Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры. От 3.6 мл. выручки и до 800 000 руб. долга
В 2020 годы принял решение развивать направление мобильной разработки. Пилить мобильные приложение и игры и зарабатывать МИЛЛИОНЫ рублей в секунду. И что из этого получилось.
В 2020 году мы снимаем небольшой офис в центре Ростова на Дону. Нас трудится 6 человек( Дизайнеры, маркетологи).
У нас получается в дизайн и маркетинг. Есть амбициозные планы начать и в мобильную разработку.
Расширяемся за счет ближайшего офиса на этаже. Там будем развивать направление мобильной разработки.
С нами теперь трудится сильный программист. Он имеет крепкие кейсы в мобильной разработке, опыт работы тим лидов в game dev компаниях.
Договоренности следующие:
На мне:
- Маркетинг
- Расходы на офис, интернет, печеньки
- Входящие обращения
- Документооборот
На нем:
- Консультация по проекту( экспертная консультация)
- Осмечивание проектов / утверждение сроков разработки
- Организация работы / поиск подрядчиков
- Работа по проекту связанные с кодом
Все, что связанно с дизайном и маркетингом делаем своими силами, на иные задачи ищем подрядчиков или специалиста в штат.
Прибыль делим 50/50 после закрытия этапа работ актами.
Какой план.
- Привлечь лидов
- Визуал делать своими силами
- Организовать отдел программистов
- Продвигать маркетологическим отделом
- Организовать крутые рабочие места
- Получать достойную прибыль
Привлечение лидов
Один из самых простых этапов работы. Одностраничный сайт + контекстная реклама ( Яндекс Директ + Google Ads) дала нам больше чем мы ожидали. Тогда Я думал мы поймали бога за бороду.
Разработали сайт
Сайт сделали на тильде. Описали процесс работы. Поделились опытом работы программиста. Сделали понятный и без стрессовый шаг к заявке.
Ставку делали на консультацию программиста. Ставка прошла успешно.
Настроили рекламные кампании
Кампании разбили на 2 направления:
- Разработка мобильных приложений
- Разработка мобильных игр
За 3 месяца мы потратили на рекламу не больше 50 000 рублей. Получили:
- 2 заказа на разработку игр
- 1 заказ на мобильное приложения
- 3 халтуры на поддержку мобильных приложений
В общем итоге мы заключили договоров на 3.6 млн рублей.
Реализация
Договора и предоплаты это конечно хорошо. Но теперь нужно выполнять обязательства по контракту.
Гейм дизайнер
Оказывается для разработки игр нужен гейм дизайнер. Он отвечает за всю экономику, атмосферу, игровые зоны, левелинг и прочее. Программист привлек сильного гейм дизайнера с прошлого места работы.
Этап прошел как по маслу. Документацию приняли с небольшими замечаниями.
Дизайн
Дизайн интерфейсов делали в фигме. Специалисты UX/UI были в штате, приняли этап без каких либо происшествий.
В отличии от дизайна приложений, дизайн для игр был новым опытом. И очень ламповым опытом.
Для увеличения насмотренности наши ребята с удовольствием участвовали в гейм джемах.
Программирование
Настала пора этапа программирования. Воодушевленный получение дивидендов( 2 этапа закрыли) программист перехватил эстафету.
И тут началось . . .
Поиск исполнителей
Приоритет был найма специалиста в штат. Найти одного получилось. Но оказалось что для него нет:
- Регламентов
- Базы знаний
- Помощи введения в должность
Он работал над одним проектом. Дело двигалось очень медленно, но двигалось. Мы с трепетом ждали новый apk файл для теста конечного результата.
Удаленные исполнители делились на 2 категории:
А. Фрилансеры которые делают “дорого” и на троечку
Это ремесленники. Они занимаются только этим.
Их хлеб это:
1) быстро найти задачу
2) быстро ее сделать
3) быстро искать новую задачу.
4) процесс повторяется бесконечно.
Б. Делают хорошо и за приемлемую стоимость, но после основной работы
Имеют понимания культуры кода. Глубоко погружаются в проект и нацелены на долгое сотрудничество.
Но есть нюансы:
- Они всегда уставшие
- Работают очень мало времени
- Запрашивают данные для реализации задачи в момент когда ее нужно уже сдать
- Часто переносят срок сдачи задачи
Организация труда
К моему ужасу, к системному труду мой партнер не привык. Системный результат достигается системной работой.
Тут не тот случай.
На рабочее место мог прийти к 14, а мог вообще не прийти.
В другой день мог с увлечением рассказывать как за ночь заработал 6 000 рублей, взяв на фрилансе задание на написание кода для диплома.
После того как проблема стала очевидной
В запланированные сроки специалисты не укладывались. Уже даже постороннему человеку видно как экономика проекта начинает не сходиться.
На что получаю ответ, что все под контролем. Сейчас соберем:
- Базу кода
- Базу рефов
- Базу проверенных подрядчиков
Как заживем.
Черный лебедь
Под конец года, рейт программистов удвоился по сравнению с началом. Проект уже явно не влазил в намеченные рамки. И наш герой пропал с радаров.
После пару сообщений его знакомым мы назначили встречу в кафе поблизости с нашим офисом.
Работает пускай трактор - он железный
Выслушав охерительные истории о том что в game deve :
- сейчас рейт такой что ему интересней работать программистом
- он думал руководитель направления ничего не делает, а тут работать нужно
- в экономику проекта не закладывали прибыль, работаем на портфолио и будущую прибыль
- что бухгалтера в гейм деве воруют направо и налево и никто им ничего не делает
- что зачем мы вообще пытались нормальную систему строить
- Нужно было открывать ООО, набирать заказов а потом банкротить его
Сказать что Я офигел от услышанного - ничего не сказать. Но на тот момент у меня завис этап работ и мне что то нужно было решать.
Решение по этапу программирования
Честно скажу. Было сложно. В подобных ситуациях ни разу не был. Спросить совета не у кого.
Все этапы, без участия нашего “героя”, были доведены до логического конца, проверены и приняты. Но код по 2 мобильным играм повис в пустоте.
Целую неделю думал как выйти из ситуации. Я банально не обладал компетенцией программиста.
Скажу попсова, но в голове боролось два волка. Один ничего не хотел возвращать а второй ставил себя на место клиента и смотрел его глазами.
Через неделю позвонил клиентам и честно все рассказал.
И знаете что?
Их это ничуть не удивило. Их удивило то, что Я не потерялся и принял решение вернуть бюджет за данный этап. Исполнители до нас, просто перестали выходить на связь.
P/S
Через 7 месяцев мне написал хозяин украинской game dave студии. Они допиливали приложения, что не смогли допилить мы. Им нужны были исходники по визуалу и документации. Клиент их просто потерял) У нового исполнителя было очень много вопросов к коду. А вот визуал и документацию оценили достойно.
Что в итоге
Сейчас, когда эмоциональное напряжение нет и Я уже получил данный опыт. Могу сказать,что виноват сам:
- Не договорился на берегу, что будет если все пойдет по ****
- Не зафиксировал документально ответственность
- Взял только время и компетенцию, и не взял в залог ничего материального
- Допустил, что второй может легко выйти потеряв только время
- Не обсудил ввод в должность новых коллег
- Взял СРАЗУ ТРИ проекта в работу, поверив на слово, что изи бризи разъебем
И самая главная ошибка - судил другого человека по себе.
Но было и одно правильное решение.
Никаких выплат из бюджета, который не подписан актом.
Именно оно позволило вернуть около 800 000 руб. И не дать победить черному волку)
А как поступили бы Вы?
Очень грустно читать подобные истории и их поймёт только тот, кто сам оказывался на твоём месте. Вкладывая энтузиазм и душу в проект, получая на выхлопе полное разочарование - удручает.
У самого пару идей для приложений есть, но увы, бюджета найти так и не удалось. Хотя, считаю, что они будут востребованы, по крайней мере у молодежи. И в принципе, по реализации несложное должно быть, но...
Сбор команды сводился к тому, что у любого разработчика через год повышается ЧСВ пропорционально его забытым моментам в жизни, когда он работал продавцом в магазине.
Набирать людей после курсов или на курсах, тоже за собой ведут определенные риски, так как либо жёстко не хватает опыта, либо он находит работу с окладом, ловит золотой билет стажером за целых 30к и валит в закат.
Всё сводится к тому, что есть энтузиасты, реальные, мы их видим, они основали, например, такую компанию как JetBrains. Но их очень мало, готовых работать помимо своей работы на перспективу и возможность.
Пр итогу получаем толпы рядовых сотрудников в стране, которые хвалятся своим доходом в 10к за час. За меньшее, даже с кровати не встают, они при этом считают себя очень пидатыми. А как до дела доходит, увы, не могут за неделю написать простенький проект. Хотя месяц могут рассказывать, что чуть ли не windows 10 пилили за два дня.
Я к тому, что не надо доверять на слово тем, кто тупо за чужие бабосики сидит на чужих проектах и нет своих для души, пилящиеся в свободное время. С такого гения разработки вы ничего толкового не получите, он будет работать только на всём готовом, стартапы он не потянет. Обычные болванчики, коих покупается и продаётся много.
В остальном, пусть что хотят то и думают. Я автора понимаю на 100%. Здесь больше царит обида и затухание энтузиазма, что в итоге может привести к уничтожению вдохновения и идей.
Удачи в любом случае))
Большое Вам спасибо за теплые слова