{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

По острию ножа: как построить семейный бизнес, не убив друг друга

Семейный бизнес — это хорошо. Деньги не уходят из семьи, и все находится под контролем. Но это только на первый взгляд. На самом деле есть много подводных камней, которые могут не только уничтожить бизнес, но и разрушить отношения.

Первый раз я высказался на тему семейного бизнеса еще в 2021 году через пост в «нельзяграме». Но тогда глубоко раскрыть эту мысль так и не получилось. В рамках этой статьи я расскажу, как семейный бизнес выстроен у нас с моей женой Еленой, и поделюсь секретными секретами. Но было бы нечестно рассказать о семейном бизнесе только с мужской точки зрения. Поэтому в каждом блоке о своем отношении к совместной работе расскажет и моя супруга.

Почему трудно работать вместе

Главная трудность в совместной работе — воспринимать свою женщину не как жену, а как профессионала, полноценного члена команды. Слова близкого человека в профессиональной сфере не воспринимаются всерьез. Я бы даже сказал, что становишься глух к словам. Зато если кто-то другой говорит эту же мысль, то очень даже заходит. Уверен, что и у вас такое бывало с любимыми, даже если вы не работаете вместе.

А вот любые замечания или претензии супруги воспринимаешь не как фаундер компании, а как муж. Ее шутки или колкости бьют по мужскому эго и вызывают бурную и зачастую негативную реакцию. Хотя на то же самое от другого человека я никак не среагирую. Максимум посмеюсь, а может, даже не услышу.

Такие вещи нужно понимать и пытаться на работе абстрагироваться от отношений, разделить дом и работу, пытаться слушать и слышать по-другому. На такое понимание уходит много времени и сил. Но оно стоит того. Если нужно привлекать к этому профессионалов — психологов и психотерапевтов, смело делайте это. Мы с Леной используем все доступные нам инструменты, чтобы развиваться и убирать неработающие убеждения.

Обязательно нужно разговаривать. Нельзя жить с мнением, что ты прав и точка. Нужно уметь говорить, обсуждать, находить компромиссы. В конце концов, мы живем не ради компании и бизнеса. Мы живем, чтобы нам было хорошо.

Радик Юсупов, СЕО сервиса Radist.Online

По собственному опыту совместной работы я многое понял и с уверенностью могу сказать, кто никогда не сможет вести семейный бизнес. Это противопоказано тем, кто не готов меняться и воспринимать свою половину как полноценную личность. Как профессионала и партнера, у которого есть свое мнение, чувства, ощущения, эго, интуиция. Если вы не готовы воспринимать друг друга именно так, то совместный бизнес строить не стоит.

Лена:

«Чтобы работать вместе, нужна безусловная любовь и принятие. Если человек не готов понимать и принимать свою вторую половину рядом с собой на работе, то будет сложно. Я работаю с Радиком с 2018 года. Наш бизнес-путь начался еще до того, как мы стали парой и полюбили друга. Я стала его помощником, и эта роль проходит сквозь все наши отношения, задачи и цели. Нам пришлось научиться выстраивать деловые отношения и доносить информацию друг до друга.

Я что-то замечала, неправильно это доносила до мужа, а он неправильно реагировал. Начинались жаркие дебаты, результатом которых становилось улучшение компании. Так, по шажочку, по проценту мы дошли до того, что имеем сегодня.

Елена Юсупова, операционный директор сервиса Radist.Online

За время совместной работы было много трудностей. Увеличивались отделы, мы занимались их взаимодействием, было несколько важных трансформаций компании. Поначалу было сложно — мы притирались друг к другу и как супруги, и как коллеги. Но в итоге научились понимать и договариваться».

Есть ли место в бизнесе вторым половинкам

Мое мнение с самого начала ведения совместной работы — нормальные люди друг с другом не работают. Хоть тех, кто выбрал предпринимательский путь, нормальными можно назвать с сильной натяжкой. Я убедился в том, что был неправ, когда посетил одну из конференций Павла Гительмана. К моему удивлению, 80% из почти 200 участников встречи приехали со своими женами. На конференции мы много общались и выяснилось, что люди приехали вместе, потому что ведут бизнес. Мы с Леной всем задавали одинаковый вопрос: «Как вам работается вместе?», и большинство отвечали: «Тяжело, но интересно». И я полностью согласен с ними. Поэтому не бойтесь работать вместе. Совместный бизнес и работа добавят в вашу жизнь новые краски и эмоции. К слову, Павел работает вместе со своей женой Татьяной.

Но работать вместе ради того, чтобы просто быть вместе — глупая затея. Смотрите на компетенции человека и ответственность, которую он несет за результат своей работы. Лена никогда бы не стала руководителем партнерского отдела, а затем операционным директором компании, если бы не несла полную ответственность за все, что она делает. Она показывала наилучший результат и всей душой болела за процесс. Если бы Лена делала работу плохо, то до руководящей должности никогда бы не поднялась, несмотря на то, что она моя жена.

Если в семейный бизнес вводят некомпетентных людей просто потому, что это жена, муж или другой родственник, ничего хорошего не жди. Сотрудникам будет дискомфортно работать, и они просто начнут увольняться. В нашем случае перевод Лены из одной должности в другую команды встретила одобрением. Все стали работать еще лучше, и никто из ключевых специалистов не ушел. Наоборот, в команде появляются новые, хорошие специалисты. А значит, то, чем занимается Лена, — нужно компании, команде и мне как руководителю.

Моя жена также взяла на себя тяжелейшую ношу — она душа нашей компании. Она проводит большую работу с командой. Вместе с командой она ввела традицию — на день рождения сотрудника команда придумывает интересное поздравление, подбирает и дарит книгу, а также главный сюрприз — грамоту со званием. И вот на день рождения Лены в такой грамоте ей присвоили звание «солнышко команды». Потому что без нее команда не улыбается, не работает и не наполняется. Это все — вклад моей супруги.

Лена:

«Наш девиз — решение есть всегда. И результат наших совместных усилий — наша компания. Дружная, со своими твердыми ценностями, сильными продуктами и коллективом профессионалов. За все время работы у нас случился всего один конфликт внутри коллектива. Между отделами — продаж и техподдержки. Там возникло недопонимание, которое перешло на личности. И конфликт начал разгораться как пламя. Когда я это увидела, мне стало страшно. Потому что пошатнулся тот баланс и дружественный дух, который есть у нас в компании.

Но я подошла к вопросу профессионально, как учил меня Радик, и вспомнила, что решение есть всегда. Поэтому я пошла изучать информацию — почитала книги, посмотрела ролики по теме, поговорила с коучем. И появилась схема разрешения конфликта:

  • пообщаться с ребятами;
  • выслушать каждую сторону;
  • донести, что конфликт нужно решать в профессиональной сфере, не переходя на личности.

Из этой ситуации я вынесла главное — нужно решать конфликт тогда, когда только появилось напряжение. Не ждать и не растить в себе драконов ярости. Теперь в нашей команде все знают и умеют решать конфликты. Даже появился такой слоган — «Пойдем выйдем, кофе попьем». Он означает, что ребята почувствовали напряжение, где-то рабочий процесс стал непрозрачным и нужно разобраться. Сегодня мы все понимаем, что конфликтовать полезно, но делать это нужно профессионально и с интересом».

Work-life balance — балансируем умело

Я считаю, что в семейном бизнесе важно быть адекватным человеком. Если Лене надо сейчас поработать и я в этом заинтересован, как фаундер, я говорю: «Работай, все остальное я сделаю сам».

Мы помогаем друг другу как на работе, так и дома. Например, чтобы облегчить жене уборку нашего большого дома, я купил нам игрушку — робот-пылесос. Теперь я постоянно запускаю его, а освободившееся время мы тратим на другие более приятные дела, например, прогулку.

Лена:

«Занимаясь семейным бизнесом, я научилась совмещать в себе несколько ролей — мамы, жены, руководителя. Поначалу я целиком отдавалась работе, и даже дети стали замечать, что мама все время «в ноутбуке». Поэтому я вывела для себя правило — не заниматься работой дома. Это не значит, что я перестала видеть ценность в работе. Я все также люблю решать сложные задачи, люблю общаться с нашей командой. Просто вывела для себя формулу, где все важные части жизни находятся в идеальном балансе.

Семейный бизнес привнес в мою жизнь много важного и нужного. Но изначально, я стала работать, чтобы не отставать от мужа в профессиональном развитии, «бежать» с ним наравне. Это происходит и сейчас — Радик развивается все время, и мне нужно соответствовать ему. Поэтому для меня семейный бизнес — постоянный источник вдохновения для развития и место, где я могу гордиться собой, своим мужем и своей командой».

Есть ли жизнь в семейном бизнесе

Я перестал разделять жизнь и работу, потому что на работе провожу большую часть времени. Там я реализовываюсь, развиваюсь профессионально, знакомлюсь и общаюсь с разными интересными людьми. Плюс мне, как мужчине, важно приносить «добычу домой», достигать финансовых результатов. Все это делает мою жизнь еще ярче и интереснее.

Лена:

«У меня немного другой взгляд на это. Для меня работа — это работа, а не вся жизнь. Есть более важные вещи и сейчас больше хочется жить для себя. Когда я только начинала свою деятельность в компании, то буквально горела на работе, но несколько месяцев назад ситуация изменилась. Я наладила все процессы в команде и теперь могу немного отойти в сторону. Работа меня все также зажигает, но есть и другие интересы — путешествия, творчество, семья».

Подведем итог

Сложно ли вести бизнес вместе с супругом/супругой? Очень. Нужно ли ввязываться в это? Да, если вы готовы слышать друг друга, уважать мнение партнера, а главное — готовы делать все, чтобы идти по выбранному пути.

Семейный бизнес — это всегда сложно. Есть такое выражение: «Чего ты хочешь больше — быть счастливым или правым?». Но секрет в том, что через счастье правота и рождается. Потому что любая ссора на работе, непонимание или претензия — это запрос на любовь. Вы можете ссориться, ругаться по вопросам бизнеса, но если есть любовь, вы придете к той нужной и важной точке, которую оба примете. Помиритесь, проговорите все и примите точку зрения друг друга. Это очень важно в совместной работе. Поэтому в семейный бизнес нужно ввязываться только через любовь и понимание.

0
177 комментариев
Написать комментарий...
Внучка Бобби Аксельрода

Супер. Люди, которые не отталкиваются от тупых стереотипов (бизнес с друзьями нельзя, с родственниками нельзя, рассказывать пока не запустил нельзя и тп) - классные. При таком разумном подходе, взаимопонимании и готовности усердно работать, как у авторов, все точно получается.

Ответить
Развернуть ветку
Deification

Хз, у нас юр. отдел заебался разгребать дела с бывшими "друзьями", "крёстными" бенефициара. За 20 лет все в том или ином виде начинали гоняться или как-то по-другому на конфликт выходить. Так что с этим правилом я всецело согласен, хотя оно и противоречит логике.

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Бывает и такое, да.

Ответить
Развернуть ветку
174 комментария
Раскрывать всегда