{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Устроился преподом в универ: 5 вещей, которые меня шокировали и заставили переосмыслить жизнь

Несколько лет назад я выпустился из магистратуры. А в этом году снова оказался в универе — в роли препода. И вы просто не представляете, насколько это странная и тяжелая работа. Я захотел уволиться уже через месяц.

Сначала контекст: я был не самым простым студентом, потому что не мог существовать без конфликта с каким-нибудь авторитетом.

Отличником тоже не был — иногда прогуливал, агитировал группу прогулять пару всей толпой, списывал и халтурил. Но как-то находил с людьми общий язык, вывозил программу и закончил бакалавра с магистратурой в СИУ РАНХиГС.

После выпускного я всё ещё не до конца понимал, кем буду по жизни. Потом уехал в Москву, там нашел себя, потом СВО, мобилизация, меня помотало по России и миру, и вот я снова оказался в Новосибирске.

Этой осенью меня как практика позвали провести небольшую программу по диджитал-контенту и сторителлингу. Я согласился, потому что универ и родная кафедра вызывают только любовь и уважение, им всегда хочется помочь. Я готов вечно ходить по коридорам, в которых сформировался как личность.

Но я не знал, что ходить по коридорам в роли препода — совсем не то же самое.

Шок 1: на каком языке они разговаривают?

Со студентами ОЧЕНЬ тяжело говорить на языке реальных дел. Между нами всего 7-10 лет разницы, но многие всё равно воспринимают любую активность в универе как обязательную и ради оценки. Это просто бред.

Вот были у меня пары по сторителлингу. Один чувак сделал драфт сценария, а остальные — почти ничего не сделали. Поэтому я дал конкретно ему адекватную обратную связь и объяснил где плохо, где скучно и банально, и как это всё улучшить.

Он при мне открыл ноутбук, что-то поправил и сразу же спросил: «А так устроит?»

А так устроит?

То есть он проделал работу не для того, чтобы сделать ХОРОШО, а чтобы препод просто поставил оценку. Это два разных подхода, две разных системы измерения результата, иногда — абсолютно противоположных.

Меня, как препода, устроит любой результат, потому что я не собираюсь никого заставлять что-то делать. Однажды сам сдал курсовую, в которой вместо умных мыслей просто много раз написал текст песни «Ночной дозор». И её приняли. Поэтому я справедливо не требую ни от кого сдавать никаких курсовых, не докапываюсь до межстрочных расстояний и не принуждаю никого ходить на пары.

Но вам, как студентам, должно быть важно, чтобы ваша работа была хороша, если уж вы её сделали. Мы же не проходим историю древнего Рима, мы же пишем сценарии, а не бессмысленные рефераты. Мы учимся делать контент, которым вы (студенты-рекламщики) планируете зарабатывать в реальной жизни.

Так почему это должно устраивать меня?

Причем я ведь пытаюсь работать только с теми, кому интересно, и кто старается. Но даже те, кто старается, все равно скатываются в «угодить преподу и забыть».

Хороший контент невозможно делать в ситуации, где ты пытаешься угодить кому-то. Это как бы анти-контентно, анти-креативно. И меня специально позвали как практика, чтобы я мог эту мысль донести. Но пробивать такую мощную стеретипную броню тяжело.

Сам контекст учебного заведения, сами стены универа как будто заставляют студентов вести себя по-студентски и, вместо поиска лучшего решения задачи, искать подход, который устроит только препода.

И самое странное — что любой препод в глазах студентов превращается в существо, которое только и требует зубрить домашку, получать оценки и ходить на пары.

Пример выше был из пары у очников 3 курса. Дальше был пример с заочниками магистрантами. Там уже точно взрослые люди, от которых не ожидаешь таких детских фантазий и состояний. Но нет, всё то же самое.

Как только я прошу «создать гуглдок и записать туда свои мысли» — все теряют мотивацию что-то делать в принципе и просят дать задание, которое бы мне угодило, чтобы получить зачёт.

Шок 2: я хочу над ними издеваться…

С этой же группой заочников-магистрантов я отказался работать на третьем занятии, потому что никто из них неделю не отвечал мне на сообщения, а потом никто не явился на пару. В онлайне.

И самое страшное — я поймал себя на мысли, что хочу сделать им плохо, испортить жизнь. Унижать. Хочу не принять зачёт из принципа. Хочу учитывать посещаемость просто ради того, чтобы они страдали.

Вы представляете? Прошло всего три недели! Я тоже не представлял раньше.

Став преподом, я понял, насколько это ТЯЖЕЛАЯ работа с жутко неблагодарными людьми.

Официантом в этом смысле работать В РАЗЫ приятнее, потому что и люди тебя и слушают, и спасибо говорят, и чаевые ещё оставляют. И кормят бесплатно. С преподами — иначе.

Отведя несколько самых простых пар в универе, я флешбэком простил всем своим преподам и учителям любые эпизоды агрессии, нервных срывов и любых неудобств. Теперь, если я увижу тикток с какой-нибудь сумасшедшей училкой, которая избивает школьников — я ей искренне посочувствую.

Потому что это, без преувеличения, дикий, адский и рабский труд.

Причем я-то не тружусь, я тут отдыхаю: веду максимум пару в день несколько раз в неделю. Это типа как хобби вне основной работы: качалка, уроки пианино, пары в универе.

Но есть машины, которые ведут по 6 пар в день, а это 10 часов (с переменами). Учитываем, что каждая пара — это несколько десятков человек. И так ты выступаешь 6 раз в день по полтора часа на 10-20-30 или 50 человек. Это просто физически невыносимо. А морально, энергетически — почти невозможно.

Если бы я вытерпел поступок этой группы магистров, которые неделю коллективно игнорируют преподавателя и не заходят в созвон на пару, то на втором таком же эпизоде я бы просто психанул и послал бы их уже не деликатно, а самым грубым матом, а потом, не знаю, уволился бы.

Шок 3: это ты МНЕ сказал?

В основном работа препода выглядит примерно так: ты приходишь с желанием поделиться чем-то интересным, а тебя слушают 5 человек из 40. Или ты даешь легкое и интересное домашнее задание, а его никто не делает.

То есть ты стараешься искренне, вкладываешься, а это не то чтобы не ценят, нееееет, это даже не воспринимают как старание. Понимаете? Ты это глотаешь и убеждаешь себя, что это нормально: не нравиться всем.

Но всё равно: каждая, КАЖДАЯ такая эмоция оставляет отпечаток.

Каждый взгляд не туда во время твоей речи. Каждый пропуск. Каждая ухмылка. Всё это, оказывается, ты воспринимаешь на личный счёт. И я думал, что это только у меня так, но пообщался со старшими коллегами — и да, у них тоже такое было раньше. Невыносимое чувство.

Хотя мозгом-то ты понимаешь, что не все предметы могут быть интересны всем студентам, и не все студенты вообще хотят находиться в универе. И ты здесь не при чем.

Но ты всё равно воспринимаешь это на свой счёт. Каждый проступок!

Однако это не отменяет того факта, что препод — человек с ОГРОМНЫМ эго, который ещё и эмоции испытывает. И каждый такой моментик, который для студента кажется мелочью, может отражаться на эмоциональном состоянии.

Я — тот студент, который сидел на задних партах, играл в игры, рисовал, общался, чего я только не делал. Я знаю, что такие студенты никогда не желаю преподу зла, потому что сам даже не думал о преподах, когда прогуливал пары. В такие моменты в моей жизни не существовало людей, был только коллективный универ.

И я был уверен, что преподу пофигу, если я не приду. Или что поиграю в телефон на паре. Ведь там же сидят эти девочки на первых рядах, они его слушают, и этого достаточно.

Ооооой, как же я ошибался. Какая же эта самая убогая на свете тупость.

Теперь я смотрю на этих людей так же, как преподы когда-то, наверное, смотрели на меня. И мне одновременно и жутко стыдно, и противно, и как-то истерически смешно.

И теперь осознаю, что вся система образования, все оставшиеся нервные клетки преподов держатся на тех самых людях, кто просто приходит, и на тех бедолагах с передних парт, которые зачем-то там сидят и слушают.

Или хотя бы делают вид.

Те 5 человек, которые тебя слушают — они помогают тебе выжить в этом сумасшедшем доме, где ты не можешь быть собой.

Шок 4: конфликт с администрацией

Но есть и хорошее в этом всём. На фоне серой массы скучных, безответственных студентов есть люди, кому действительно что-то в жизни интересно. Это и те 5 человек на первых партах, которые тебя спасают. И целые группы, на чьи пары ты идешь с удовольствием, где заряжаешься энергией.

Так я попал к рекламщикам 1 курса, которые вдохновили меня попробовать реализовать формат шоу, который я давно задумывал.

Договорился с преподами, снял актовый зал, организовал съёмку и провёл открытую пару по маркетингу, где попробовал вместе со студентами решать настоящие рекламные кейсы и кому-то этим помогать. Вот пример видоса:

После этого заведующему кафедрой пришло письмо от начальников по воспитанию и пиару. Не помню их точные должности, поэтому буду использовать этот термин.

Мы подумали, что они просто хотят всё регламентировать и помогать мне продвигаться с таким форматом дальше, публиковать анонсы на сайте и всё такое бюрократическое.

Я пошел с ними встретиться. Первый вопрос, который мне задали: «А кто такой, по вашему, преподаватель?».

Кровь сразу же закипела, и во мне проснулся тот студент-нигилист, который живёт в конфликте с моральными авторитетами. Только теперь я взрослый профессионал, которого в универе не держит ничего, кроме его собственного желания.

Мы спорили о ценностях, мотивации и морали целый час. Я узнал, что:

Плохо влияю на студентов, потому что не святой. Веду блог, где иногда матерюсь.

Неправильно оформляю обложки на ютубе, ведь заголовок «Что этот препод себе позволяет» — непозволителен! (иронично, да)

Я неправильно одеваюсь, сижу и разговариваю.

Неправильно живу в целом, потому что не беру на себя ответственность за выбор студентов по жизни. А должен брать. Поэтому не должен материться и использовать слова-паразиты.

— Самое смешное: что я специально пришел в этот вуз, чтобы выделяться на фоне «скучных» преподов. А мог бы пойти (сейчас не смейтесь, это реальная цитата) в ДОМ МОЛОДЁЖИ. Но испугался, ведь там КОНКУРЕНЦИЯ.

Ни о чём не договорились, и я думал, что моему шоу конец. Но меня поддержали коллеги с кафедры, поэтому я продолжил его делать, и всё получается (пока), вот второй эпизод.

Насчёт ценностей — долго рассуждать не буду, по-моему очевидно, что это бред.

Никакой препод не способен конкурировать по авторитету с тем, что студент (взрослый человек) смотрит в интернете и с кем общается в жизни. Не способен, даже если очень захочет.

Я несу ответственность только за бренд универа, который я всеми силами (бесплатно) стараюсь продвигать и делать лучше. Студентам я могу просто дать пример: я такой чувак, вот так одеваюсь, так общаюсь, работаю этим, зарабатываю столько, вот моё портфолио, вот мой блог.

Хотите — читайте, хотите — не читайте. Будете читать — научитесь полезному, плюс я ещё и за ЗОЖ пропагандирую жестко. Не будете читать — мне пофигу, читайте что хотите, хоть в секту мясоедов-садомазхоистов вступайте или идите учиться к Аязу.

Короче, это всё такая чушь.

Тот уровень непонимания сути вещей, который есть у чиновников-воспитателей — запредельный. Но их можно понять, ведь они боятся, что им из МОСКВЫ прилетит выговор за дерзкого препода. Или что родители пожалуются, что их детей плохому там учат.

Я сказал: увольняйте или не мешайте. Пока не уволили.

Шок 5: за это ещё и ПЛАТЯТ?

Когда я соглашался преподавать — не спрашивал про деньги. Потому что шел ради другого — другое и получил. О деньгах до сих пор не думаю, потому что платят действительно мало.

Чтобы сейчас в нашем универе работать и выживать, надо либо вести 6 пар в день 6 дней в неделю, либо совмещать с какой-то основной работой. Я работаю в небольшой корпорации под названием СБЕР, так что преподавание — действительно хобби.

Поэтому я могу наглеть и ссориться с администрацией вуза. Могу вести блог и постить там фотки с голым торсом, которые обсуждают студенты. Но я, честно, не понимаю, как справляются те коллеги, которые работают там на полную ставку.

Какой склад характера, какие амбиции нужно иметь, чтобы туда пойти? Какую странную пропорцию ЭГО/АЛЬТРУИЗМА нужно в себе вырастить, чтобы согласиться на эти условия? Я не понимаю. Но мне это всё правда интересно.

Может, когда-нибудь пойму.

Подписывайтесь на телегу, там пишу об этом чаще, чем тут.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Смоляков

Преподаватель в нашем обществе не оценивается должным образом, как со стороны учащихся, так и другой ячейкой общества. Как это исправить? Показать ученикам в школах, студентам в универах, что преподаватель твой научный друг и что он не против тебя. А самое главное сломать стереотипы об оценках, которые ничего в жизни не значат или вообще, убрать систему оценивания, кто хочет, пусть тот и учится

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Добро пожаловать в мир либертарной педагогики Франсиско Фереры.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Смоляков

Внебрачный сын, приятно познакомиться

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

Рад, что вы нашли друг друга 😍

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ofitserov

Почему не возникала мысль, что студенты не хотят участвовать в эксперименте, тем более в шоу?!

Негатив к людям и жалость к себе.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

в каком эксперименте? 😳

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ofitserov
Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

в этой главе я говорю про сотрудников вуза, две женщины, которые пытались учить меня морали и так далее, все студенты были рады ходить на это все и помогали

так и не понял о чем твой токсик комментарий, мимо короче

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ofitserov

В таком случае, говорят: Нравится не нравится, терпи моя красавица!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

вот и терплю, просто пишу об этом тексты

Ответить
Развернуть ветку
Орешек

"Хороший контент невозможно делать в ситуации, где ты пытаешься угодить кому-то."
Как это не возможно? Многие произведения и картины были написаны по заказу, а не по воле вдохновения

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин
Автор

1) Оч странная аналогия, причем тут классическое искусство или литература? А ещё вот есть оценка МНОГИЕ — это сколько? Ещё более странный аргумент.

2) Речь про угождать, а не делать под заказ. Даже сейчас есть заказчики, которые просто платят и забирают результат, а есть те, которые тебя высушат сомнениями, правками и комментами так, что ты просто утратишь способность делать что-то прекрасное, потому что будешь пытаться сделать контент для этого заказчика, а не для тех, кто на самом деле будет его смотреть.

3) Конечно, под контентом я имею в виду современные форматы, которыми торгуют на рынке маркетинга, соцсетей и прикладного искусства.

4) И ещё, моё понятие ХОРОШЕГО КОНТЕНТА крайне субъективно, потому что это мои мысли и мой блог.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Stepanov

сил вам душевных и физических

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Ахахаах, быший ученик (заставленный учиться системой) попал в ту же самую среду, где в универ и т.п. идут не за знаниями, а потому что "так надо", "мама сказала, "а что ещё делать", "все же идут", но уже в роли системного надзирателя. Сделаю вид, что статья сделана не для того, чтобы трафика собрать, а человек реально негодует и не понимает. Ай, как жалко, ай, как сочувствую).

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда