{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Жизненный цикл продукта

Жизненный цикл продукта – это как биография человека, только для товаров и услуг. Он включает в себя несколько ключевых стадий: от рождения идеи до момента, когда продукт уходит с рынка. Понимание этого цикла помогает компаниям принимать правильные решения на каждом этапе.
Пойдем стандартным путем и рассмотрим все этапы поочередно.

Стадия 1: Разработка и Внедрение (или стартап)

Особенности

На этой стадии продукт только зарождается. От идеи до первого прототипа, команды занимаются исследованиями, построением гипотез, разработкой и многочисленными тестами. Важно не только создать работающий продукт, но и убедиться, что он отвечает реальным потребностям рынка.

Бывает такое, что продукт опережает свое время.Как те же спинеры, изобретенные в 90, но выстрелившие только в 2016.Или человек паук с Эндрю Гарфилдом.

Действия

- Исследование целевой аудитории и рынка.
- Разработка MVP (минимально жизнеспособный продукт) для тестирования гипотез.
- Получение обратной связи от первых пользователей и адаптация продукта под их нужды.

Пример

Facebook начинался как закрытая социальная сеть для студентов Гарварда, позволяя Марку Цукербергу и его команде тестировать идеи и собирать обратную связь в контролируемой среде, прежде чем масштабировать её для широкой публики.

Стадия 2: Внедрение

Особенности

Продукт входит на рынок. Это время, когда начинаются первые продажи и важно активно работать над узнаваемостью бренда. Первоначальные продажи часто невелики, но они критически важны для сбора данных о поведении пользователей. Да и плюс наличие продаж подтверждает, что продукт нужен рынку (или нет)Стадия заканчивается, когда у нас сошлась юнит экономика, мы начали получать прибыль.

Действия

- Разработка и реализация маркетинговой стратегии.
- Наблюдение за реакцией рынка и корректировка продукта.
- Оптимизация путей продаж и маркетинговых каналов.

Пример

iPhone в момент запуска был не первым смартфоном на рынке, но благодаря грамотной маркетинговой кампании Apple смог создать огромный спрос на свой продукт, предложив пользователю новый опыт взаимодействия с телефоном.

А тот же убер, очень долго выходил на плато безубыточности и сделал это только недавно.
Огромное количество сервисов, которые мы используем до сих пор работают в минус - тот же твитер, или известные онлайн школы.

Стадия 3: Рост

Особенности

Продукт начинает набирать популярность, и продажи растут. На этом этапе важно сконцентрироваться на удержании клиентов и увеличении их лояльности, а также на привлечении новых пользователей. Главная задача - выйти на масштаб.

Действия

- Расширение линейки продуктов для удовлетворения дополнительных потребностей клиентов.
- Оптимизация и автоматизация процессов для обеспечения эффективного масштабирования.
- Активное продвижение продукта и работа с отзывами клиентов.

Пример

Amazon начинал как интернет-магазин книг, но постепенно расширил свой ассортимент и внедрил такие инновации, как Prime, что позволило компании выйти на новый уровень и стать мировым лидером электронной коммерции.

А тот же нетфликс, мало кто вкурсе, но они сначала DVD по почте рассылали) А инста, задумывалась как место для фоток (еды, а не поп), а породила такое количество “инфлюенсеров”)

Стадия 4: Зрелость (Насыщение)

Особенности

На этом этапе темпы роста замедляются. Продукт хорошо известен на рынке, и основная задача – поддерживать его популярность и прибыльность. На этой стадии наша задача сделать юнит экономику максимальной четкой. С каждого клиента максимальная прибыль при минимальных затратах.Ну и по хорошему, на этом этапе, компания должна плотно заниматься инновациями и выпуском нового современного продукта.

Действия

- Инновации и улучшение продукта для поддержания интереса.
- Разработка программ лояльности и стимулирование повторных покупок.
- Эффективное управление затратами для сохранения маржинальности.

Пример

Coca-Cola находится на рынке уже более века, но компания продолжает инвестировать в маркетинг и разработку новых продуктов, чтобы оставаться актуальной для потребителей всех возрастов. Она даже стала символом нового года, а многие не представляют виски без колы в стакане.

Есть еще особые хитрецы, как тот же майкрософт, которые выкупают интересные стартапы или уже известные бренды, как тот же линкед ин или гитхаб. Чем не развития и новая кровь?

Стадия 5: Спад

Особенности

Спрос на продукт снижается, и компании нужно принимать решение: пытаться возродить продукт, найти новые рынки или постепенно сокращать производство. Грустно, но факт, кто-то тонет, кто-то меняется.

Действия

- Анализ причин снижения спроса и поиск путей его возобновления.
- Диверсификация портфеля продуктов для снижения рисков.
- Постепенный вывод продукта с рынка с минимальными потерями.

Пример

И снова спиннеры! Напомню, они были чрезвычайно популярны в 2017 году, но их популярность быстро угасла. Производители, которые не смогли адаптироваться и найти новые ниши, столкнулись со значительными финансовыми потерями.

А помните такие мобилы как BlackBerry .
Нет! У меня есть отличный примеры, которые тронут ваше сердечко, просто вспомните, как это прекрасно звучало.
Полушка, скелетоны, пластинки эклипс, малабар, фрустайл и хубба буба)

Итог.

Жизненный цикл, это не просто теория из учебников, а реальный опыт тысяч компаний. Да, всегда есть исключения(тот же поларойд, который воскрес как феникс), просто прими это как факт.
А еще факт, то, что если руководители компании понимают на какой стадии сейчас продукт, и что им надо делать, это существенно продлевает ему жизнь.
#Основы

9 статья в цикле "Основы"

0
2 комментария
Илья Ланкевич

Т.к. в отличие от человека у продукта нет «ожидаемой продолжительности жизни», а стадии присваиваются в сравнении с чем-то, что выбрал сам исследователь, подход ЖЦ продукта носит ретроспективный и умозрительный характер. Кроме того его практическое применение ограничивается (не учитывает) ЖЦ бренда, который может вбирать множество версий продукта (со своими ЖЦ) и даже разные продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Зефирный продукт менеджер
Автор

Отличный комментарий! Полностью согласен.

Спасибо за дополнение)

Скорее хотел передать мысль, что понимание, на каком этапе находится продукт, позволяет не совершать ошибок, сделанных другими.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда