{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Прокси-метрики продукта

За несколько месяцев альфа-тестирования Хаос-контроль 2 наши пользователи создали 25000+ проектов и 260000+ задач.

Эти цифры и прочитанный сегодня пост Гибсона Биддла о прокси-метриках стартапов заставил меня задуматься о том, что в классической парадигме продуктовой разработки есть два типа проектов:

1. Проекты, которые настолько хорошо попадают в рынок и потребности целевой аудитории, что не требуют постоянной работы над улучшением классических метрик вроде retention и churn. Отличный пример - VPN-сервисы, потребность в которых просто есть и всё

2. Проекты, которые могут сколько удобно попадать или не попадать в рынок, но неизбежно растут в процессе постоянной проверки гипотез, адаптации фич под потребности пользователей и работы по улучшению метрик

Проектов первого типа мало, поэтому чаще всего мы имеем дело со второй историей. Биддл выступает за то, что retention - крайне комплексная метрика, поэтому эффективней работать над прокси-метриками, представляющими собой изолированные показатели того, насколько конкретные механики продукта «заставляют» пользователей продукта пользоваться им чаще и, в итоге, повышают среднее «время жизни пользователя в продукте». И, тем самым, повышают доход от подписной модели.

В этом контексте вспоминается знаменитая фраза Генри Форда: «Если бы я спрашивал людей, что им нужно, они бы сказали, что хотят лошадь побыстрее». Выбор прокси-метрик опирается на методологическую часть: что мы хотим, чтобы пользователи делали в продукте, чтобы получали от него больше пользы и пользовались им дольше?

В случае с Netflix, в котором работал Биддл, одной из прокси-метрик, например, был процент новых пользователей, которые после регистрации добавляли три и более фильма в очередь просмотра. Работа над повышением этого показателя привела к тому, что соответствующая функция была видоизменена и поставлена во главе процесса онбординга (с тех пор сервис изменился и прокси-метрики изменились вместе с ним).

В случае с Хаос-контролем одной из прокси-метрик является число проектов, которые создают пользователи. Логика тут в том, что проектный подход к планированию более эффективен, чем классическое «записываем задачи на завтра», и дифференцирует наш органайзер в кровавом океане других планировщиков.

Работа над повышением прокси-метрик может быть организована в классическом стиле A/B-тестирования, как в Netflix, либо в посредством развития методологии, как мы делаем в Хаос-контроле. Именно поэтому мы делаем курсы по планированию и проводим вебинары: чтобы продемонстрировать пользователям преимущества использования проектов в планировании по сравнению с классическим подходом «заменяем блокнот».

При этом, большинству пользователей концепция проектов для самоорганизации далеко не так близка, как классические списки задач. Возвращаясь к цитате Форда, если бы мы стремились повышать количество создаваемых людьми задач, это было бы попыткой изобрести лошадь побыстрее. А вот выбор прокси-метрики в виде количества проектов - это уже развитие автомобиля. Сложнее научить, но потом пользователи едут быстрее и становятся фанатами.

Таким образом, прокси-метрики - хороший инструмент осмыслить облик продукта и сделать что-то реально полезное и отличное от других проектов на сколь угодно загруженном рынке.

Повышать retention лошади вечно нельзя.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я пишу о различных аспектах созидательной деятельности и развитии IT-продуктов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда