{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как похоронить стартап еще до запуска: 7 бесплатных идей

Быть стартапером не страшно, страшно ошибиться на несколько миллионов при запуске проекта. Рассказываю, на чем в 90% случаев прогорают стартапы.

Топ-7 ошибок, из-за которых стартап вас разорит

По моему опыту, у стартапов есть 7 всадников апокалипсиса, из-за которых даже гениальная идея прогорает. Я ― Шамиль Исаев, основатель компании Comrades Devs, и я хочу рассказать о самых типичных ошибках стартаперов, на которых люди теряли миллионы.

Ошибка № 1: идея, которая пришла не вовремя

Вы как с подкастами — дружите? Сегодня их слушает каждый второй, чтобы просветляться, смеяться, удивляться, обучаться. Это явление с 2018 года стало настолько популярным, что подкастером теперь становится кто угодно ― от юных блогеров до профессоров. Но знаете в чем юмор? IT-специалисты создали множество площадок для подкастов в России еще в 2008 году (RPod и PodFM, например), да только тогда идея никому «не зашла». Разработчики сильно опередили время.

Или взять тот же Google Talk 2005 года, который сегодня благополучно похоронен на «кладбище» стартапов корпорации Google. Идея классная — с мгновенным обменом месседжами и возможностью видеозвонков — и первые годы разработчики старались поддерживать его, но на этом стартапе так и не удалось заработать. Зато в наши мессенджеров ― вагон и маленькая тележка.

Поэтому часто, чтобы стартап выстрелил, важно придумывать пусть и инновационные, но подходящие времени и интересам целевой аудитории, стартапы. Иначе мечту зарабатывать на них можно выкинуть в мусорку.

Ошибка № 2: идея, которую плохо продумали

Представьте, что вы ― предприниматель, который узнал любопытный факт: через Турцию проходит около 7 трлн рублей в год. Отталкиваясь только от этой информации, вы решаете запустить в этой стране маркетплейс. Хотите спойлер?

99% проект провалится, 100% — вы понесете страшные убытки. Все потому, что идея придумана на однобокой (часто эмоционально заряженной) информации, а не на глубоком анализе рынка.

По той же причине не раскрутится даже самое крутое развивающее приложение или любой «инновационный» IT-продукт. Пока вы не изучите аудиторию, конкурентов, рынок, потребности и боли в нише, стартап не станет популярным. А вот когда вы все изучили, проанадизировали и спрогнозировали, прогреть ЦА, подготовить ее к выпуску нового крутого продукта, который будет им полезен — гораздо проще.

Ошибка № 3: сильный и независимый руководитель

А может, вы ― предприниматель, который уже много лет руководит успешным оффлайн-бизнесом? Ну тогда грех в 2023-м — не податься в онлайн.

«У меня сотни часов практики в бизнесе, я выстроил целую сеть магазинчиков у дома/кофеен/прачечных (поставьте свое)! Руковожу работой десятков людей, значит и IT-проект для меня — легкий орешек…»

— примерно такие мысли крутятся в вашей светлой голове перед тем, как вы решаетесь прыгнуть в омут бизнеса в интернете. Бодренькое начало, да только сдуваются такие инициативные шары очень скоро. Ставлю сотню тысяч рублей, что все закончится тем, что человек почитает пару книг по теме, наймет айтишников по объявлению и быстро свернет лавочку из-за убытков.

Потому что любым делом, даже стартапом, должны заниматься профессионалы с опытом.

Ошибка № 4: бизнес ради забавы и понтов

Так обычно бывает, когда человек услышал, что в IT-сфере водятся крупные деньги (в наши дни и не такое услышишь ;-). А еще есть подспудное понимание, что быть владельцем IT-компании ― круто, престижно, даже дерзко. Рано или поздно на свет рождается его стартап — с мизерным весом, красный, пищащий, скрюченный и … нежизнеспособный (сразу вспоминается сцена из Поттерианы). Стартап такой не несет пользу, не воплощает ультрасовременную идею, а существует просто чтобы повысить статус своего владельца.

Он снимает лакшери-офис на 43-м этаже в Москва-Сити, нанимает дорогущих специалистов, даже не проверяя соответствуют ли заявленные ими скиллы выплачиваемой зарплате, и ждет миллионы рублей и … почет, конечно. Миллионы, кстати, будут, да только в виде убытков…

Польза ― вот важнейшая составляющая стартапа. Без нее людям будет неинтересен продукт и вы сами, а значит, о доходах можно забыть.

Ошибка № 5: наем специалистов из крупных компаний

Неожиданный пункт, верно? Да, это обычно крутые айтишники с богатым опытом. Казалось бы ― разве не о таких сотрудниках мечтает стартапер?

А теперь задумайтесь вот о чем: в крупных компаниях (например, в Сбере), вся система выстроена таким образом, чтобы ни один айтишник не мог ошибиться. Ведь алгоритмы отрабатывались годами и учитывают уже совершенные сотни и тысячи ошибок, без которых, несомненно, не случилось бы выстроенной и проверенной системы.

И потому конкретно этот специалист, которого вы собираетесь нанять на проект, вероятнее всего, попросту не справится в одиночку, потому что не готов к ошибкам, не умеет быстро их исправлять и адекватно реагировать. И он работал лишь с одной функцией (ну окей, с десятком, не больше) в качестве винтика в огромной уже выстроенной махине. Быть полноценным двигателем новой системы он не сможет.

Ошибка № 6: работа с дилетантами

Даже если тетя Галя просится к вам в команду менеджеров по продажам потому, что 10 лет работает продавцом. Даже если знакомый, всю жизнь работавший водителем троллейбуса, полгода назад прошел «нереально крутые IT-курсы». — Не ведитесь. Берите к себе в проект только тех специалистов, которые действительно зарекомендовали себя, и тому есть доказательства. Причем, даже если вы сильно урезаны в бюджете, последнее, на чем стоит экономить ― наем сотрудников.

Ошибка № 7: отдайте роботам!

Запомните ― спешка в бизнесе ни к чему. Если вы заявляете разработчикам, что намерены запустить проект, из которого в первый же месяц будет полностью исключен человеческий фактор, и все перейдет в автоматизацию, то вы делаете ошибку.

Да, IT на то и существует, чтобы упрощать работу, но это происходит далеко не сразу, а после того, как действия, алгоритмы и техники будут сотни раз протестированы и пройдены в процессе уже запущенной работы.

Топ-8 специалистов, которые должны быть в компании, продающей IT-продукт

Все, что касается IT-составляющей стартапа, ее можно и нужно передать в руки проверенной компании из этой ниши. Однако в этом случае обратите внимание на состав сотрудников, и проходите мимо, если там нет этих 8 специалистов.

  • Продакт-менеджер. Эдакий супермен, который руководит проектом от тестирования идеи до запуска и получения прибыли. В разных компаниях его функционал различается, но в целом, это человек, занимающийся проверкой гипотез с помощью A/B-тестов и исследований, управлением дорожной картой, мотивацией сотрудников, сбором клиентского опыта. Продакт-менеджер выполняет и другие функции, зависящие от стадии проекта и его масштабов.
  • Продакт-маркетолог. Сотрудник, который должен сделать так, чтобы маркетинг, продажи и сам продукт работали в компании согласовано. Он изучает боли клиентов, выступает в роли связующего звена, благодаря которому ваша гениальная идея подается нужной аудитории с нужным запросом в нужные время и место, что позволяет создавать продукт за минимальные бюджеты, получая миллионы последователей стартапа. Это помогает формировать стратегию развития с полным пониманием, кто ваша ЦА, где она обитает, и как ее лучше всего привлечь за минимум средств.
  • Проект-менеджер . Не путать с предыдущим специалистом! Он работает с командой по конкретному проекту. На его совести — техническая документация, постановка и контроль задач, ведение диалогов и даже раздача профилактических подзатыльников тем, кто не справляется с тасками.
  • Разработчики. Мозг компании, который не должен быть в одном экземпляре. Количество разработчиков варьируется от сложности и масштаба проекта, но это никогда не бывает один человек, ведь именно на разработчиках лежит создание программного обеспечения, которое в дальнейшем станет IT-продуктом. Именно они его разрабатывают, тестируют и интегрируют. Так что не стоит обижать этих ребят ;-)
  • Тимлид-руководитель. А это человек, который возьмет на себя ответственность за братьев-разработчиков. Он тоже программист, причем высококвалифицированный, но сам разрабатывать ничего не будет. Зато сделает так, чтобы его подчиненные выполнили все качественно и в срок.
  • Системный аналитик. Работник, который стоит между бизнесом и разработкой, понимая обе стороны. Он знает, чего хочет предприниматель, и может перевести его запрос на технический язык, который поймут разработчики. При этом он сможет контролировать исполнение проекта с начала и до полного завершения.
  • Аналитик. «Младший брат» системного, который анализирует данные в рамках текущего продукта на основании опыта уже запущенного проекта и выдвигает гипотезы по улучшению метрик.
  • Архитектор базы данных. Человек, без которого работа других окажется бессмысленной. Он отвечает за инструменты хранения и оптимизации данных, и должен учитывать возможность утечки и повреждения базы, а также заранее придумать, что делать в таком случае.

На крупный проект также может потребоваться DevOps-инженер. Его задача — оптимизировать разработку и интеграцию программного обеспечения. Он будет вести администрирование процессов внутри компании, тем самым помогая эффективно запускать и обновлять продукты. Благодаря DevOps-инженеру компания будет всегда на шаг впереди конкурентов.

А еще нужны дизайнеры, верстальщики и тестировщики. Вот с такой командой можно разрабатывать стартап при условии, что каждый из них работает на результат.

Сколько стоят ошибки стартаперов

Я не раз видел, как ошибались начинающие IT-предприниматели. И их ошибки стоили от десятков до сотен миллионов рублей. Подобных историй в интернете, кстати, тоже полным-полно.

Например, вот яркий антикейс как слить $120 млн всего за 1 год и 4 месяца. Компания Jucero придумала соковыжималку с собственной экосистемой, которая могла бы стать еще одним важным элементом умного дома каждого пользователя. После долгой и выверенной разработки компания вывела на рынок супернавороченную соковыжималку за $700: с мобильным приложением, сканером, допкомплектацией в виде пакетиков с соком и… прогорела за год с лишним, даже несмотря на крутой маркетинг. Соковыжималка оказалась слишком «напичканной» ненужными деталями, дорогой для ЦА и, что до слез смешно ― бесполезной. Соки из готовых упаковок можно выжать в стакан руками за то же время, что и в соковыжималке.

Чтобы не пройти по пути такой гипотетической соковыжималки в IT-сфере, важно помнить, что вы создаете сайт или приложение ПОД продукт, а не наоборот. Только так бизнес будет работать, а IT-решение — приносить клиентов и доход.

Хотя, наверное, если вы крупная компания, как Google, то можете позволить себе лелеять надежду выпустить в мир даже самый безнадежный стартап. Это я к чему ― в 2005 году американские разработчики получили от Минобороны $2 млн на создание Гуглмобиля ― беспилотной машины от компании Google, но уже сегодня большинство деталей и идей этой разработки настолько уступают в инновационности Uber и Tesla, что выпуск Гуглмобиля потерял актуальность. Даже боюсь предположить, сколько они потеряли на этом стартапе.

Стартап: быть или не быть?

Думаю, вам стоит запомнить два ключевых правила в работе со стартапами: всегда отталкивайтесь от эффективности и пользы продукта, и привлекайте к его созданию только квалифицированные кадры.

Если говорить о последнем, то, без обид, но я искренне считаю, что нанять для разработки бизнеса в интернете опытную IT-компанию выгоднее, чем создавать собственную IT-структуру внутри проекта и пытаться найти под нее специалистов. Потому что, например, мы в Comrades Devs собственной репутацией отвечаем за качество созданного для клиента кейса и не имеем права допустить ни одну из перечисленных ошибок.

А как считаете вы ― стартапер имеет право на ошибку? Или все же лучше заморочиться: проанализировать продукт, ЦА и ее проблемы (которые будет решать продукт), провести исследования, подтвердить гипотезы на исследованиях и только потом решать, выводить ли продукт на рынок?

0
52 комментария
Написать комментарий...
Александр Попов

Знаю таких, которые ради забавы заводят стартап, рублевские жены называются. Муженек несколько лямов насыпал, а она салон открыла, теперь девок там гоняет - этой кофе подай, этой волосы на ж*пе вырви. И ничего - норм живут без ваших советов! Только в голове не бум бум

Ответить
Развернуть ветку
FoxOksa

Александр, а вы что завидуете?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда