{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Команда без зарплаты, закрытие раунда с оценкой в $5 млн и конференция в Праге осенью 2022-го. Как выживала DataLouna

Привет, VC! Это Рост, фаундер DataLouna.io — сервиса на основе искусственного интеллекта, прогнозирующего результаты Counter-Strike матчей (а со скорым релизом версии 2.0 DataLouna выйдет на международный рынок).

В этом посте расскажу про наш опыт поиска инвесторов в России (и как мы влезли в долги вплоть до закладывания машины, но все равно не могли платить сотрудникам), как оценка компании выросла в 5 раз и о (на удивление) полезной поездке на конференцию в Прагу в сентябре 2022 года.

Деньги закончились, инвестора (еще) нет, но команда верила в проект — и продолжила работать

Лето 2022. DataLouna перешла в активную стадию разработки и вышла на российский рынок ранней весной того же года — был запущен сайт DataLouna.ru, по большому счету являвшийся MVP: основные технологии уже были проработаны, но все еще было очень сырое — нужно было улучшать огромное количество самых разных моментов (например, ИИ прогнозировал исход всего матча, но не мог выдать прогноз на отдельную карту встречи).

К моменту запуска сайта в паблик стало понятно, что ИИ способен прогнозировать исходы матчей лучше букмекеров — нашего бенчмарка, ведь в этой технологической нише именно БК нанимают огромное количество спецов и находятся в постоянном поиске улучшения результатов.

На тот момент у DataLouna был инвестор российского происхождения из США, вложившийся в компанию по оценке в $1 млн, но в итоге он отказался от сотрудничества, освободив себя от обязательств, а нас от стабильности — мы были просто слишком маленькой компанией в его портфолио, которое он срочно начал релоцировать из России.

Нам помог знакомый бизнес-ангел (Игорь, если ты это читаешь, спасибо!), который дал средства для завершения работы над MVP без сложных условий: в случае успешного запуска, мы просто должны были вернуть деньги при продаже проекта.

Именно благодаря бизнес-ангелу DataLouna запустилась на российском рынке (работать с международными платежками в 2022 году из России было невозможно) и начала привлекать первых платящих пользователей. Но ситуация с деньгами была сложной — они заканчивались.

Нужно поднимать новый раунд для дальнейшего развития и расширения команды. Вернувшись в РФ, мы в первую очередь пообещали себе не сдаваться и сделать все для того, чтобы найти инвестиции.

Но российский венчурный рынок, который и до этого был непростым, превратился в бег с препятствиями с пудовой гирей на правой ноге. Даже работающий MVP и начавшая копиться статистика работы несильно облегчала задачу (про привлечение инвестиций в принципе я писал в вводном посте на VC тут).

Long story short: деньги закончились, а переговоры идут очень тяжело. Инвесторы с киберспортивным бэкграундом просто не верили, что можно создать технологию лучше букмекеров, но наша небольшая команда — верила.

Когда деньги компании закончились, удалось немного сократить долг перед сотрудниками за счет заложенной мной машины, но в итоге мы собрались и честно обсудили ситуацию: возможности платить деньги уже не было, но результаты вдохновляли:

Морально это был очень сложный разговор с командой: мы влезли в долги, света в конце туннеля пока не видно, сколько займут переговоры с инвесторами неизвестно. Но ни один человек не принял решение уйти из проекта, хотя некоторые работали с нами всего пару месяцев.

Это придало сил — мы с кофаундером Димой продолжили вести переговоры с инвесторами.

Процесс затянулся почти на 2 месяца, и решающим моментом стал август — на BLAST Premier Fall Groups ИИ правильно спрогнозировал 70% матчей. Переговоры шли с двумя инвесторами: за всеми прогнозами они следил в лайве, и окончательно убедились в работоспособности технологии.

На столе было предложения — оба с оценкой в $5 млн. В итоге мы подписали договор и закрыли раунд.

Получили деньги — дышать стало полегче

Было ощущение, что мы поставили ва-банк и выиграли: у нас появилась возможность не только рассчитываться с сотрудниками, но и расширять штат. Стресс немного отступил, но навалились следующие задачи, и было острое желание доказать всем (и в первую очередь себе), что все было сделано не зря.

Мы выдохнули и начали думать над нашим следующим шагом, пока разработка приступила к монотонной фундаментальной работе по переходу на свои данные, базы и архитектуру — это остановило развитие непосредственно модели с прогнозами, но было необходимо.

Было понимание, что нужно выходить в мир, и кофаундер Дима усиленно пушил идею поездки на конференцию стартапов Disraptors, чтобы посмотреть на тот самый мир. Меня идея не сильно вдохновляла — просто потому что было сомнение в том, что мы кому-то нужны там.

Спустя 3 пересадки и прогулку по аэропорту Барселоны, мы смогли добраться до Праги. И этот опыт был буквально крышесносным.

Как прошла конференция: интерес инвесторов и полезные знакомства, но красные паспорта — красный флаг

На конференции было ясно одно: инвесторов больше, чем стартаперов — достойный проект найдет человека, который профинансирует стартап даже на этапе идеи. Да, деньги не будут большими, но получить до 25 000 евро за 3-6% компании вполне реально (в России такое огромная редкость).

MVP с небольшой командой уже может рассчитывать на суммы 50-250 тысяч евро за 6-10% компании. В России за такие деньги твой продукт должен уже приносить хорошую прибыль, а предложения скорее всего начнутся от 30% до 100% компании, где инвестор вкладывает в бизнес, а фаундер становится управленцем на зарплате.

Но нужно признать, что в РФ гораздо больше “шальных” денег, которые могут потом помешать проекту выйти в мир из-за токсичного происхождения денег или сомнительных процессов по регистрации долей. Плюс на рынке почти нет smart money, где инвестор или инкубатор/акселератор выступает в роле ментора, а не просто финансирует работу стартапа.

Учитывая наш работающий для пользователей MVP, мы столкнулись с реальным интересом: поразило, что нам предлагали деньги просто за то, что мы рассказали про сервис с русскоязычным сайтом на ломаном английском. А ведь у нас уже появился инвестор — необычное, но приятное чувство.

Оценка DataLouna инвесторами и полученные офферы были намного приятнее, чем предложения, которые мы получали в России. Как я уже говорил, на нашем венчурном рынке практически нет первых раундов, тут невероятно сложно получить деньги под идею — только под что-то готовое (а лучше, чтобы уже и стабильно зарабатывающее). Молодые компании как правило собирают деньги у FFF (Friends, Fouls, Family).

Но все эти интересные офферы портила одна очевидная деталь: у нас не было европейского юрлица. Это останавливало всех желающих поучаствовать в развитии проекта или просто посотрудничать, а мы на тот момент не до конца понимали, принесут ли затраченные усилия какие-то бенефиты в нашем положении.

Встречи с инвесторами: получили респект от человека из списка «З0 до 30» и узнали важные инсайты индустрии от основателя Oddin.gg

Важная фича конференции — простой, но эффективный формат: все занимает 1 день, вот сцена для выступления стартапов, а вот столы для нетворкинга. Инвесторы выходят на интересные стартапы и букают встречу к определенному времени за определенным столом: что-то вроде смеси гугл календаря и тиндера.

Первая же встреча стала приятным сюрпризом. Мы думали, что никого не заинтересуем, но нами заинтересовался местный инвестор, владеющий долей важной для киберспортивного беттинга компании — она поставляет букмекерам коэффициенты.

Мы непринужденно пообщались, пожали руки и разошлись.

Были и другие интересные встречи, в том числе с представителем крупной международной платформы со статистикой по спорту и киберспорту, тоже работающей с букмекерами (для нас стало удивлением, что в такой компании есть отдельная позиция человека по слияниям и поглощениям — по сути, для скупки стартапов).

И хотя все встречи были очень приятными и полезными для нас с точки зрения понимания индустрии, по большому счету мы не придавали им слишком уж большого значения — по отечественному рынку мы привыкли, что такой формат ничего не значит.

Тем приятнее было по итогам конфы увидеть сообщение в LinkedIn от того самого инвестора из списка «З0 до 30» с простым смыслом: не хотели бы вы встретиться с фаундером Oddin.gg, в который я до этого инвестировал?

Конечно, мы хотели — это крупнейший поставщик киберспортивных коэффициентов для букмекерских компаний. Буквально Google нашей ниши. Назначили дату и место: ехали час от центра Праги и встретились в обычном кафе ТЦ с фаундером, компания которого привлекла $6 млн — в сравнении с нами, это был абсолютно другой уровень.

Для встречи мы пригласили нашего директора по продукту Даню из Ирландии, чтобы он облегчил ситуацию с языковым барьером, и в итоге проговорили вместо запланированного получаса целых 2,5 часа.

Все это время фаундер Oddin.gg рассказывал о реалиях киберспортивного рынка: куда стоит идти, куда не стоит; чем стоит заниматься, а чего лучше избегать. В конце встречи он просто оценивал наш продукт и результаты, похвалил их и предложил начать взаимодействовать на уровне компаний, когда мы зарегистрируемся в Европе.

И тут стоит дать важный контекст — к октябрю результаты DataLouna стали ухудшаться. Мы честно рассказали про падение точности прогнозов и получили ободряющий ответ: проблема была не столько на нашей стороне, сколько в изменившейся сцене CS:GO. Фаундер Oddin.gg дал важный инсайт: матчи стали настолько непредсказуемыми, что по большому счету они начали отдавать БК кэфы на большинство матчей как “50 на 50”.

Но если букмекеры могут накинуть свой риск-менеджмент и маржу на такой коэффициент, и продолжить работать, для нас падение точности прогнозов ниже расчетных 65-70% стал сложным вызовом.

Забегая вперед, проблемы с точностью продлились 4 следующих месяца, превратившие нашу жизнь в ад. И если бы не было этой встречи в кафешке под Прагой, то пережить разочарование от результатов стало бы еще сложнее.

Но об этом я расскажу в следующем посте VC :) Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить выход следующей части и задавайте вопросы в личке на VC или в комментариях. Постараюсь всем ответить

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Danila Kornilov

Очень интересная история и проект!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Veprentsev

Спасибо, Данила! Вообще было интересно вот так сгонять в Прагу)

Ответить
Развернуть ветку
Katty Pretty

Огонь 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Константин Киселёв

Биполярочка на примере русских стартапов:
1. Господа, у нас есть технология, которая позволяет обыграть букмейкеров, точность 70%+.
2. Господа, мы работаем уже месяц без средств к существованию, дайте денег.

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

Привет! Спасибо за коммент.
Уже отвечали на вопрос почему нельзя на постоянной основе делать прям очень большие деньги на алгоритме. (Очень большие - это миллионы)

1) будешь много выигрывать будут резать кэфы, либо резать максимально возможную ставку

В Европе например есть ограничение максимально возможного выигрыша за месяц

2) это занимает очень много времени, писать бота который будет эмулировать можно, но цель проекта не в обыгрыше бк. А суметь правильно оцифровать игру и получить самые лучшие данные на рынке

3) можно сделать 1 большую ставку, но нельзя сделать 100 больших ставок за месяц. А так как мы не про 1 «жб» ставку, а про результат на дистанции, этот вариант тоже не подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Киселёв

Спасибо за ответ.

На самом деле, есть другой вопрос по существу.

Почему именно CS, не dota или pubg, где аудитория больше и спортивные события чаще и крупнее.

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

На самом деле ответ почему CS будет очень банален - так сложились карты изначально.

Но по прошествию времени, скажу так. Из внутренней информации бк аудитория CS и Dota - это 80% рынка киберспортивного беттинга, который они делят примерно пополам. То есть денег в этих рынках одинаково. Но у CS, гораздо больше высокоуровневых турниров с большими призовыми в отличии от одного в год инта в Dota.

И самый важный момент, мы решили начать с самого тяжелого на рынке. В дота можно получить чистые лайв данные, данные очень стабильные и игра довольно предсказуемая (мы недавно провели исследование). С нашим опытом мы сможем быстро показать очень высокий результат в доте. В CS нужно все буквально делать с нуля. Была идея если нам это удасться, то значит мы сможем дальше быстро выходить на новые рынки (игры).

Ответить
Развернуть ветку
Svyat Glukhov

ИИ захватывает мир) Ребята респект!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епифанов

Когда уже захватят и будет восстание

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

По плану 2024 😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Камышев

Очень крутой проект и команда!

Успехов по завоеванию индустрии 🫡❤️

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

Большое спасибо, Лёня 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Polina Shesternina

Интересный проект, жду следующую часть, что в итоге с точностью

Ответить
Развернуть ветку
Иван конструктивный хейтер

"Но все эти интересные офферы портила одна очевидная деталь: у нас не было европейского юрлица. Это останавливало всех желающих поучаствовать в развитии проекта или просто посотрудничать"

А как работали с возражениями? Очень интересно узнать))

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

В целом с возражениями или с возражениями на счёт гражданства/ юр. Лица?

Ответить
Развернуть ветку
Иван конструктивный хейтер

На счет отсутствия европейского юр. лица. Какие возражения были? Почему это их настолько останавливало?

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Бондаренко
Автор

Потому что именно в тот момент у нас в стране была объявлена мобилизация, а сво шла полным ходом. Люди не совсем понимали, как реагировать на наши паспорта, знали точно, что ничего хорошего не выйдет если у нас нет хотя бы резиденства другой страны.

Поэтому они искали хотя бы малейшую возможность «оправдать» сотрудничество с нами.

Ответить
Развернуть ветку
Иван конструктивный хейтер

Ох, ну понятно-понятно... Желаю удачи в бизнесе
)

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда