Стратегия или стратегическое планирование - в чем разница?
Во многих публикациях можно заметить , что эти понятия (стратегия и стратегическое планирование) идут в одном строю. Поэтому напрашивается вывод, что авторы считают их синонимами.
Вопрос для размышлений.
- Так ли это на самом деле?
Стратегическое планирование, как подход к управлению бизнесом, возникло в начале 20 века.
Слово "стратегическое" означало , что планирование распространялось на несколько лет вперед. По сути, синонимом стратегического планирования было долгосрочное планирование.
Это было легко делать, потому что на тот момент времени бизнес-среда была относительно предсказуема.
Можно было описать последовательность задач и распределить ресурсы для их выполнения на несколько лет вперед.
Принципиальное изменение возникло в 80-х годах прошлого века, когда было осознано, что внешняя среда резко изменчива и слабо предсказуема.
Именно с этими характеристиками можно связать появление "черных лебедей" (Массим Талеб).
Возникли новые аббревиатуры, характеризующие состояние внешней среды.
Например, в 1985 году появилось описание внешней среды VUCA
- изменчивая
- неопределенная
- сложная
- неоднозначная
В 2016 году было предложено новое описание внешней среды BANI:
- хрупкая
- тревожная
- нелинейная
- непостижимая
Какая бы модель описания не использовалась, стало ясно , что внешняя среда для бизнеса принципиально изменилась.
Внезапно стали возникать новые возможности и, одновременно, как из рога изобилия сыпались угрозы.
Важно, что планировать в такой среде заранее на несколько лет вперед уже было невозможно.
Тогда вместо стратегического планирования появилось слово - стратегия.
На эти вопросы можно искать ответы в рамках стратегического планирования.
Однако смысловая разница между этими понятиями есть.
Стратегия не является догмой. Есть базовые основы (корневые компетенции и культура), которые трудно менять быстро. Есть Видение и Миссия, с которые компания собирается реализовывать на протяжении длительного времени.
Нет длинного списка задач в фиксированной последовательности.
Более того, стратегия предполагает, что внешняя среда изменчива и поэтому по ходу дела в нее могут вноситься изменения.
Масштаб изменений внутри компании определяется масштабом изменений во внешней среде.
Важно.
На мой взгляд, желание постоянно использовать слова "стратегическое планирование" связано со смыслом самого слова -"планирование".
Оно подразумевает, что мы можем заранее предсказать, что нас ждет в ближайшем будущем.
Второй момент : сам процесс планирования создает ощущение определенности и, следовательно, стабильности.
Ощущение стабильности всегда важно для человека.
Поэтому возникает вопрос:
Если уходить от использования понятия "стратегическое планирование" к понятию "стратегия" , то что будет создавать стабильность?
Возможно, что эти знания и действия:
- четкое понимание потребностей, ожиданий и задач своих клиентов
- ориентация на потребности и проблемы клиентов, а не свои продукты
- постоянный контакт со своими целевыми клиентами
- обладание знаниями и навыками в области стратегического анализа и разработки стратегии
- понимание, что является ключевыми факторами успеха компании, а что операционными факторами. Что является фундаментом/корнями бизнеса, а что операционными факторами, которые легко изменить
- готовность ежегодно возвращаться к существующей стратегии и при необходимости ее пересматривать
Можно сказать, что эти размышления полная ерунда и к реальному бизнесу отношения не имеет.
А можно задуматься о том, что по смыслу отличает эти понятия и к каким действиям эти смыслы приводят.
Потом выбрать то понятие и тот смысл, который в наибольшей степени соответствует ситуации во внешней среде для вашего бизнеса.