Почему работа в ИТ - лучшее, что со мной могло случиться
Как я случайно ворвался с ужасных стартовых позиций. Почему спустя в сумме 14 лет в ИТ, 12 лет в менеджменте проектов я считаю, что лучше работы на свете нет.
Для кого: для тех, кто думает о построении карьеры в ИТ.
Время чтения: 8 минут.
Мне было 19 лет, я бросил институт после первого курса. В Москве, куда я только что переехал, вовсю разгорался кризис 2008-2010 годов.
Из активов у меня была пара месяцев практики на позиции помощника системного администратора (подключать мышку и даже обновлять Касперского я научился), друид 80-го уровня и экспертность в покраске заборов серебрянкой. Мне сказали, что работа менеджером по продажам — лучший вариант для меня, ведь опыт и образование не требуются, зарабатывать можно много, но нужно справиться с заиканием (заняло пару месяцев).
Спустя несколько тысяч откликов на вакансии без единого приглашения, я отрастил бороду и сочинил, что мне не 19, а 23, и у меня есть опыт работы в компьютерном магазине дяди в Петербурге.
Дела пошли лучше — меня позвали на собеседование в компанию по продаже воды в 20-литровых бутылках (“лучшие менеджеры за счет холодных звонков получают 40 и даже 45 тысяч в месяц, оклад стажера 9 тысяч, после испытательного 18”), в компанию по продаже офисной мебели (“полная свобода: берешь каталог и идешь на стройку, там выходишь на главного за хозяйство и продаешь ему лучшую мебель на рынке под заказ. Оклада нет, но он и не нужен — ты получаешь целых 0,8% с заказа мебели, а в дальнейшем и 1.5%!” ) и во франчайзи 1с.
На собеседовании спросили, чем отличается сервер от рабочей станции, что такое процессор и как разрабатывается софт. Спасибо хорошим урокам программирования в школе, так я ворвался в ИТ.
Первый год нагрузка была адовая — нужно было изучить основы бухучета, учета кадров и управления торговыми организациями, выучить основные продукты 1с и сдать экзамены, при этом выполняя план по продажам. Еще я увидел “элиту” — программистов и инженеров по внедрению, которые смотрели на продавцов свысока и не хотели “ручкаться”.
Говорили, что лучшие из этих ребят стабильно зарабатывают по 90 и даже 120 тысяч в месяц, а еще они левачат на заказах после работы. Мне приходилось по ночам разгружать металлическую мебель и подрабатывать в интернете, заполняя карточки товаров.
Я быстро ощутил плюсы ИТ:
ИТ — это про постоянное изучение предметных областей, автоматизации и новых технологий
Почти во всех компаниях, в которых я работал, было чудесное обучение: внутренние курсы (и даже университеты!), оплата внешних курсов, сертификатов и литературы, приглашенные лекторы, в том числе очень крутые. В каком-то году у нас в лектории выступили второй человек в Sun Microsystems СНГ, основатель 1с и директор по развитию Microsoft Россия. Слушать таких дядек уже было восхитительно, дополнительно я прорабатывал книги по проектному управлению, аналитике, переговорам, ежедневно читал все основные темы на оверклокерах и хабре. Общая учебная нагрузка была выше, чем в институте, и у меня пропало ощущение, что я похерил свое будущее.
Спустя какое-то время я смог устроиться в московский офис региональной компании-разработчика docflow и workflow системы и наконец-то начала сбываться мечта — я начал потихоньку мигрировать в сторону “технарей”. Из-за недостатка рабочих рук, во внерабочее время и за отдельную оплату я впервые написал документацию по проекту. Параллельно с работой менеджером по продажам начал выступать в роли инженера по внедрению: сначала маленького (10 человеко-дней, ч. д.), а затем в роли менеджера и большого для меня проекта (~100 ч. д.).
Цифровизация в 2013 году была чистым полем, особенно в регионах. Куча крупных холдингов с тысячами сотрудников с почтой на mail. ru и в лучшем случае Excel’ем, чаще просто работающие только с бумагой.
В те времена мне доводилось реализовывать работу с кадрами, всевозможные заявки, трекинг доставок, библиотеки технологической документации для распределенных организаций, Helpdesk и ServiceDesk системы, системы проведения онлайн-совещаний, системы управления проектами и CRM.
Трудозатраты на внедрение в компании-разработчике рассчитывались, исходя из количества пользователей (в духе 25 пользователей — 1 ч. д., 2 ч. д. на каждый процесс + 2 ч. д. на пользовательскую документацию и установку на сервер заказчика). Критерием успеха была только общая удовлетворенность заказчика. В 2023 году такой подход выглядит как сущий ужас.
Первое время в проектные трудозатраты я не укладывался, многие вещи приходилось переделывать, но клиент платил по фиксированному контракту, сроки давались с запасом, а работодателя не волновали мои ночные переработки.
В ИТ всегда есть чем заняться: пресейлы, продуктовое управление, взаимодействие со стейкхолдерами, изучение предметной области, продуктов компании, продуктов конкурентов, документации по чужим проектам — ты скорее думаешь о том, что не успеешь сделать
Диким восторгом было приходить в крупные компании и изучать внутренние процессы, проводить время с руководством и основателями, делать их работу проще, искать варианты и способы автоматизации, которые устроят всех. Серьезно, где еще в 23 года можно провести полдня с владельцем и основателем производственной компании — лидера рынка, изучая процессы, в которые он вовлечен, а через месяц погружаться в процессы крупнейшего в зарубежной стране банка?
Во все времена моей карьеры я постоянно сталкивался с нестандартными задачами
Я городил костыли и использовал функционал системы нестандартным способом, искал клиентов для совместной оплаты доработок, писал скрипты. Мне приходилось продумывать общую архитектуру внедряемой системы с возможностью дальнейшего, многолетнего, развития, чтобы потом самому же им и заниматься.
Умные смарт-папки (фильтры с условиями), скрытые статусы и тэги для задач, группы прав и полномочий с относительными параметрами, маршруты согласования документов, используемые как workflow для сложного процесса с интеграциями с другими системами, скрипты — все это давало ощущение свободы и возможности автоматизировать любой процесс в интересах заказчика и за какую-то сравнительно небольшую сумму денег.
У тебя есть реальная возможность влиять на рабочий процесс сотен и тысяч людей, делать их жизнь проще и более управляемой
Не только в теории, рассчитывая экономический эффект от внедрения системы, но и в реальности. Одно из главных удовольствий в жизни, которое мне доводилось испытывать, связано именно с использованием софта заказчиками и их благодарностью. Осваивать бюджеты, получать даже большие зарплаты, если занимаешься бесполезным делом — не круто. Модернизировать инструменты управления, повышать качество обслуживания конечных клиентов, упрощать и улучшать работу пользователей — очень круто (идеально за большую зарплату).
Получаемые в ходе работы менеджером и директором ИТ-проектов навыки существенно влияют на повседневную жизнь
Проектный подход к решению проблем, планирование, умение договариваться и слышать других людей, способность быстро разбираться в новом, умение быстро разбить проблему на несколько подзадач — всему этому я научился на работе. Закаленная нервная система — неприятный, но бесплатный бонус 🙂. О возможности удаленно работать (особенно актуальной для меня из-за нескольких серьезных травм и операций), достаточно большом рынке труда в мире и зарплате выше среднего, вероятно, не стоит и упоминать. Тот же бум ИИ, вероятно, в меньшей степени затронет менеджеров проекта, банально из-за необходимости большого количества личного общения с заказчиками.
Минусы, конечно, тоже есть. Хронический стресс, огромная ответственность, переработки, сложности с отпусками и звонки от заказчиков в 3 ночи, внезапные факапы третьих лиц. Выраженная сезонность в части нагрузки — на этапе сдачи проектов приходилось буквально рваться на части и работать без сна и выходных.
За 12 лет в проектном управлении я участвовал примерно в 300 проектах; проекты были исполнены в интересах миллионов конечных потребителей услуг. Я прошел путь от младшего менеджера по продажам в маленьком офисе франчайзи 1с до директора по развитию системного интегратора. И, несмотря на все препятствия и трудности, не могу представить себя в другом месте. В ИТ я нашел свою страсть, и эта работа дает мне огромное удовлетворение.
Закончим этот “учебный” материал цитатой из чудесного фильма:
Титры🙂
Есть вещи и похуже айти, но лучше нет
100%. Иногда по ночам прям такие мысли и приходят - боже, за что мне это все, пойду на завод. Но не идешь :)
Все таки работа в айти сфере намного лучше чем на заводе, странно что у вас такие мысли возникали
Комментарий недоступен
Я думаю, Вася имел в виду, что условия и безопасность труда сильно выше, возможностей переехать/сменить работу больше, зарплата в среднем выше, иногда в десятки раз. Соцпакет лучше. Ну и гибридный режим работы, с удаленкой несколько раз в неделю тоже плюс для многих.
Комментарий недоступен
Да понятное дело, что это наполовину шутка) Хотя есть приятели, которые работают свои 8 часов, 5 дней в неделю, получают 200 тысяч в месяц, ходят во все отпуски по плану и всем довольны.
Каждому свое ... кому-то на заводе хорошо.
И причем там не такие плохие зарплаты и не такие плохие условия
Так и есть. Просто постарался рассказать, за что сам люблю ИТ и с чем регулярно сталкиваюсь.
Хватает друзей, даже кандидатов наук, кто работает на заводе, получает хорошую зарплату и довольны.
и иногда, впадаешь в недельную апатию, без желания что-то делать, но выбираешься и ебошишь дальше
это лучше чем каждый день думать "бля а че я на заводе делаю"))
Комментарий недоступен
Мне кажется, вопрос в том, что считать под ПМ. Директор проектов, который управляет портфелем из 10 проектов, периодически подменяя одного из своих ПМов - это все еще ПМ? Директор бизнес-линии, который, по сути, помимо функций директора проектов еще и за выручку/прибыль направления отвечает - это еще ПМ? ПМ, который из ИТ-компании уходит к заказчику и отвечает за направление/продукт - это ПМ в вашем понимании? По времени процентов 50 работы у них вся та же.
Таких я человек 30-40 знаю, в целом все ворчат на работу, но планируют заниматься этим всю жизнь.
Комментарий недоступен
Странно, когда работают и ворчат ...))) Я, всегда когда такие попадались говорил - но ты же согласился ...!
Расскажите, куда бегут, пожалуйста, интересно, как у людей складывается. Из успешных переходов совсем в другую сферу (не просто больше менеджмента) у меня есть только один знакомый - он из ПМов крипты в реставраторы антикварной мебели ушел, но ему по сути о деньгах можно не думать следующие лет 10-20)
Комментарий недоступен
Мне как-то пришлось разбирать и выравнивать положение на одном предприятии, обычно на такое уходило 3-4 месяца ... Я, человек старой управленческой формации и закалки. Интересно по началу было смотреть на эту кучу не нужных и надутых современно называемых специальностей, типа как вы выше перечисляете ...) И вообще согласитесь, что сфера ИТ призвана в своей сути типа облегчать ...)))
Результат работы ИТ - инструменты. Какие-то инструменты экономят сотни человеко-дней, какие-то, типа Гугла, миллиарды. Какие-то инструменты необходимы для функционирования бизнес-модели или организации в целом.
Но с такой точки зрения можно смотреть и на прогресс в целом. Инженеры, создавшие самолет, лифт, телефон, машину, токарный станок сделали это для облегчения жизни и работы.
Согласен с Вами, я забыл посмотреть на пару ступенек ниже ...)
Сегодня хороший типа "советский ПТУшник"Ю слесарь, токарь и тд ...
Отлично зарабатывает и если еще не дурак, не работает на ПАВ ... Сможет типа в гараже себе, что-то соорудить - вообще "царь" ...! И свободного не зависимого времени полно ...)