{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы потеряли 36 млн, а потом заработали в пять раз больше. Спойлер: изменили бизнес-модель

В 2018 году мы с друзьями курили на балконе и решили стать миллиардерами. Открыли сеть кофеен и почти разорились. Потом изменили бизнес-модель и стали сотрудничать с «Перекрестком», «Вкусвиллом» и «Самокатом». В статье расскажем, какие ошибки совершили и почему не нужно всё делать идеально.

Как мы хотели быть богатыми, но потеряли миллионы

Привет! Мы — Саша, Арам и Сергей. Основатели компании Eattery. Наши блинчики и цезарь вы заказываете в «Лавке», а пюре с котлетой и карбонару берёте в «Самокате».

Вчерашний обед в офисе. Тоже заказываем из «Самоката»

Сегодня у нас своё производство, которое выпускает почти десять тысяч блюд в день, а оборот компании — 180 млн рублей.

Но всего этого не было бы без наших ошибок.

В двадцать лет мы хотели быть богатыми. И выбрали для этого самый странный путь — открыли производство готового питания и сеть кофеен.

Мы учились в Испании и после лекций бегали в сетевую кофейню Nostrum поесть.

Таких точек около десяти по всей Барселоне

Это что-то вроде московского Prime. Лотки с готовой едой, большие порции и низкие цены.

Нормально пообедать можно было за 6-8 евро. Пока разогревается рис с курицей — садишься за один из столиков внутри и ешь салат.

В России такого формата заведений почти не было.

Мы понимали, что скоро это дойдет и до нас.

Поэтому долго над идеей своего проекта не думали — решили адаптировать испанский опыт Nostrum на краснодарский мотив.

И это была первая ошибка.

Похож на испанский прототип?

Не надо пытаться сделать всё идеально

Жизнь и учёба в Европе подпортили наш бизнес. Когда открывали кофейни Eattery — пытались сделать всё идеально. Семьдесят позиций блюд, отдельный сотрудник под каждую задачу и натуральный дикий камень на барную стойку.

Как итог — лишние заморочки на производстве и нагрузка на поваров, раздутый штат и бешеная стоимость открытия одной точки.

Главной нашей аудиторией были офисные сотрудники. И мы не могли допустить, чтобы клиенты в обеденный перерыв сидели не на итальянских стульях, а в их тарелки светили не австрийские люстры.

Поэтому для проектирования точек мы пригласили премиального дизайнера в Краснодаре. Она делала ремонт одному из наших друзей.

Правда, в квартире. И кейсов с общепитом у неё не было. Но дизайн у друга нам понравился и мы решили начать работу.

Спойлер: никогда так не делайте.

В итоге одна точка обошлась нам в семь с половиной миллионов рублей.

Её же можно было открыть за два. Как?

Всё просто:

— использовать готовый проект интерьера, а не премиального дизайнера

— нанять проверенную строительную бригаду

— не покупать люстры по сорок тысяч и дикий камень по сто

— не вкладываться в функционал помещения, который не нужен.

Например, мы потратили сотни тысяч на установку приточно-вытяжной системы, которой не пользовались ни разу.

Думали, что при разогреве большого количества еды в микроволновках будет стоять запах на всё кафе — в итоге никакого запаха не было.

Ещё веселее было с производством.

Красим газовые трубы в будущем цехе 

Для проектирования помещения мы пригласили специалиста, который создаёт кухни для ресторанов. Тогда мы не понимали, что производство готового питания на 13 тысяч блюд в сутки и кухня ресторана на 130 — разные вещи.

Поняли мы это только после того, как в нашу холодильную камеру на 13 тысяч блюд с трудом залезли четыре.

После того, как в цехе по обработке овощей нельзя было помыть помидоры из-за нехватки места.

После того, когда камера для шоковой заморозки не вмещала в себя и половины дневного объёма производства.

За проект мы отдали 200 тысяч рублей, а в производство вложили около 20 миллионов. Треть из них ушла на то самое оборудование, которого не хватало.

Так мы переплатили дважды.

И за оборудование, которое не соответствовало нашим требованиям. И за работу человека, который не умеет проектировать пищевые производства.

Так выглядело наше первое производство, где мы готовили супы, варили пасту и делали пюре 

Почти полгода после запуска мы просидели без заказов.

Думали, что после открытия точек люди ломануться к нам.

Наш изначальный бизнес-план был неверным. Мы рассчитывали на 15 точек и каждый день ждали по триста гостей в каждой из них.

И здесь мы подошли к ошибке номер два.

Никто не сидит и не ждёт ваш продукт на рынке

Мы были настолько уверены в своём продукте и даже не думали, что идея может оказаться провальной. В Европе же работает — значит и наши только сидят и ждут, когда три парня откроют в Краснодаре кафе с готовой едой.

С реальностью мы столкнулись, когда увидели списания на точках.

Каждый вечер сотрудники делали заявку с количеством блюд на следующий день и отправляли на производство. Мы не включались в этот процесс и доверяли персоналу.

Свою ошибку поняли через месяц.

Оказалось, что из 300 заказанных позиций ежедневно продается только треть. Остальное — списывается (уносится домой и раздается знакомым сотрудников).

Холодильники были забиты каждый день. Такими же они оставались к закрытию

В нашей команде из троих руководителей каждый отвечал за всё, но ни один не брался за контроль заказов на производство.

В этом была ещё одна ошибка — отсутствие четкого разделения обязанностей.

Когда решения принимаются коллективно — легче свалить неудачу на партнёров. Принятое решение ведь было общим, верно?

Сложнее брать ответственность и риск только на себя. Но после того, как каждый из нас сделал это — наш бизнес вышел в плюс.

Вся наша драма в одной картинке

Проклятие ресурсного мышления

Представьте: вы — владелец кофейни. В обед в ваше кафе очередь. Как решить проблему?

Большинство предложит нанять ещё одного сотрудника — официанта, повара, кассира. Лучше всех и сразу.

Это пример того, как работает ресурсное мышление.

Для решения не нужно включать голову и перестраивать процессы — проще нанять человека. Мы тоже так мыслили.

Когда на производстве или точках персонал не справлялся — мы раздували штат. Шли по пути наименьшего сопротивления.

В кофейне 70 м2 одновременно работали четыре сотрудника — кассир, сотрудник зала, мастер чистоты и человек, который делает фреши и сэндвичи. Каждый из них получал в среднем 30 000 рублей в месяц.

И зачем столько людей на квадратный метр?

Сейчас мы понимаем, что кассир мог бы делать фреши и сэндвичи, а в свободное время протирать полы. Да и сотрудника зала можно было бы убрать, а на все вопросы клиентов отвечал бы тот же кассир.

На производстве была похожая история — пять поваров отвечали за все процессы одновременно. Они готовили супы, мыли овощи, резали мясо. Правильным было — дробить процессы и делать производство поточным.

Один сотрудник — одна задача.

Минусы работы с «Магнитом» и «Пятерочкой»

Все проблемы, описанные раньше, мы решали два года. Чтобы вы не потерялись во времени — в 2018 открыли первое кафе, а к 2020 году их было уже три.

За этот период точки принесли 14 млн убытка. Но сработали как реклама для торговых менеджеров «Магнита» и «Пятерочки». Ребята пришли в нужный момент — бизнес был в убытках и мы даже хотели продавать его.

Но предложение от торговой сети и крупный контракт дали новые силы.

Тогда мы ещё раз поймали это чувство — «вот, сейчас точно станем миллионерами».

Мы понимали, что если в торговых сетях появился запрос на готовую продукцию — скоро проект выстрелит.

В Краснодаре наша компания была единственной, кто производит готовую еду. Поэтому «Магнит» и пришёл к нам.

Это давало нам преимущество при переговорах с ними. Но переговоры мы вести не умели. Соглашались на все условия и цены. И ещё не знали, что торговые сети высасывают из производителей всё.

Примерно так и было

Во-первых, сеть поставила нам условие — привозить товар в каждый магазин отдельно, а не на распределительный центр. Всего было 20 магазинов.

Мы, конечно, согласились. Это же «Магнит»!

С «Пятерочкой» был распределительный центр, но добавились другие проблемы — доставка шесть раз в неделю.

Нам пришлось перевести персонал на семидневный график и увеличивать зарплату, расходы на электричество, питание и трансфер для сотрудников.

Во-вторых, сотрудничество с сетями — это куча бумажной волокиты. Каждый процесс регламентируется особенной бумажкой, которую нужно подписать и носить с собой. Сколько лишней головной боли.

В-третьих, сети оставляли лотки с едой на солнце и они вздувались. Сотрудники не соблюдали температурный режим и покупатели получали испорченный товар.

Вторая и третья полки — наша продукция в «Магните»

Представьте, вы покупаете карбонару в «Пятерочке» — соус кислит, а помидоры забродили. Вы запомните название производителя и будете обходить его стороной.

Всё это принесло огромные списания в сети. Продукция плохо продавалась — мы сократили количество магазинов и упал объём поставок. Но расходы на производстве остались прежними.

Настал критический момент. Мы с партнёрами думали, что вот-вот обанкротимся. Наш кассовый разрыв достиг пары миллионов рублей.

Стоимость ошибок на конец 2019 года

И здесь наконец-то до нас дошло — всё это время мы строили бизнес неправильно.

Как мы изменили бизнес-модель и вышли на оборот 200 млн

Опыт работы с сетями показал, как должно выглядеть производство с тысячными объёмами. До этого мы обслуживали только свои точки и работа с b2b-сегментом перевернула наш взгляд на бизнес-модель.

Стало очевидным направление развития. Мы решили закрыть точки.

Признаемся — было стрёмно. В одночасье продавать кофейни и менять бизнес-модель.

Вдруг снова не получится?

Казалось, что нас бросили в воду и нужно было учиться плавать.

Мы остановили сотрудничество с «Магнитом» и «Пятерочкой». Решили проработать все ошибки и начать с начала.

Чтобы работать с сетями — нужно быстрое и отлаженное производство.

Первым делом мы ускорили его — на место полуавтоматического упаковщика заказали автоматический. Он справлялся в пять раз быстрее — 350 блюд в час против 1200 блюд в час.

Итальянский зверь, который упаковывает 1200 блюд в час

Построили большую холодильную камеру для готовой продукции и заменили импортные продукты на местные.

Таких коробок с удоном и пастой хватает на пару дней

Меню тоже поменялось.

Кофейни требовали разнообразные позиции, а b2b-модель позволяла сократить количество SKU в три раза и сосредоточиться на самых продаваемых позициях.

Перестройка всех процессов заняла около двух месяцев.

Мы продали кофейни и сконцентрировались на производстве.

За год до этого решения к нам постучались ребята из «Лавки» и «Самоката». Потихоньку мы начали сотрудничество — обсуждение позиций, условий поставки, первые результаты продаж.

В топах сервисов — простые и недорогие блюда. Например, курица с булгуром 

Постепенно b2b-модель вытеснила иллюзии по развитию бизнеса через собственные точки продаж.

Этот заказ в «Самокате» стоил 542 рубля

Что было дальше

Уже два года мы работаем с сервисами доставки. Двигаемся в направлениях корпоративного питания и кейтеринга.

Если сравнить результаты нашей изначальной бизнес-модели и того, что произошло после закрытия кофеен — рост производства в три раза.

Будущая холодильная камера, с которой к концу 2023 года выйдем на 500 000 блюд в месяц

Сегодня мы отгружаем почти 300 000 готовых блюд в месяц.

О таких объёмах с собственными кофейнями мы не могли и мечтать.

Каждый месяц мы расширяем производство — от 500 м2 доросли до 1300 м2. К лету закончим строительство двухэтажного холодильника, а пока начали партнёрство с крупными игроками — «ВкусВиллом» и «Пятерочкой».

Во «Вкусвилле». Вторая полка снизу — вся заполнена нашей едой

Теперь-то мы знаем, как выстраивать сотрудничество, управлять производством и зачем нужны ошибки. Даже самые глупые.

И главное, что мы хотим сказать своим примером — не бойтесь менять свой бизнес-план, если всё идёт не по плану.

Потому что не по плану будет идти всё и всегда.

Помогала с текстом Диана Листопад

0
123 комментария
Написать комментарий...
Stanislav Lee

А как решили проблему с недобросовестными работниками реализаторов, для которых ваш товар — один из десятков тысяч и его могут дольше продержать без холодильника и тд. Или полностью перешли на работу с агрегаторами, а там как то по другому строится работа? Но сейчас работаете же с Пятерочкой — там как обстоят дела с этим?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ч.
Автор

На тот момент, когда впервые начали работать с пятерочкой и магнитом, в нашем регионе сети только только начинали работу с таким видом продукции, поэтому у них, как мы считаем, еще не до конца была выстроена работа сотрудников.

Сейчас вроде все окей!

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда