{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Качество выше, релиз ближе: как аналитик влияет на успех IT-проекта

Привет, я Юля Зубова — руководитель отдела аналитики в диджитал-агентстве ДАЛЕЕ. Хотя написано много статей про роль аналитиков, открыты сотни вакансий и есть даже целые сформированные отделы, остались компании и команды, где их нет. Иногда приходится объяснять, зачем нужны эти специалисты.

Юлия Зубова
Руководитель отдела аналитики в ДАЛЕЕ

Расскажу, какую роль играет аналитик, на каких проектах он жизненно необходим, а на каких можно обойтись и без него. При этом буду говорить именно про заказную разработку в агентстве, где особенно важна скорость и стоимость конечного решения.

Аналитик — какой он?

Обычно аналитики в проекте бывают трех видов:

  • Бизнес-аналитик — выстраивает бизнес-процессы, собирает требования заказчика.
  • Системный аналитик — проектирует будущую систему и составляет техническое задание.
  • Фулстек-аналитик — универсальный игрок, который разбирается и в требованиях бизнеса, и в разработке. Я в своей карьере решила развиваться как фулстек-аналитик, так что отношу себя к этому типу.

Что получают команда и клиент от участия аналитика?

Коротко говоря, и команда, и заказчик выигрывают, если на проекте есть аналитик.

Разработчик получает готовую документацию и продуманное решение — ему не нужно думать, обо всём ли он позаботился. Он действует по готовому ТЗ, и, при необходимости, согласовывает какие-то творческие корректировки. Btw, я сходила к своему коллеге, фронт-тимлиду Тимофею, чтобы узнать его мнение о роли аналитика. И вот что он сказал:

Когда на проекте есть аналитик, работать гораздо лучше. Появляется чёткое разделение обязанностей: менеджер управляет ресурсами, аналитик составляет ТЗ, а разработчик пишет код.

В противном случае менеджер, у которого и так горят сроки, должен ещё задавать уточняющие вопросы заказчику, продумывать альтернативные сценарии и править техническое задание. Если у менеджера нет ресурсов, разработчик будет сам что-то додумывать и вносить несогласованные правки, которые потом пойдут в продакшн и, скорее всего, добавят хаоса в проект. Вряд ли это понравится клиенту.

Тимофей Устьянцев, фронт-тимлид ДАЛЕЕ

Кроме того, когда есть документация, легче погружать новых специалистов в работу и не паниковать, если ключевой сотрудник уволился или перешёл на другой проект.

Может показаться, что таких ситуаций уже не бывает, но я за годы работы повидала всякого. На одном из предыдущих мест работы был технически сложный проект с довольно простой бизнес-логикой. Это позволило ему несколько лет относительно спокойно существовать без аналитика. За это время проект очень вырос, а команда осталась та же. Пожар начался, когда менеджер (по сути, единственный владелец знаний) решил уйти в отпуск (неожиданно, да?). В итоге было принято решение подключать аналитика и делать реверс-документацию. На это ушло несколько месяцев.

В целом, когда есть документация, легче погружать новых специалистов в работу и не паниковать, если ключевой сотрудник уволился или перешёл на другой проект.

В то же время аналитик — гарант того, что задачи и пожелания клиента будут правильно поняты и задокументированы. При его участии заказчик согласовывает подробное техническое задание.

Аналитик также способен сэкономить бюджет. Он снижает риск ситуации, когда команда выдала не тот результат, приходится всё переделывать и смета растёт х3, как это часто бывает.

Приведу пример из недавней практики. Когда я только пришла в компанию, меня распределили в проект для гос. организации. Мы разрабатывали для клиента HR-портал. В организации работает больше 10 000 человек. Сервис объемный — требовалось продумать много сценариев, учесть ограничения и т.д. Так получилось, что какое-то время проект был без аналитика, и вся нагрузка легла на менеджера, пока искали нового. Когда я пришла, мы сразу определили зоны ответственности. Это позволило разгрузить PM и выполнять работу в срок.

Для каждого бизнес-процесса я проводила исследование: вела интервью со стейкхолдерами, выявляла их конкретный запрос, который потом перекладывала в первичные требования и технические задания. Затем дизайнер оформлял новую функцию, которую презентовали заказчику и собирали фидбек. И так до тех пор, пока не достигнем идеала.

Яркий пример — процесс по созданию пропуска для прохода на территорию офиса. Вроде бы все просто, да? Создали заявку, согласовали, передали на пропускной пункт. Но нужно было учесть дополнительные вводные: четыре группы пользователей с разными правами доступа, тот факт, что процесс разный для внешнего сотрудника и внутреннего, для однодневного и многодневного пропуска, для рабочих и выходных и праздничных дней.

Что происходит, если аналитика нет?

Здесь есть несколько сценариев:

— Работу аналитика выполняет менеджер проекта. На это он тратит доп. ресурсы, поэтому быстро становится перегруженным. От этого страдает качество проекта: документация не ведётся или ведётся несвоевременно, сдвигаются сроки. Менеджер может просто передать разработчику требования заказчика и получится не то, что нужно.

— Нет согласованной документации. Все знания оседают в головах команды. Если люди на проекте меняются, им приходится очень долго погружаться, чтобы понять, что происходило на проекте. Клиент не видит общую картину, по итогу он может быть не удовлетворен тем, что получилось. Команда не попадает в бюджет и сроки.

— Нет понятно описанных сценариев. Возникает большее количество багов и дополнительных вопросов — никто не помнит, как всё точно должно быть сделано.

На каких проектах нужен аналитик, а на каких можно обойтись без него?

1. Лендинги

Можно обойтись без аналитика. В этом случае менеджер собирает требования и даже может написать небольшую документацию. Недавно ребята из другого отдела собирали лендинг для банка с объемным наполнением. Там аналитика не привлекали, и ничего страшного не случилось.

Кеша и Карлсон рекламируют Сбер: как мы разработали промо-лендинг платежного стикера

Задача лендинга — объяснить, зачем нужен платежный стикер банка, привлечь пользователей к покупке, «подружив» при этом продукт и героев мультиков. В нашем распоряжении были всеми любимые Кеша, Карлсон и Винни-Пух.

2. Длительный проект на поддержке с простой бизнес-логикой

Можно очень долго жить без аналитика при условии, что на проекте зрелая команда и заказчик не требует документацию. Но если в один момент уволится ключевой сотрудник, который «всё знает», то вас ждут проблемы.

3. Большой проект со сложной логикой

Однозначно нужен аналитик, а иногда даже группа таких специалистов. Вспоминаем пример с HR-порталом для крупной организации.

И другая ситуация: мы разрабатывали новый продукт для компании, работающей в сфере медицины. Не могу описывать детально, но скажу, что было зашито довольно много бизнес-логики. Команда на проекте была не очень большая. И еще вышло так, что сначала клиент хотел делать отдельное приложение, а потом по внутренним причинам решил двигаться в рамках существующего сайта. Проект уже запущен, а на этап аналитики у нас ушло 300+ часов. Зато бизнес-логика реализована в том виде, в котором она была нужна клиенту.

4. Любой проект, на котором требуется документация

Бывает, что нет возможности подключить аналитика в начале проекта, если не хватает ресурсов или задача достаточно простая. В этом случае можно пригласить аналитика на этапе тестирования, написать реверс-документацию и успешно сдать проект заказчику.

А по итогу

Когда возникает вопрос, нужен ли аналитик на проекте, важно помнить одну вещь: его задачи никуда не исчезают, они лишь распределяются между командой.

Стоит подумать о том, хватит ли у её участников ресурса на весь цикл проекта.

Кроме того, сильный аналитик разгружает менеджера — благодаря этому он фокусируется на своих непосредственных задачах: занимается планированием, контролирует процесс и общается с заказчиком. Проработка проекта становится более глубокой.

Аналитик уберегает команду от сдвига сроков, выхода за смету и последующего недовольства заказчика. Делитесь в комментариях, как устроена аналитика у вас в компании.

Где нас ДАЛЕЕ

Наш тг-канал: @daleedigital. Тут бывают новости, полезности для работы, вакансии и другой диджитал-движ.

Сайт: dalee.ru

0
1 комментарий
Олег Лисовец

Убедительно описано, как разделение обязанностей между менеджером, аналитиком и разработчиком способствует более эффективной работе

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда