Как запустить проект с сайтом и приложением

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о проблемах, которые ждут руководителя бизнеса, когда идёт комплексная разработка ИТ-продукта, состоящего из сайта, приложения и интеграций со сторонними API.

В закладки

Ozon, YouDo, Avito. Мы уже привыкли к тому, что у крупных сервисов есть и сайт, и приложение. Причём, сделанное практически полнофункционально: что есть на сайте, то дублируется и в приложение. Во второй половине 2019 года, вижу и в заказной разработке подобный тренд. Основатели все чаще приходят не только за приложением, а за целой системой: чтобы был сайт, приложение, и всем этим можно было управлять из единой панели (в одном из сервисов предполагалось аж 4 роли админа). Сегодня и пойдёт речь о нюансах в разработке таких проектов.

Но как показывает практика, для первой версии делать единый функционал и в вебе и в приложениях - это слишком затратно. Внутреннее API и сайт будут стоить примерно в два раза дороже приложения. Сомнительная выгода при двукратном увеличении чека.

Ранее мы запускали проекты на webview-движке Сервис ПИ (модуль к 1С-Битрикс). Там говорить о полном функционале было легко - по факту менялся только адаптивный шаблон. В начале этого года перевели разработку на Ionic.Framework, а ядро переписали с нуля, получив RTPlatform. Хоть движок стал работать быстрее/круче/веселее, но фишка с функционалом сразу и на сайте, и в приложении пропала - нужно как минимум делать отдельный шаблон, а как максимум переделывать экран с нуля, оставляя только API.

Появилась глобальная задача оставить на сайте самое важное для пользователя и проекта, когда человек находится стационарно, а в приложение вынести функции, необходимые в момент времени, к которым нужно иметь доступ оперативно.

Опросив 10 основателей, за месяц понял, что некоторые вещи, конечно, зависят от специфики бизнеса, но 80% - это общие правила для всех.

Что важно на сайте

Внешний вид

Пользователям важно, чтоб сайт был красивым. В отличие от приложений, где размер экрана не оставляет места для искушённых иллюстраций, а для пользователя на первом месте удобство и скорость, у сайтов вёрстка в стиле "голый бутстрап" редко адекватно воспринимается. При этом, в приложениях, "голый ionic" не нравится 20%, нормально воспринимается 70%, ещё 10% от него в восторге. Как говорится, невероятно, но факт. В итоге, основателю приходится заказывать индивидуальный дизайн для сайта, а в бюджетных вариантах купить шаблон и потратиться на его адаптацию.

SEO

SEO - это главное преимущество сайтов перед приложениями, поэтому, принебрегать его использованием не стоит. SEO продвижение на порядок дешевле, чем контекстная и прочая cpp реклама, где нужно платить за клики, показы, переходы. Для этого применяются разделы Новостей, Блога или Статей.

Круто будет применить UGC для снятия барьера между пользователем и сервисом. В случае маркетплейса услуг, например, это контент от самих специалистов, которые оказывают услуги.

Личный кабинет

Этот раздел у меня под вопросом, потому что сильно зависит от специфики проекта. Если пользователь что-то покупает или заказывает на сайте и ему нужно отслеживать заказ, иметь возможность написать исполнителю и т.п., то раздел нужен. Если это не принципиально, то нет. Наглядный пример - такси. Вы заказываете мотор с приложения или с сайта? У Яндекса, например, есть и то, и другое, а запуская новый агрегатор делать заказ с сайта было бы излишней тратой денег.

В некоторых случаях можно ограничится лендингом с формой захвата, чтобы пользователь мог просто оставить заявку, а она по API улетела в приложение мастеру или в админку оператору на проверку.

Что важно в приложении

В приложении важна оперативность передачи или получения данных. Для сравнения, у вебщиков загрузка страницы в 5 сек считается нормой, а для крупных проектов даже хорошим результатом, а для мобильщиков, если экран грузится больше 2-х сек, то уже зашквар. С учётом того, что единый функционал в приложении стоит дороже сайта, то приложение используется в проектах, где нужно оперативно выцеплять пользователя (push) или точно работать с его локацией (gps).

Push

Если говорить про маркетплейсы услуг, то чаще приложениями пользуются исполнители, а не заказчики. Исполнителям нужно видеть новые заявки как можно быстрее, с момента появления - от этого зависит заработают они или нет.

Как технически реализовывать “отклик” - это другой вопрос. Это может быть мессенджер, возможность оставить свое предложение под заявкой на бирже заданий, можно реализовать по принципу “ кто первый отклинулся - того и заявка” или сделать автоматическое назначение заявки исполнителю, как это делают в такси.

GPS

Актуально, примерно в 70% случаях. Если основная идея продукта в том, чтобы найти или трекать ближайшего кого-то или что-то, то это всё выносится в приложение. На вскидку, в этом году запускали вот такие идеи, где GPS был, как кровь из носу:

  • Кешбек-сервис с поиском ближайшего заведения
  • Биржа предложений от поваров, с отметками, где они находится
  • Сервис поиска пропавших родственников
  • Сервис аренды недвижимости
  • Сервис поиска парковочного места

Маркетплейс, как автоматизация процессов и масштабирование бизнеса

Возможно, в начале статьи стоило оговориться, что я специализируюсь на разработке маркетплейсов, но хотелось, чтобы статья была полезна максимальному количеству людей. Тем не менее, пример приведу всё-таки из своей основной области. Не во всех маркетплейсах заявки от заказчиков напрямую попадают исполнителям, от покупателей - продавцам. Во многих случаях есть еще менеджерское звено. Вот тут рассказывал подноготную одного раскрученного стартапа с такой идеей:

Заказчики оставляют заявки, администратор перезванивает, уточняет детали. Исполнители уже получают подготовленную заявку, где отражена вся необходимая для них информация.

Часто ко мне обращаются с идеей создания маркетплейса не с нуля. У человека уже есть оффлайн бизнес, есть сайт на котором оставляют заявки, менеджеры, обрабатывающие входящий трафик, и сами исполнители (мастера в той или иной отрасли, которые фактически выполняют задание). При этом, исполнители могут быть как штатные, так и на сдельщине.

Владельцу бизнеса хочется автоматизировать процесс назначения заявки, чтобы можно было масштабироваться на другие города и работать с удаленными сотрудниками.

Запускать и сайт, и приложение, для пользователей и исполнителей - дорого. А, если есть работающий сайт, то бессмысленно, с точки зрения продвижения. Зачем тратиться на новый сайт, когда уже есть трафик на старом?

В таких случаях я рекомендую делать следующее.

Доработка сайта. На сайте добавляется виджет для сбора заявок, вместо обычной формы обратной связи. Она отправляет заявку не в админку или почту, а в CRM или админку управления заказами.

Панель администратора. Админка здесь разделяется на два ключевых звена. Первое - это админка сайта, которая остаётся для управления контентом и SEO. Вторая - это админка управления заявками, которая реализуется через CRM (если много взаимосвязанных сущностей), либо в простеньком веб-интерфейсе, напрямую подключённому к API приложения. Второй вариант, само собой, существенно дешевле.

Приложение. Приложение в минимальной версии нужно только мастерам. Там они настраивают профиль, получают заявки по своей специализации и отчитываются за выполнение. Получается такой мини-планадо, только в своей отрасли.

В итоге, выходит такая схема. Клиент находит сайт в поисковике, оставляет заявку. Диспетчер перезванивает, узнает необходимые данные и уточняет заявку. После уточнения, она попадает в приложение для исполнителей, а исполнители бронируют за собой и выполняют.

Вроде бы выходит логика работы стандартного маркетплейса с промежуточным звеном, но за счёт готового сайта получается существенная экономия:

  • Сама разработка сайта, в среднем 200-300 тыс
  • SEO продвижение за 3-4 месяца. Тут всё сильно от сферы зависит, оценю по минимуму в 100 тыс
  • Экономия времени 3-4 месяца - вы уже получаете эти заявки.

Очевидно, что сайт тоже придётся со временем модернизировать, если будет масштабирование по регионам или даже странам. Но для старта, текущего корп.сайта будет вполне достаточно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 3, "favorites": 69, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 93711, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 23 Nov 2019 18:09:30 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93711, "author_id": 127886, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93711\/get","add":"\/comments\/93711\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93711"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Открыл статью , где в названии написано как запустить сайт+ мобильные приложения!
Итог: статья о каком то типе, который описал как он тратил деньги на свой проект - не нужно не кому в 21 веке - слушать такую чушь , и Читать у эх точно

Ответить
1

Просто Денис ввёл всех заинтересованных читателей в заблуждение своим заголовком статьи "Как запустить проект с сайтом и приложением", а в результате просто пропиарил свой проект, хороший маркетинговый ход, а может случайность, сбился с мысли и рассказал о своих услугах.
А по факту (если изменить заголовок), то статья правильная.

Ответить
0

Денис ввёл всех заинтересованных читателей в заблуждение не только своим заголовком статьи "Как запустить проект с сайтом и приложением", а всем материалом! Уверен, что статья - это его мысли «вслух», чтобы проверить свою гипотезу: «Зайдет или не зайдет» - предлагать своим потенциальным клиентам «снабжать» свои сайты-лендинги мобильным приложением.
Мобильное приложение предлагается использовать в качестве альтернативы e-mail уведомлениям (только через мобильные PUSH-уведомления) «о поступлении заявки на сайт». 

Я уверен, что «не зайдет»! Просто, под такое «придуманное» решение нет целевой аудитории. Все те, кто обрабатывают по 300+ заявок в день, уже давно используют специализированные десктопные CRM системы в которые «сваливаются» все обращения клиентов с сайтов и распределяются между менеджерами/складами/партнерами (у них «ярко моргают лампочки» и даже «вибрируют стулья» при каждой новой заявке :))). А для 10-30 заявок в день, достаточно настроить проверку почты в смартфоне и получать «мобильные PUSH-уведомления» о поступлении новой почты бесплатно. 

А для «эстетов», кому нужно «жить и работать в телефоне», есть облачные CRM-системы для сайта, в которых уже реализован функционал учета и обработки заявок с сайта с получением уведомлений в мобильное приложение и даже прием звонков с сайта в мобильное приложение.
Например, я использую облачную CRM-систему для сайта - Slon.biz 

Ответить
0

Ну тут я с вами не согласен, всё зависит от категории и задачи приложения и CRM-системы попросту не всё решают и к тому же лишнее звено. Есть проект - сервис поиска исполнителей, вот о нём он и раскрыл суть статьи, так как ранее был использован как вебвайм на битриксе, так что тут никакие вебваймы и CRM  рядом не стояли. Второй пример - такси или каршеринг - тут что будете использовать?

Ответить
0

Это как раз ко второму преимуществу приложений - работе с gps. Что для такси, что для каршеринга - это ключевые функции

Ответить
0

я не вам вопрос адресовал, сам занимаюсь с ionic и прекрасно знаю все за и против

Ответить
5

Как запустить проект с сайтом и приложением

Так как же?

Ответить
0

Выделив для каждой платформы принципиальные для неё функции

Ответить
2

Пользователям важно, чтоб сайт был красивым [...] вёрстка в стиле "голый бутстрап" редко адекватно воспринимается

Да, согласен с вами. Открыл ваш сайт, прокрутил в конец и тут же закрыл

Ответить
1

Зачем эти непонятные мутки сайт плюс приложение. Можно сделать нормальный сай который и на десктопе работает и на смартфоне .

Ответить
0

У вас какой-то геноцид приложений получается

Ответить
0

clickchat.me может объеденить приложение и сайт. (Не реклама) Просто пример

Ответить
0

В итоге на чем платформа зиждется-то?

Ответить
0

наша переписана на Ionic.Framework, но статья применима для любых проектов имеющих в себе сайт и приложение

Ответить
0

90 за ионик?...
ну ладно.

В комплекте серверная часть , верно? А вот например типовая для моей сферы нагрузка - около 15млн товаров плюс ежемесячное пополнение на 200-300к.. Потянет или рухнет на первой сотне тысяч?

Ответить
1

Вы, наверное, не увидели, что ядро для маркетплейса услуг. 

А что касается товаров, то если есть планируемая нагрузка в 15 млн, то и сервер аналогично проектируется. 

Ответить
0

Та просто в WebView загружать мобильную версию та и всё.. зачем для магазинов что-то еще? Что может ionic из того, что нельзя реализовать в WebView?

Ответить
0

Я тоже 2 года был сторонником вебвью. Пришлось перейти, т.к. чтоб сделать качественно на нем, программист должен быть очень прокачан и стоит дорого. Проще переучить на ангуляр

Ответить
0

А ангуляр в WebView отличается от ангуляра в браузере что ли?

Ответить
0

Выше речь про некомпилируемый webview, где отображается мобильная страница сайта и компилируемый ionic/cordova

Ответить
0

Так если ваша мобильная версия летает в браузере то она так же будет летать в webview, программисты на php или на чем там у вас магазин дорогие нынче?

Ответить
0

если обычные экранчики заверстать, то да. Обычно вебщики валятся на работе с push, gps, оптимизацией JS-вычислений и больших данных

Ответить
0

Посоветуйте, где можно купить маркетплейс уже готовый? типа playntrade.ru (не реклама) просто пример!

Ответить
0

Обычно о продаже идет речь в контексте готового решения, либо о покупке стартапа в целом. Во втором случае сделки проходят не публично

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }