{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Создать онлайн-сервис в сфере психологии и всё потерять

Все любят очень классные истории о том, как что-то у предпринимателя получилось хорошо. А я считаю, что важно рассказывать о том, что не получилось. Прошлый пост про мой фейл собрал 30 тысяч просмотров и много хейта. Может, этот соберет еще больше «экспертов».

Предыстория.

Речь пойдёт о моём стартапе, в который мы с партнёрами инвестировали свои собственные средства, средства инвестора и часть средств от гранта, который получили в 2018 году. Идея стартапа в области психологии пришла ко мне в начале 2016 года. Совершенно случайно я наткнулся на американский сервис ментального здоровья Talkspace и подумал: "А почему бы и нет?" и решил создать аналогичный сервис, предоставляющий услуги психологов в чате как SaaS-сервис, с дополнительной возможностью аудио/видео консультаций. Мы рассчитывали на российский рынок с возможностью расширения на русскоязычную аудиторию по всему миру.

Акт 1. Как меня на.обманул разработчик.

Один из моих близких друзей, за кружкой пива, рассказал мне, что у него есть “фулл стэк разработчик от бога”, который ищет стартап, куда бы присоединиться в качестве сооснователя. Я встретился с Никитой, и он произвел на меня отличное впечатление. Я рассказал ему об идее проекта HealthyLab.

Это платформа, на которой работают психологи (не фрилансеры, а наши сотрудники, которые обучены асинхронной терапии), получая комиссию от каждой подписки. Подписка была предусмотрена на 2 недели, месяц и 7 дней. Сначала планировалось внедрить только возможность общения в чате. На следующем этапе мы планировали добавить аудио сообщения и возможность организации видео сессий с клиентом, как дополнительный функционал. Клиент и психолог должны были иметь возможность обмениваться файлами друг с другом, а у психолога должна была быть "карта клиента". Платформа должна была быть адаптивной (для компьютера и телефона).

Никита уверил, что реализует проект за 2-3 месяца, утверждая, что это не сложно. Мы периодически встречались с Никитой, а я начал работу с инвесторами. На тот момент (2016 год) мы были первыми на этом рынке, и еще не было Зигмунда, YouTalk, Альтер и так далее.

Работа с инвесторами шла отлично. Финансовую модель я составил великолепную (я уже говорил, что финансовые модели никогда не совпадают с реальностью?), unit economics работал, деньги были. Инвесторам нравилось. Назначили встречу с одним достаточно большим фондом (не буду называть, но термшит от них до сих пор лежит у меня в качестве сувенира), и его директор по инвестициям решил инвестировать в нас как частное лицо.

term-sheet от инвестора на 20 млн. рублей

Короче, через 3 месяца Никита пропал, потом появился и сказал, что ничего доделывать не будет, отдаст исходный код (что успел) и уходит. Сказать, что я охренел ничего не сказать. На следующей неделе встреча с Инвестором, а у меня нет НИ-ЧЕ-ГО. Тут я понял, что буду инвестировать свои средства, т.к. вопрос 20 млн инвестиций от инвестора стоял остро.

Акт 2. Бутстрап стартап.

Перенес встречу на 2 месяца, начало, январь, 2017 год, оплатил разработчика, в котором был уверен, для создания MVP (nocode тогда не было) и определили сроки. Итого с затратами около 1 млн рублей сделали MVP и ленд, который можно было презентовать. В принципе все работало отлично, фирменный стиль сделали хороший, платформа не глючила. Было примерно так:

один из наших сайтов

Мы привлекли 20 млн и начали адаптировать инфраструктуру под масштабирование. Параллельно запускали рекламу, тестировали стоимость перехода, стоимость подписчика и так далее. Т. к. мы были единственными в Яндексе и Гугле, контекстная реклама стоила нам очень дешево: стоимость регистрации на сервисе была около 60 рублей, а подписка на 7 дней выходила в 600-700 рублей.

На тот момент у меня была гипотеза, что рынок, возможно, не готов к психологии, и она частично подтверждалась тем, что приходящие пользователи чаще всего не продлевали подписку после 7 дней общения с психологом. Они решали свои запросы и после этого уходили. В долгосрочную работу практически никто из них вступать не планировал. Т. е. с учетом комиссии, даже при адекватной стоимости, проект финансово не работал. Но это не главное. Почему? Потому что стратегически здесь есть два пути:

1) Дальнейшие инвестиции, обучение рынка, и с учетом дальнейших изменений в поведении пользователей (на горизонте 4-5 лет) - становление лидером рынка и вывод компании в положительную динамику.

2) Инвестиции с целью продажи стратегическому инвестору.

И есть один дополнительный путь: все-таки попробовать менять продукт для улучшения возвратности и unit economics. Затем идти по второму пути, либо просто по дивидендной модели + масштабирование на рынки ЕС, где средний чек гораздо интереснее.

Я решил идти последним вариантом, и мы продолжили заниматься "улучшайзингом", а также занялись разработкой приложения. Наша гипотеза состояла в том, что компьютер у человека не всегда под рукой, а пользоваться адаптивной версией сайта может быть неудобно. Ну и пуш-уведомления будут приходить, вовлеченность увеличится. Поэтому сделали отдельное приложение, но к сожалению оно не сильно повлияло на конверсию и увеличение LTV.

Акт 3. Конкуренты пришли.

В 2018 году на рынок начали выходить конкуренты. На одной встрече с известным предпринимателем и его сыном, я рассказал о том, что мы делаем и как развиваем продукт. Через 3 месяца его сын открыл аналогичный, но немного видоизмененный сервис, и параллельно на рынок вышло еще несколько компаний. Также сервис Профи стал активнее вкладываться в рекламу психологии через контекст, и стоимость регистрации взлетела до 250 рублей, а стоимость привлечения клиента - до 2000 рублей (в лучшем случае). А тарифы у нас на тот момент были такие (см. скрин мобильного приложения).

дизайн приложения, на тот момент мы были единственный сервис с mobile app

Итого, к 2019 году на рынке были Alter, Zigmund, HealthyLab, YouTalk, Meta и еще несколько игроков. Плюс сервис Профи. И все они рекламировались по одним и тем же запросам и на одних платформах. Стоимость клиента стала уже очень высокой, и юнит-экономика сходилась с приставкой "не". Я понимал, что дело не в продукте, а в рынке и его емкости. И не понимал, где нам найти точки для роста аудитории и как снизить средний чек на привлечение. К концу 2019 года деньги закончились, и операционный минус покрывать стало нечем. Мы начали вкладывать личные средства и параллельно вели переговоры с фондами.

Юнит экономика на 2019 год, представленная ниже должна была быть такой. Не скажу, что фонтан, но достаточно неплохая. Но, как я сказал в начале статьи, планы — это планы.

плановая unit economics

Акт 4.Pivot и вывод.

В итоге мы вошли в 2020 год и приняли решение о закрытии продукта. Но перед этим мы сделали небольшой pivot и вышли на B2B, где по нашим расчетам (и это действительно так) рынок легче, средний чек гораздо выше, отток клиентов ниже и в целом у нас там хорошая экспертиза. Но деньги уже закончились и до конца проработать концепцию не удалось. Хотя я знаю, что те игроки, которые работают на B2B, это единственные компании в России в данном сегменте, которые радуют своих акционеров дивидендами.

Как итог и выводы всего этого путешествия, я скажу, что в краткосрочной перспективе в индустрию e-mental health в России, особенно сейчас, я не верю. При этом кто-то из текущих игроков, возможно, дойдет до финиша (первым) или будет выкуплен стратегом.

Почему я не верю в индустрию? На маленьком рынке, где низкий средний чек и отсутствует культура ментальной гигиены, построить бизнес в области mental health - сложно и это требует очень больших инвестиций. Гораздо больших, чем было у нас и есть на рынке VC на данный момент. При этом перспективы у всех проектов достаточно сомнительные, а вкладывать деньги в не-дивидендный бизнес сейчас мало желающих. Поэтому я считаю, что бизнес в этом направлении не оправдает вложений и предпринимателей, и инвесторов.

Относительно наших переговоров с фондами, абсолютно все переговоры с фондами (крупными и международными в том числе) были не успешны, и не успешны они были по одной причине – не верили в рынок. И когда я принял решение закрывать проект, я стал с ними полностью согласен.

Наша премия от Karpov Ventures в 2018 года (это документ готовил для подачи в посольство и нашел) 

Подписывайтесь на мой канал, там делюсь информацией про бизнес и предпринимательство.

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Stemkowski

"отсутствует культура ментальной гигиены"
Это гениальный эвфемизм, объясняющий ещё миллион феноменов на территории РФ. Я майку сделаю с этой фразой.
Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Спасибо, Александр)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Hazoke

Пирамида Маслоу она и для стран работает. Вот мы как страна пока в основании, в среднем по палате конечно.
Кейс Ваш очень полезный, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Нина Яременко

Кстати, теория Маслоу была опровержена еще его учениками в прошлом веке, так как является скорее продуктом художественной литературы, нежели научной концепцией

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Александр Колосов
Автор

Алексей, спасибо за комментарий. А можете более подробно? Очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Marat Hakimov

"На тот момент у меня была гипотеза, что рынок, возможно, не готов к психологии, и она частично подтверждалась тем, что приходящие пользователи чаще всего не продлевали подписку после 7 дней общения с психологом. Они решали свои запросы и после этого уходили. В долгосрочную работу практически никто из них вступать не планировал."

Александр, ваша гипотеза, похоже, близка к к правде.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5680525

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Вот еще интересная статья. https://secretmag.ru/amp/zdorove/odin-bolshoi-stress-2022.htm

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Колосов
Автор

Марат, да, спасибо что нашли источник. Очень интересно почитать.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Павел Ерёменко

Инвестора смирились с потерями 20М?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

А что делать? Это венчурный бизнес. Никто никого не обманывал.
Из 10 компаний в которые инвестируют венчурные капиталисты в Европе и США выстреливают 2-4%. По России не знаю статистику, но принцип один.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Илья Добряков

Как с таким вообще возможно смириться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вика Кокорич , детский центр

Спасибо за материал. Очень полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Вика, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аянбек Досумбаев

А мне очень понравилось. Браво!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Аянбек, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Зябликов

Респект за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Олег, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
SS

Ну вообще да, клиент решает проблему и уходит, поэтому не понятно почему вы выбрали подписку.

А вы сами психолог? Или проходили терапию?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Проходил достаточно долго) Девушка психолог клинический.
Так не всегда бывает, чаще всего остаются в терапии, решить быстро редко можно.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Alex Braytsev

Никогда не понимал, какой смысл закрывать проект совсем) У вас кроме рекламных затра, были крупные затраты на сервера что ли?

Почему нельзя было просто искать альтернативные истончики условно бесплатного трафика? Тикток, рилс, ютуб? За 3-4 года можно было попробовать разогнать СЕО трафик также, который бы давал уже бесплатные лиды из ПС.

Или тут суть в том что перед инвесторами нужно отчитаться и сказать что продукт закрыт?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Алекс, любой маркетинг требует время на раскачку, особенно социальные сети. Плюс вы должны быть интересными и словить «хайп» просто постить не сработает.
Ну и полагаться на такой трафик при запуске, я бы не советовал.

Рекламные затраты у конкурентов составляют 40-60% от выручки. Поэтому маркетинг и разработка будет основной статьей затрат.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Монахов

Я окончил факультет психологии СПбГУ в 2012 году. Диплом писал по стрессоустойчивости и в дальнейшем планировал заниматься ПТСР. Уже тогда было очевидно, что спроса на психологические услуги в нашей стране, способного обеспечить работой с достойной оплатой даже четверть выпускаемых специалистов, нет и в ближайшие лет десять скорее всего не будет! А выпускник, при входе в профессию, может рассчитывать не то что на среднюю зарплату по стране, а в лучшем случае на медианный заработок по своему региону. Если что, то отработал по специальности пять с половиной лет, психологом пожарно-спасательной части с зарплатой на уровне 1 МРОТ.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Сергей, добрый день!
Да, институт психологии у нас развит слабо. Надеюсь, что в скором времени это изменится

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Хаутиев

Должен заметить, что в ковидоманию спрос на психологов в России вырос на 300%, дальше в 2021-22 также. Спрос идёт и эта тема начинает развиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Киприан Лейн
Идея стартапа в области психологии пришла ко мне
решил создать аналогичный сервис

😏

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Объясню: хотелось что-то в этой области сделать, начал изучать рынок, увидел интересный продукт и сделал)

Ответить
Развернуть ветку
Nocto Dolfus

Это люди психологами не интересуются? Пффф... Знакомый психолог работает в день с 10 клиентами. Не вынимая. Где-то 3-4 на Ясно, 3 очно и 3-4 в онлайне (зум/скайп/etc).

Проблема всех платформ - в ценообразовании. Это не люди не интересуются, а исполнители недовольны поборами. 30-40% отдавать платформе - ту мач. Поэтому люди занимаются необходимый минимум с психологом и уходят к нему же в обычный онлайн с платформ за ту же цену. Клиенту все равно, а психолог не платит конскую комиссию.

Ответить
Развернуть ветку
Graf De Lotarev

Спасибо за статью! Очень интересно и слог приятный.
Вы опередили свое время, думаю вам не хватило буквальное год или два! В пандемию вы бы выстрелили и думаю ваша Фин модель сработала бы!
Во вторых, жалко что не хватило сил на b2b, имхо сейчас многие компании готовы платить на и следить за выгоранием и комфорту сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Н.

А не опасно ли? Мало ли что в голове у вашего клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Ильдар, разные ситуации были, сложные тоже) Что делать … надо справляться. Дальше будет еще сложнее

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Жданова

"На маленьком рынке, где низкий средний чек и отсутствует культура ментальной гигиены, построить бизнес в области mental health - сложно и это требует очень больших инвестиций." -как здорово, что вы чувствуете почву под ногами, а не строите воздушных замков. Да, пока так, мы принимаем это))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колосов
Автор

Ирина, спасибо) А по-другому бизнес не построить. Согласны?)

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда