Руководитель до 30 лет: реальные факапы и стереотипы
Кажется, что руководитель — это человек с опытом более 10 лет, который повидал многое и всем видом показывает свою состоятельность. Но на самом деле это не так: руководителями в настоящий момент могут быть и специалисты 23-25 лет. Как же на самом деле становятся тимлидами и с каких лет начинают кого-то координировать? Делюсь личным опытом в статье.
Для понимания: к 25 годам я координировала команды от 3х до 55 человек, создавая карьерные продукты и организуя мероприятия на 2000+ очных участников. Видя отношение к молодым тимлидам в разных компаниях, мне захотелось поделиться личным опытом, чтобы поддержать таких же молодых координаторов команд, которые начинали с «пелёнок» и сейчас сталкиваются с потребностью доказывать свою состоятельность. Вы не одни, ниже моя история.
Как я дошла до жизни такой?
Когда слово «резюме» было чем-то непонятным
Хотя в классической самопрезентации не принято говорить о школе и обо всём, что было до работы в бизнесе, мой опыт координации и создания команд начался в далёком пятом классе. Это было то время, когда я стала президентом ученического научного-исследовательского общества (как сейчас помню название УНИО). Тогда я собирала команду из школьников, впервые формировала план мероприятий и активностей, распределяла задачи и на переменах между уроками рисовала орг. структуру, хотя тогда и не знала, что это так называется.
Я была в восторге от того, что могу приезжать в Аничков дворец и отчитываться перед лидерами городских объединений... И да, тогда я и отдала сердце координации команды бесповоротно.
Когда масштабы стали расти
Позже, уже в университете, я продолжила эту азартную «игру» и уже на первом курсе заняла пост главы Социального комитета Экономического факультета СПбГУ. Звучит гордо? Сейчас кажется что нет, но тогда был эффект «вау!».
Тогда я организовывала 5+ мероприятий в месяц. И нет, у меня в сутках не появлялся 25 час, но энергии правда хватало и на ивенты, и на учебу, и на спорт (тогда ещё тренировалась по два раза в неделю, эх).
Разные задачи были у моей команды, да и набирала я ребят по-разному -- то с тестовыми заданиями, то с глубинными интервью. Этот опыт мне позже очень помог пройти на первую стажировку, так что только с теплом вспоминаю эти моменты студенческих активностей.
Да, эта деятельность не оплачивалась, если не считать повышенную стипендию. Главной движущей силой было желание что-то поменять, помочь тем, кому это необходимо (основной мой фокус был на благотворительности). Побочным эффектом становились награды от вуза -- до сих пор у родителей в квартире стоит статуэтка премии «Рука помощи» Экфака СПбГУ. Мелочь, а приятно.
Вот и опыт работы появился.
Тот момент, когда количество проведенных ивентов перевалило за 56 (да, я считала) и за качество работы мне присвоили прозвище «Елена Могучая», случилась должность председателя Санкт-Петербургского Международного Молодёжного Форума Труда. Ну как случилась, я прошла отбор на неё, защитила свои идеи и представила план предстоящего ивента. В меня поверили, и вот у меня в 21 год в прямом подчинении 16 человек и через них ещё в совокупности 55 волонтёров.
Уровень ответственности зашкаливал -- выходных у меня не было. Даже 31 декабря я ездила в центр города по вопросам с документами. Но какой это был драйв, не передать. С нуля мы формировали нечто, которое в итоге привлекло 35 спикеров из топ-компаний и 2000+ очных (да, не онлайн) участников. Я не спала, вставала в 5 утра и жила Форумом. И да, этого того стоило.
После Форума ещё пару месяцев я не была готова брать в работу какие-либо ивенты, нужно было защищать диплом и поступать в магистратуру, сдавая GMAT. Но, как понимаете, мне всего было мало. И так как в ивентах я уже многое делала, захотелось создать своё.
Своё дело -- как есть, чтобы не врать
Тут буду краткой, так как статья уже на километр. Мне захотелось решить когда-то мою личную боль, а именно ясность в карьере на этапе студенчества. Потому что каждый факультет даёт дозированную информацию и доступ к компаниям, с которыми заключены соглашения. Но это только часть всего спектра возможностей, которые существуют. Мне так хотелось, чтобы студенты знали, что стартап и FMCG -- это не ругательства, а участвовать в мероприятиях и их организации можно осознанно, выбирая направление в профессии.
Из личной боли после выпуска и родился комплекс медиа «Студент Маминой Подруги» (кратко СМП). С нуля родилась концепция, план продвижения и мероприятий для студентов. Собралась команда из 8ми инициативных ребят, которым я до сих пор безмерно благодарна за веру в меня и идею проекта. Это был новый опыт, потому что в нём нет руководителя, ни перед кем не нужно отчитываться. Ты вместе с командой ставишь цели, ищешь пути решения и реализации компетенций каждого. И я безмерно счастлива, что СМП живет и развивается до сегодняшнего дня.
И нет, это не конец
В работе у меня была координация команды в Яндекс Практикум, в своем старапе (пока он не летит, но это временно), а будет ещё больше. Я убеждена в этом, потому что получаю искреннее удовольствие от процесса создания нового, работы с командами и развитием продуктов со смыслом. В общем, stay tutned.
Факапы первых лет
Кратко про факапы -- их было много. Не было успешного успеха и работы на чистовик с первого раза.
Когда я в школе собирала команды для учебных проектов, ребята меня побаивались. А кто-то открыто говорил, что я слишком «жёсткая», ведь заставляю их вовремя учить свои части и скидывать материалы. Было ли обидно? Да, очень. Но я ничего не знала про эмоциональный интеллект, психологию поведения разных людей и работу с мотивацией. Мне было 13-15 лет, конечно!
Мне тогда казалось, что прийти к результатам любой ценой -- вот, что важно. Но коммуникация не строилась: среди тех, с кем работала, не находила друзей и поддержки. Мы были друг для друга коллегами и не более того. С перспективы прожитых лет понимаю, что это была фундаментальная ошибка: пока ты не видишь в членах команды личность, он не увидит это в тебе. Из-за отстраненности возникает общий страх и напряжение, в крайнем случае — противостояние против координатора.
Я хотела развиваться как HR, поэтому в университете плотно погрузилась в процессы работы с людьми, мотивации и личностного потенциала. Реальный опыт бизнеса показал, что менеджмент на самом деле происходит по-другому: руководители могут быть с сотрудниками в дружеских отношениях, проявляя заботу и понимание. Кнутом всё не решается и инструментов для решения вопросов гораздо больше.
Видела единственный выход через обучение, и бакалавриат, наполненный релевантными программами, меня спас. Я тут же стала практиковаться в некоммерческих проектах, а затем сформировала свой первый продукт.
Работая в корпорации, я стала сама замечать факапы руководителей. И испытывала смешанные чувства, когда понимала, что ключевые процессы (привлечение и адаптация людей, ревью, составление индивидуального карьерного плана) реализуются с оплошностями. Потому что у руководителя не было опыта работы с большим количеством людей, он сам только вырос до этой роли. А говорить что-то вопреки как будто нельзя, ведь он(а) -- главный(а). Чтобы тебя послушали, важно иметь выслугу лет в коллективе, авторитет среди коллег... Да, это как раз про тереотипы.
Стереотипы
К сожалению, многие специалисты опираются только на свой личный опыт, а потому не могут представить, что должность руководителя можно получить до 30 лет. С этим сталкивались и мои клиенты на этапах скрининга резюме, когда факты из опыта работы казались слишком красноречивыми, и на этапе собеседования, когда к высказываниям относились со скептицизмом. К сожалению, не все могут расширить свои рамки, хотя это можно сделать за счёт обучения и обмена опытом с коллегами.