из предыдущего пункта вытекает еще одна проблема: рекрутер настолько боится выглядеть нелепо перед кандидатом, что в какой-то момент перестает управлять разговором. Ему кажется, что он обязательно должен задать какой-нибудь каверзный вопрос, чтобы кандидат аж выпал. В итоге концентрируется не на ответах, а на своем страхе и мыслях. Но надо делать наоборот.
Просто слушайте человека напротив. Включайтесь в диалог. Используйте его слова, формулировки. Выписывайте себе в заметки мысли, которые можно будет подсмотреть во время общения.
6. И, наконец, есть обычная физиология. Когда вам страшно, дрожит голос, меняется тембр речи. Вы можете начать запинаться.
В этот момент просто дышите. Не торопитесь. Пусть вы будете говорить медленно, с расстановками. Особенно, если речь идет про сложные темы или неудобные вопросы.
Подытожим:
1. Разработчики — тоже люди. Не надо их бояться.
2. Они бывают критичными в общении, потому что этой критичности требует их работа. Включайте эмпатию и старайтесь сделать общение комфортным.
3. Заводите с разработчиками профессиональную дружбу. Вам будет легче научиться их понимать.
4. Каждый из вас должен быть хорош в своей работе, а не в обязанностях друг друга.
5. Во время общения фокусируйтесь на кандидате и его ответах. Используйте его слова и формулировки, тогда ему будет казаться, что вы говорите на одном языке.
6. Говорите спокойно. Не спешите. Подбирайте слова и делайте паузы. Дышите. Это поможет справиться с волнением.
А на вебинаре 18 мая в 19:00 мы с вами разберем подробнее тему коммуникаций на работе, собеседованиях, при решении бизнес задач, в быту: )
Больше советов по взаимодействию с кандидатами и заказчиками я даю на курсе «PRO-коммуникации»: https://tech-recruiter. ru/pro_communications#accord
На курсе разбираем: эффективные каналы коммуникации; структуры интервью; работу с возражениями; правила общения с заказчиками; принципы взаимодействия внутри команды.
Курс стартует 29 мая. Подробнее здесь: https://tech-recruiter. ru/pro_communications#accord
Главное каждому рекрутеру продолжать говорить это как мантру перед сном, после того как он забыл отправить даже обычную отписку еще 10 кандидатам.
Уверен, что основная причина критичности всех айтишников в разговоре с рекрутерами, это то, что ваши коллеги попрокатывали их с этой так называемой эмпатией раньше.
Почти никто в профессии не умеет в базовые принципы коммуникации. Да, много кандидатов и работы, но когда от человека ждут ответ, а он не приходит, это просто неуважение.
Ох, рекрутеры с айтишниками как со скотом. Никакой профессиональной этики нет (что ожидаешь от рекрутера).
Я от них многого не жду: голосом проговоренную вакансию и матч по технологиям. Дальше самое интересное на техническом собеседовании.
Сергей, к сожалению действительно в рекрутинге есть непрофессионалы, так как в эту сферу легкий вход. И ошибки в коммуникации рекрутера отражаются сильно, но не так сильно как если ошибется разработчик в коде. И по этой причине, в том числе, повышаю значимость коммуникаций, выстраивание, понимание принципов общения, этики общения с кандидатами. Считаю это действительно важным для развития копаний и экологичного общения, чтобы создавать ситуации, в которых выигрывает и кандидат, и рекрутер, и компания.
Рекрутер обязан как минимум шлак отсеять при приеме, за это собственно и платят большие деньги, поэтому и существует отдельная сфера от остального рекрутинга - ит рекрутинг. А если он не может этого сделать то получается просто ненужное звено между соискателем и техническим специалистом, который будет проводить реальное собеседование, а рекрутер при этом естественно будет держаться за свое место и изображать из себя лицо принимающее решение и надувать щеки. И программистов у которых логика часть профессии это будет бесить и разговаривать они с таким рекрутером не будут и коммуникация тут абсолютно непричем, психология тоже. Это как переводчиков синхронистов посадить набирать человека, который вообще иностранный язык не знает, как он может сказать подходит человек или нет.
Тот момент, когда не понял о чем я писал
Это Вы не поняли, о чем писал я увы. Разжевывать не стал
У вас ремарка по всей статье, я писал только про конкретную фразу и только про эмпатию/коммуникацию. Ваш комментарий не подходит под ответ к моему
Конкретно в этой статье речи о рекрутерах, которые изображают из себя лицо принимающих решение и надувают щеки, не идет. Мне действительно жаль, что вы с такими встретились на своем пути. И немного стыдно за коллег. То, что вы описали, скорее про рекрутеров непрофессионалов. Которые действительно не понимают позицию, не вдаются в подробности.
Профессиональные рекрутеры не пишут посты про то, что соискатели с ними не общаются. Это очень серьезный прокол на самом деле. В первом своем комментарии я Вам дал совет - поговорите с вашим начальником, пусть он переведет Вам задачу с языка айтишников на обычный и будет Вам счастье. На мой взгляд (а я тоже рекрутер) Вы "плывете" не туда, причем очень здорово не туда.
Других людей нету что-ли?
Может у неё стояк только на айтишников
Садомазохизм какой-то.
Павел, мы здесь не про стояки, если вы обратите внимание на тему статьи. А все же про коммуникацию и про конкретную узкую область, в которой появился вопрос у читателей.
Айтишники самый дорогой "товар" у рекрутеров, на десятки (а то и на сотни) тысяч за голову счет.
Так о чем таком она (рекрутер) с программистом говорит, что ей страшно. Обычно разговор рекрутеров с программистом на обычном бытовом уровне (уровень софт-скилов), никаких глубоких погружений в профессиональные навыки там нет. Этим уже технические специалисты занимаются.
Вот очень согласно с выводом, поэтому написала, чтобы развеять этот страх. На интервью, даже на первичном этапе, специалисты переходят на личности и иногда ведут себя непрофессионально. Чаще всего это 1 из 20 интервьюируемых. И по этой причине начинающие рекрутеры пугаются, думая, что с ними что-то не так. И это статья как раз для них)
Других людей, а точнее специалистов действительно много. Здесь задали конкретный вопрос, на который есть конкретный ответ.
Если боитесь общаться с людьми, потратьте деньги на психотерапевта, а не на курсы.
Согласен с тобой НО с точностью наоборот 😁
Классный совет, спасибо. Психотерапевт работает со страхом, но не объясняет как можно коммуницировать. Поэтому здесь может быть комплексная работа.
8/10
К психологу сходите если боитесь с айтишниками общаться
Владимир, спасибо за рекомендацию. Психолог это замечательно. Психолог правда не объяснит принципы коммуникации, рекрутерской этики, не расскажет про обратную связь.
Вы предмет просто настолько хорошо не знаете, чтобы айтишников нанимать коллега и по большому счету лезете не в свое дело. Я программированием деньги зарабатывал и то не берусь. Мой совет все психологические глупости из головы выбросить и либо сменить область деятельности на найм более проходных специалистов, либо заставить своих заказчиков-работодателей объяснить Вам человеческим языком что они хотят от Вас получить.
Рекрутер не проводит техническое интервью. Техническое интервью проводит нанимающий менеджер. Задача рекрутера рассказать про компанию, описать текущие задачи, на которые нанимается новый сотрудник или причина замены предыдущего. И уточнить текущие критерии поиска, опыт работы, чтобы сметчить с возможностями и предложением от компании.