7 тезисов об IT-тупике в России - взгляд разработчика
Я -разработчик. Сравнивая реалии РФ и вне её - решил поделиться прогнозами.
"IT-тупик впереди" -что я имею ввиду:
IT - везде. От Нигерии до США , везде востребованы облака, IOT, сервисы фоток и программы бухгалтерии. Клонировать удачное решение легко. Отсюда ложное ощущение изобилия продуктов.
В РФ тоже всё как бы есть. От поисковика до распознавания лиц. Аналогия- производство автомобилей. Оно в РФ есть. Оно защищено от мировой конкуренции таможенными и пр. барьерами. Но много ли автомобилей Lada в Москве, не говоря про зарубежье? И какова будет цена "Лады" , если убрать меры поддержки?
Никто не ждет от автомобилестроения РФ "прорывов" и инноваций. В лучшем случае -продержаться бы. Аналогично с IT? Люди идущие в этот сектор, рассчитывая делать в будущем что-то интересное, перспективное- ошибаются.
Впереди тупик и безрадостное существование - хорошо если это будет вроде серого "инженера" в СССР. Скромная зарплата, отсутствие перспектив . Почему так:
1) РФ - бедная страна
Да, в РФ относительно большой рынок. Но в переводе на душу населения - получаются последние места рейтингов. Например, средняя зарплата в РФ - менее $500. Пенсия - меньше $200. Эти параметры и определяют инвестиции бизнеса в рабочие места, в клиентские интерфейсы, в сервис, в рост производительности. Всё скромненько, "работает и ладно".
2) Рынок РФ - сложный, негибкий
Слишком много государства в экономике и олигополий. Напр. львиная доля ипотеки приходится на тройку государственных банков. Любая инновация в области финтеха - это горы лицензий. Криптовалюта - "надо выждать, не торопиться с этим". Можно конечно и в РФ пробиться. То есть, ваши конкуренты тратят силы на развитие бизнеса, а вы- на нечто, что сложно им объяснить.
3) Длительные планы в РФ строить нельзя.
Неопределенность будущего и правил игры. Завтра в РФ может измениться многое - от налогообложения до валютного контроля.
4) Маркетинг вне РФ почти невозможен после жизни в РФ
В ЕС, в США, в Азии - иные коммуникации. Высочайший уровень закладывается в школах. Нахрапистого маркетинга не встречал за пределами РФ:
"Классикой шокового маркетинга стал слоган «Пыль сосу за копейки», которым компания Х сопроводила рекламу пылесоса Y. "
Если расти в атмосфере агрессии, мата -это сказывается на стиле общения , это очень усложняет продвижение на западных рынках. Нужна адаптация. Много знаете успешных зарубежных it-проектов с головным офисом в РФ ? Даже у yandex с его то экспертизой и финансами, не сложился, похоже, бизнес в Турции.
5) Технологическая отсталость
По числу роботов на душу населения, РФ на 42 месте в мире. Почему в РФ бизнес не спешит инвестировать в хайтек -это отдельный вопрос. Важно что сейчас этого нет и нет оснований, что ситуация завтра изменится. Если вокруг вас так мало хайтека, - что вы будете программировать завтра? Сайт по заказу самокатов?
6) Качество человеческого капитала
В людей надо вкладываться. По доле расходов на образование в ВВП , РФ находится на 78 месте. Низкие затраты на образование ведут к неконкурентной рабочей силе. Вы можете быть гением, но вам нужна сильная команда. Откуда ей взяться при таком образовании?
7) Отношение к техпрогрессу, к глобализации
Когда последний раз вы слышали диалог интеллигентных людей по федеральному ТВ ? Просто рассказ о достижениях мировых лидеров в технологиях, медицине, науке - без визгов, без политики ? Скорее всего - никогда. Зато наверное, слышали разговоры о нематериальном. А вот в Китае вне религии 86% - может это один из секретов их успеха? Наука и техпрогресс, они как аксиомы Эвклида - вне границ. Попытки СССР построить "свой велосипед" кончились известно чем.
С учетом этих 7 факторов, часть талантливой молодежи эмигрирует. И у них что то получается там - немало it-компаний мирового уровня создано эмигрантами из РФ. Отток талантов еще больше ухудшает перспективы IT.
Если считаете, что есть что то в противовес этим 7 факторам- напишите!
вспомнил маркетинг Чичваркина и Тинькова. Вроде Ричард Бренсон что то подобное делает, да и Маск ..
Чичваркин давно в Лондоне. Вроде запускал винный бутик "Генонизм". Если бы был успешен - мы бы о нем слышали. Значит скорее всего не пошел маркетинг на новом месте, и адаптироваться он полностью не смог
Я каждую неделю про его магазин слышу например. И он говорят давно прибыльный.
тезис у топикстартера, как я понял был про то что делать маркетинг после РФ - сложно. Даже если у Чичв. и получилось то у большинства не получается- культурный разрыв. Поэтому логично уезжать как можно раньше -больше шансов вписаться (если конечно есть желание поднимать бизнес)
Не, ну это понятно, вопрос вообще не в маркетинге, а во всем... полностью культура, язык, бюрократия, законы.... все истории успеха иммигрантов в первом поколении, они туда детьми приехали.
Сторонский, после Физтеха запустил Revolut. Красиво ,и вроде Революта даже и нет в РФ, но пример Сторонского скорее исключение из правил.
Так он стартап стартапом ведь пока что. Они же на инвестиции живут как я понимаю. То есть пока нельзя сказать, что он что-то заработал, и что это действительно большая история. И у него бэкграунд не простой, он может уже давно жил на две страны, у него гражданство UK есть.