{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Запроектируй это - когда грубый прототип экономит время и деньги

Я, как совладелец и со-основатель студии TOPOS, хочу поделиться своим опытом, как на наш взгляд проектирование цифрового продукта экономит месяцы работы и сохраняет клиенту миллионы рублей расходов на персонал и запуск проектов.

Кто чаще всего тратит слишком много времени

В нашей практике мы чаще всего сталкиваемся с клиентами из следующих сегментов:

Корпоративные интеграторы – большие и накачанные деньгами ребята, которые получают большой контракт на реализацию системы, но из-за своей бюрократичности попадающие в цепочку согласований функциональных требований и описания системы на долгий период времени.

Команды разработки – быстрые и дерзкие игроки, которым трудно найти для себя подходящего дизайнера-проектировщика в команду, по той причине, что проект надо сдавать через 3 недели, а большинство дизайнеров берут 3 недели только на ознакомление с проектом и «на подумать».

Стартапы и владельцы бизнесов – они платят свои деньги (или деньги инвесторов) и требуют получить результат как можно быстрее, чтобы проверить свои представления о собственной идее.

Разрабатывая новые цифровые продукты, компании и стартапы в конечном итоге стремятся к одному — делать мир удобнее. Если продукт хороший и действительно помогает пользователю решать свои задачи, то бизнес будет расти и получать прибыль. Как сделать так, чтобы конечный результат удовлетворил всех? Если не кидаться сразу в разработку, а осознанно подойти к проектированию продукта, то успех гарантирован.

Наш опыт работы показывает, что внешний подрядчик может справиться с этой задачей быстро, качественно и достаточно дёшево. Мы, внешние подрядчик, меньше зависим от внутренней бюрократии клиента и нацелены на то, чтобы клиент получил готовую дизайн-систему/продукт как можно скорее. Вместо долгих месяцев мучительной разработки продукта, который в итоге может оказаться нерабочим, вы за 2-3 месяца получаете уже протестированное конечными пользователями решение и техническое задание, по которому разработчик создаст именно то, что мы задумывали. Это позволяет клиенту быстро выйти на рынок, получить отдачу от своей идеи да ещё и сэкономить в процессе.

Техническое задание для технического задания

Техническое задание — это такой бермудский треугольник рабочего процесса, потому что в нём очень часто теряются задачи, цели и смысл того, что компания на самом деле хочет сделать. У крупных проектов на подготовку ТЗ может уйти целый год, а когда дело доходит до реализации, оказывается, что оно не соответствует действительности и нужно всё переделывать. Для нас идеальное техническое задание от клиента — это чёткая постановка задачи в формате: «Мы хотим сделать приложение, которое поможет конечным пользователям найти найти нужный магазин центре Москвы». Мы с коллегами умеем очень быстро превращать такие задачи в реальное ТЗ — прежде чем писать текст, делаем визуализацию всего проекта в виде интерактивного прототипа, на котором видно, как все участники будут взаимодействовать и какие данные нужны, чтобы обеспечить работу продукта. В результате клиент получает четкое представление о том, что ему нужно делать и какие задачи перед ним стоят, и экономит кучу времени.

После утверждения прототипа и согласования всего функционала мы переходим к разработке графического оформления и упаковки всего продукта воедино. И на этом этапе мы можем очень быстро и дешево проверить, как продукт будет взаимодействовать с конечными пользователями, чтобы на ранних этапах внести необходимые правки. Обычно клиент делает тестирования гораздо позже, когда уже потрачены деньги и время на разработку. Мы делаем интерактивные прототипы, которые можно выдать респондентам из нужной отрасли — 5-6 качественных интервью выявят все недочёты, и мы быстро исправим их ещё на начальном этапе. К счастью, в цифровых продуктах мы таким образом можем экономить очень большие временные и экономические ресурсы. В итоге мы выдаём клиенту интерактивный макет и описание того, как система работает. То есть у нас получается новое техническое задание, с которым можно идти к разработчику — и он сделает именно то, что вам нужно.

Вникать или не вникать

Очень хорошо, когда клиент вовлечён в процесс: быстро даёт обратную связь, интересуется методами нашей работы, всегда готов участвовать в обсуждении. Но далеко не всем это интересно. Если клиенту нужен только результат, то мы берем на себя ответственность за реализацию продукта и делаем его с учётом интересов клиента. От этапа концепции продукта – до передачи в разработку и сопровождения запуска продукта в бой.

К сожалению, очень многие не понимают, что важно делать раннее проектирование и прототипирование. Почему-то существует мнение, что хороший цифровой продукт можно сделать быстро и легко. На самом деле, даже самое простенькое мобильное приложение нужно разрабатывать несколько месяцев. К тому же, наблюдается тенденция, что время от идеи до реализации увеличивается, а не сокращается. Но это можно исправить.

Мы строим процесс работы по стандартному алгоритму. Отталкиваясь от идеи заказчика, быстро делаем визуализацию — это очень важный этап, потому что здесь мы понимаем, как будет работать продукт, как все участники будут взаимодействовать и как нам добиться от пользователей именно того действия, на которое мы рассчитываем. Затем готовится рабочий прототип, на основе которого мы проводим тестирование с конечными потребителями. Дальше остаётся только подготовить документацию и дизайн-макет будущего продукта, которые отправятся на разработку. При этом клиент может вникать в процесс ровно настолько, насколько ему комфортно, — в любом случае результат будет максимально отвечать его задаче.

Функционал vs. Эстетика

Важно, чтобы проектированием продукта занимались разнопрофильные специалисты. В нашей небольшой команде есть и менеджеры продуктов (aka продакты), и арт-директора, и UX-дизайнеры, которые сейчас очень востребованы — они как раз отвечают за то, чтобы конечный пользователь был максимально доволен опытом взаимодействия с вашим продуктом. Мы знакомы с процессом разработки и хорошо понимаем коллег-разработчиков, поэтому сразу делаем макеты и прототипы, которые будет просто запрограммировать. За счет знакомства со всеми сторонами процесса и умеем находить оптимальные решения, которые оказываются экономически выгодными, эстетически приятными и понятными конечному потребителю.

Наша команда обладает достаточно большим опытом работы на разных продуктах с разными аудиториями. За счет большой насмотренности мы знаем, как сделать всё быстро и четко. А ещё мы задаём каверзные вопросы: «Что это? Зачем? И что пользователю с этого?». Клиенты очень это не любят, потому что приходится напрягаться и искать смысл уже после того, как на их стороне уже всё было придумано и сделано. Зато на выходе получается продукт, которые реально нужен потребителю, а значит он принесёт компании прибыль.

А что по деньгам?

Наш опыт работы над веб и мобильными проектами показывает как можно пройти подготовительную работу за 2-3 месяца и выдать на гора готовое решение (как MVP проекта или новую функциональную составляющую проекта) для разработки. Экономически это тоже выгодно. Можно сравнить 2 ситуации.

Команда разработчиков стоит от 1 млн рублей в месяц и год работает над продуктом, который в итоге оказывается никому не нужен и его надо срочно переделывать. На это уходит ещё несколько месяцев. То есть вы уже потратили больше 15 млн рублей и полтора года, а продукт только-только запускается и залатывает дыры. Этого можно избежать, если на начальном этапе посвятить пару месяцев проектированию и потратить на это 2-3 миллиона. Разработка в таком случае займёт гораздо меньше времени и будет стоить дешевле, при этом вы сразу получаете позитивную обратную связь от пользователей и действительно закрываете нужную нишу на рынке.

Разделение разработки на два этапа даёт нам и клиенту чёткое представление о том, что и для кого мы делает, соответственно у всех появляется возможность скорректировать свои действия в процессе и получить желаемый результат. В этом случае конечный потребитель получает больше пользы, а компания — лояльную аудиторию, которая приносит ей прибыль.

0
1 комментарий
Сергей Ерфорге

Как мне кажется, хороший пример того, как можно писать рекламный текст о работе компании. Только место ему скорее у компании на сайте, чем тут (

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда