{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Стратегия или стратегическое планирование - в чем разница?

Во многих публикациях можно заметить , что эти понятия (стратегия и стратегическое планирование) идут в одном строю. Поэтому напрашивается вывод, что авторы считают их синонимами.

Вопрос для размышлений.

  • Так ли это на самом деле?

Стратегическое планирование, как подход к управлению бизнесом, возникло в начале 20 века.

Слово "стратегическое" означало , что планирование распространялось на несколько лет вперед. По сути, синонимом стратегического планирования было долгосрочное планирование.
Это было легко делать, потому что на тот момент времени бизнес-среда была относительно предсказуема.
Можно было описать последовательность задач и распределить ресурсы для их выполнения на несколько лет вперед.
Принципиальное изменение возникло в 80-х годах прошлого века, когда было осознано, что внешняя среда резко изменчива и слабо предсказуема.
Именно с этими характеристиками можно связать появление "черных лебедей" (Массим Талеб).
Возникли новые аббревиатуры, характеризующие состояние внешней среды.
Например, в 1985 году появилось описание внешней среды VUCA

  • изменчивая
  • неопределенная
  • сложная
  • неоднозначная

В 2016 году было предложено новое описание внешней среды BANI:

  • хрупкая
  • тревожная
  • нелинейная
  • непостижимая

Какая бы модель описания не использовалась, стало ясно , что внешняя среда для бизнеса принципиально изменилась.
Внезапно стали возникать новые возможности и, одновременно, как из рога изобилия сыпались угрозы.
Важно, что планировать в такой среде заранее на несколько лет вперед уже было невозможно.
Тогда вместо стратегического планирования появилось слово - стратегия.

Стратегия - это согласованный набор решений в отношении ряда важных вопросов.

- К чему компания стремится? (Видение, Цели, Позиционирование?

- На каком поле компания будет играть? (рынки и конкуренты)?

- В чем компания сильна? (ее корневые компетенции)?

- За счет каких корневых компетенций компания сможет выделиться на фоне конкурентов?

- Какая система управления должна быть внедрена, чтобы реализовать Видение и Цели?



На эти вопросы можно искать ответы в рамках стратегического планирования.
Однако смысловая разница между этими понятиями есть.
Стратегия не является догмой. Есть базовые основы (корневые компетенции и культура), которые трудно менять быстро. Есть Видение и Миссия, с которые компания собирается реализовывать на протяжении длительного времени.
Нет длинного списка задач в фиксированной последовательности.
Более того, стратегия предполагает, что внешняя среда изменчива и поэтому по ходу дела в нее могут вноситься изменения.
Масштаб изменений внутри компании определяется масштабом изменений во внешней среде.

Важно.

На мой взгляд, желание постоянно использовать слова "стратегическое планирование" связано со смыслом самого слова -"планирование".

Оно подразумевает, что мы можем заранее предсказать, что нас ждет в ближайшем будущем.

Второй момент : сам процесс планирования создает ощущение определенности и, следовательно, стабильности.

План - как опора/как фундамент для сохранения ощущения стабильности. Перечисление задач создает ощущение, что ситуация находится под контролем

Стратегия - ощущение стабильности создается через формирование желаемого образа будущего (Видение) и стратегические ориентиры. Одновременно с этим допускается, что изменения обязательно будут и часть их непредсказуема.

Ощущение стабильности всегда важно для человека.

Поэтому возникает вопрос:

Если уходить от использования понятия "стратегическое планирование" к понятию "стратегия" , то что будет создавать стабильность?
Возможно, что эти знания и действия:

  • четкое понимание потребностей, ожиданий и задач своих клиентов
  • ориентация на потребности и проблемы клиентов, а не свои продукты
  • постоянный контакт со своими целевыми клиентами
  • обладание знаниями и навыками в области стратегического анализа и разработки стратегии
  • понимание, что является ключевыми факторами успеха компании, а что операционными факторами. Что является фундаментом/корнями бизнеса, а что операционными факторами, которые легко изменить
  • готовность ежегодно возвращаться к существующей стратегии и при необходимости ее пересматривать

Можно сказать, что эти размышления полная ерунда и к реальному бизнесу отношения не имеет.
А можно задуматься о том, что по смыслу отличает эти понятия и к каким действиям эти смыслы приводят.
Потом выбрать то понятие и тот смысл, который в наибольшей степени соответствует ситуации во внешней среде для вашего бизнеса.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда