Чем россияне поплатятся за рекламу на ресурсах иноагентов?
Без политической подоплеки рассуждаю о том, что ждет рекламную сферу после нового запрета на рекламу у иноагентов. В статье ― 4 прогноза на ближайшее будущее.
Дисклеймер: что произошло
Сегодня Государственная дума РФ одобрила в первом чтении проект закона (внесен на рассмотрение 15 февраля), который запрещает размещать рекламу на ресурсах юридических и физических лиц, признанных в России иноагентами. Это сайты, блоги, соцсети, платформы ― в общем, все, чем сегодня пользуются эти лица в инфополе.
На следующей неделе проведут второе и третье чтение, так что спойлер: закон совсем скоро выйдет.
При этом, цитировать иноагентов СМИ все еще могут. Разумеется, если это делается не в целях рекламы.
Депутат Владислав Володин заявляет, что эта мера нужна, чтобы лишить иноагентов любого возможного источника дохода в России. В записке к проекту также поясняется, что это необходимо, чтобы они не могли вмешиваться во внутренние дела государства.
Я не депутат, не политик и не эксперт в области морали. И не планирую обсуждать законопроект с точки зрения правовых или морально-этических норм. Я ― маркетолог, поэтому для меня важно как новый закон отразиться на рекламной сфере.
Давайте размышлять.
4 прогноза на будущее
Итак, во-первых, это сильно ударит по рекламной индустрии в целом. Как бы сильно мы не осуждали блогеров, звезд и артистов за их политические взгляды или высказывания, они ― популярные медийные личности, минута рекламы у которых дает овермного прибыли компаниям.
Большинство людей искренне верят лидерам мнений. Есть даже целое направление маркетинга на эту тему ― инфлюенс называется.
Реклама с их участием или на их платформах, как правило, обладает высокой конверсией. Получается взаимообмен выгодой: рекламодатели обретают новых клиентов, блогер получает гонорар. Все счастливы.
Теперь же эта цепочка сильно сократится, потому что иноагентами в стране объявлено достаточно много инфлюенсеров, и раз доступ к их площадкам рекламодателям будет закрыт, им придется искать новые каналы связи, на которых выстроить доверительные отношения с аудиторией сложнее.
Во-вторых, эта история ударит сильно и по обычным блогерам (вернее, по их кошелькам). Скорее всего, рекламодатели в принципе побоятся с ними связываться, ведь сложно предугадать, кого объявят иноагентом завтра.
Поверьте, рекламу дешевле не запустить в принципе, чем запустить, и на следующий день резко прекратить, потому что главное лицо объявлено врагом народа за какой-либо поступок. Репутационные риски для компаний ― они вообще одни из самых страшных.
В-третьих, иноагенты все равно продолжат продвигать рекламодателей, но только их услугами будут пользоваться в большинстве недобросовестные и, мягко говоря, шлаковые компании. Те же VPN-сервисы, мутные IT-компании, ставки, игры, казино.
И, наконец, в-четвертых, я почти уверен, что большинство блогеров сильно уйдут в инфополе, чтобы хоть как-то восполнить упущенный источник дохода, и в скором времени мы будем встречать рекламу курсов, коучингов и тренингов едва ли ни на каждом шагу. Вызовет ли это новую волну охоты на инфоцыган ― не знаю. В конце концов, на примере той же Блиновской блогеры явно научились правильно преподносить свой информационный продукт. Еще больше горячих новостей и обсуждений на тему маркетинга я пишу здесь. Подписывайтесь, у нас не скучно.
А как считаете вы ― новый закон сильно ударит по рекламной индустрии? Или все у нас в порядке?
Несомненно по нам тоже ударит этот закон, но зато какую пользу он принесет иноагентам, может быть мозги появятся!
Лучше бы они у подобных комментаторов появились)
Вы требуете слишком многого.