{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как один small-talk с клиентом кофейни изменил мою жизнь. Делюсь своим бизнес-челленджем

Мне 35 и вся моя сознательная жизнь связана с кофе. В 19 лет я попал в классную команду, начал работать у дистрибьютора итальянского кофе и бесповоротно влюбился в дело, которое не отпускает меня вот уже 16 лет. Можно сказать, я был среди пионеров культуры: тогда повсеместной привычки покупать кофе на вынос не было, а Starbucks только-только пришел в Москву, не говоря уже о регионах. Я начинал младшим менеджером в компании, далее выучился на кофейного тренера в Москве и стал работать с партнерами компании в городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Спустя несколько лет и пару неудачных выступлений на чемпионатах бариста, я, наконец, став лучшим бариста на Урале, а затем и в России (чемпионат по приготовлению черного кофе 2016), побывал на мировом чемпионате по кофе в Ирландии. Именно та поездка стала поворотным моментом в моей карьере: я открыл собственную кофейню в центре Екатеринбурга.

Это match

Кофейня стала воплощением моих представлений о том, каким должен быть кофе и сервис. Я ревностно держался (и продолжаю это делать) за концепцию, что кофейня — это не просто точка продажи, а особые отношения с гостями. И думаю, смог создать ту неповторимую атмосферу внутри заведения, которая притягивает близких мне по духу и образу жизни людей.

Среди постоянных клиентов нашей кофейни был Иван Зайченко, основатель сети магазинов “Жизньмарт”. Как-то мы разговорились и поняли, что мой продукт можно предложить более широкой аудитории. Мне нравилась идея его магазинов - собрать на полках по одному виду товара в каждой категории, выбрав самые качественные. Такой подход к делу близок и мне. Так, мы решили попробовать работать вместе. И спустя время в магазинах сети «Жизньмарт» появились мини-кофейни, где кофе делали не автоматы, а бариста.

Сотрудничество с продуктовым ритейлом поставило очень много интересных задач моему бизнесу, такие как: создание структуры обучения, аудита, экспедиции и технического контроля. На мне и моей небольшой команде лежит обеспечение магазинов не только кофе как продуктом, но и поставка и обслуживание оборудования, разработка меню. Но это все было ради самого главного - расширение аудитории клиентов.

Капучино - лидер, но это пока…

Итак, расскажу, как партнерство с “Жизньмарт” помогло нам расширить свою аудиторию. Согласно статистическим данным, в России все-таки больше пьют чай. Среди тех, кто пьет кофе, большинство предпочитает растворимый, да еще - и дома. Аудитория кофейни -другие люди. Для них это лайфстайл - заскочить за капучино по пути на работу.

В продуктовый магазин приходят в основном те, кто кофейни не посещает и к любым видам сервиса относятся с недоверием. Такие клиенты искренне не понимают, зачем куда-то ходить и платить за то, что можно сделать дома. Но если в привычной для них среде появится хороший кофе, то шансы на то, что когда-нибудь и они его попробуют, высоки.

Новое кофейное предложение для ЖМ я часто тестирую у себя в кофейне. Если вижу интерес со стороны гостей, то можно смело пускать в реализацию. Сейчас капучино – абсолютный лидер продаж, но вкусы потребителей со временем меняются. Вероятно, что скоро фильтр-кофе станет не менее популярным напитком. Клиент становится избирательнее: он переходит с растворимого кофе на зерновой, реже добавляет в капучино сироп и даже начинает присматриваться к спешелти сортам.

К чему пришли

За 4 года в качестве партнера “Жизньмарт” удалось оптимизировать следующие процессы:

1. Аудит.

Благодаря составлению чек-листов мы поняли, что каждую точку нужно проверять несколько раз в неделю. Это требует наличие одного аккаунт-менеджера на каждые 25 магазинов - сеть постоянно растет по франшизе.

2. Поддержка.

Мы сделали так, чтобы наши аккаунт-менеджеры были на связи 24/7, и принимали любой запрос. Часто видим заявки на ремонты или настройки вкуса в выходные и праздники, и стараемся решать их оперативно.

3. Обучение.

Мы довели этот процесс до совершенства. Теперь для ввода нового сотрудника нам требуется один день плотного обучения – за это время он получит базу, а в нюансы будет погружаться уже параллельно с рабочим процессом. За 4 года мы обучили порядка 2 тысяч человек.

4. Мотивация.

При поддержке “Жизньмарт” мы планируем проводить чемпионаты бариста. Так мы популяризируем профессию и повышаем ее авторитет.

Безусловно, партнерство требует определенной гибкости, готовности держать планку высоких стандартов. Но вместе с тем постоянно толкает в сторону роста и развития. Так, например, расширять географию работы, открывать филиалы в новых городах и регионах. А еще - постоянно искать персонал, открывать тренинг-центры, офисы продаж и т.д. Для меня это интересный челлендж: сохранить свою концепцию и удовлетворять запросы партнера.

В идеале мне хотелось бы контролировать все стадии производства, тем более что наши масштабы уже этого требуют. Сейчас зеленое зерно для нас покупают импортеры из Москвы, там же оно обжаривается на огромном производстве под нашим контролем и транспортируется в Екатеринбург. Мы работаем над тем, чтобы самим привозить его из столицы, обжаривать у себя и развозить – то есть снизить зависимость от сторонней транспортной компании.Последние полтора года в России намечается нехватка западных кофемашин и запчастей к ним. Поэтому мы вынуждены формировать собственную корзину оборудования, например, из Китая. Китайский премиум не уступает по качеству итальянскому оборудованию, но с ним меньше проблем в обслуживании и доставке на данный момент. «Жизньмарт» научил нас мыслить глобально, думать не только о своем трафике, но и о рынке в целом: я верю, что благодаря кадрам, которые прошли через нас, индустрия кофе выйдет на новый виток развития.

0
104 комментария
Написать комментарий...
Лилия Бельс

Какая разница - автомат кофе сделал или бариста? На вкус - никакой. Только цена...

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

Вы не правы в корне, сорри)

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Бельс

Ну не знаю, это чисто мое мнение. Бариста это просто человек, который наливает кофе из машины в стаканчик. Вот и смысл? Только лишние деньги кофейни и покупателей

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

не, там же разные способы приготовления совершенно)

Ответить
Развернуть ветку
Khulster

Серьезно? Если мы говорим про стандартные эспрессо, то в чем отличие технологического процесса?
Именно способ приготовления там абсолютно одинаковый - помол, , уплотнение, варка (определенное давление, температура и время).
Отличее баристы от машинки только в том, что машинка делает все по шаблону, а бариста на глазок. Опытный бариста может на тот же глазок вносить корретировки в дозировку или степень уплотнения. Но где тут "разные способы приготовления"?

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

1) нет стандартного эспрессо.
Как нет стандартного хлеба.
2) Вкус эспрессо определяется не только зерном, но и качеством воды, температурой, помолом, влажностью и температурой воздуха вокруг.
Все это пока машина учитывать не умеет (хотя попытки есть и скоро более-менее путное появится).
А 90% бариста не хотят это учитывать и корректировать входящие параметры для приготовления эспрессо в течение дня/даже часа.
Да многих и не учат этому.

3) Итог - если бариста делает работы свою правильно (с точки зрения качества эспрессо), то выходной продукт будет ВСЕГДА лучше любого автомата/автоматической кофемашины. При прочих равных.

Другое дело что сочетание "бариста - качество зерен - оборудование - качество воды" надо поискать.

Ответить
Развернуть ветку
Khulster

1) нет стандартного эспрессо.
Давление, температура, количество воды и кофе давно прописаны в базе.

2) Вкус эспрессо определяется не только зерном, но и качеством воды, температурой, помолом, влажностью и температурой воздуха вокруг.

Само собой, поэтому на машинке выставляются настройки под конкретное окружение. У вас же не меняется вода каждый час, так же как и помол.

Т.е. при прочих равных хорошая машинка с правиьлными настройками сделает не хуже хорошего баристы с прямыми руками. А оставшиеся три процента разницы оценят полтора любителя в мире все же.
Особенно с учетом того, что мир захвачен любителями американо. :)

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

"Давление, температура, количество воды и кофе давно прописаны в базе" - нет никакой базы))))

База есть в технологии приготовления. А дальше так много составляющих, что пока программировать это не получается.

А если вы пробовали эспрессо из флера, то не писали бы про одинаковость эспрессо )))

Само собой, поэтому на машинке выставляются настройки под конкретное окружение. - окружение меняется каждую минуту по-хорошему.
Но менять помол каждые 15 минут - это уже для топ бариста.
Каждые 30 минут - для меня это стандарт. Но это реально мало кто делает.

Поэтому, кстати, тачка рядом со входом в кофейню - показывает непонимание владельца (а таких очень много, даже в Питере)

Ответить
Развернуть ветку
Khulster
- окружение меняется каждую минуту по-хорошему.

Если у вас не открытое помещение, то задать внутри нужный микроклимат более чем достижимая задача.

Ответить
Развернуть ветку
Азамат Багатов

Автомат имеет ресурс чистоты, например. Накипь, засохшие масла остаются на стенках и патрубках. Также зерно на открытом воздухе окисляется в течение часа, и в автомате за этим следить невозможно, полагаю. Это только навскидку.

Ответить
Развернуть ветку
Khulster
Автомат имеет ресурс чистоты, например. Накипь, засохшие масла остаются на стенках и патрубках.

Эмм, а в чем тут отличие у рожковой кофемашины, которую использует бариста? Там ровно та же накипь и точно такие же патрубки. Т.е. следить нужно и за любыми агрегатами.

Также зерно на открытом воздухе окисляется в течение часа,

Зерно засыпается в закрытый контейней в некотором количество. Ровно так же оно засыпается в кофемолку баристой. И простите, никогда не видел, чтобы его засыпали аккратно на одну порцию.

Ответить
Развернуть ветку
Азамат Багатов

По идее, если мы говорим о максимально возможном качестве, то бариста должен после каждой варки чистить оборудование. И кофе тоже должен засыпать по требованию, а не держать в кофемолке прозапас

Ответить
Развернуть ветку
Khulster
то бариста должен после каждой варки чистить оборудование.

Чистить нагревательный контур с водой после каждой варки нереально. Процесс удаления накипи он не быстрый. А обычные сопла и так промываются с заданной регулярностью. Опять же, сколько средний клиент готов ждать свою чашку кофе? Готов ли он ждать дополнительные 5-10 минут?

И кофе тоже должен засыпать по требованию, а не держать в кофемолке прозапас.

Только в реальности такоого пратически не бывает. Плюс, повторюсь, тех кто реально сможет оценить разницу слишком мало, чтобы на них ориентироваться.

Ответить
Развернуть ветку
Manga TV

-

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

спасибо за такой развернутый ответ, интересная тема

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

Тема интересная и холиварная)) Ибо у каждого бариста и посетителя - свой уникальный взгляд.
Именно поэтому интерсно ходить в разные кофейни - напитки с одним названием всегда буду разными

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

спасибо за пояснение))а вы бариста?

Ответить
Развернуть ветку
101 комментарий
Раскрывать всегда