{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

«Пришли 8 человек и 1 собака»: как и зачем редактор организовала бесплатную школу копирайтинга

Лена Солодкова, маркетолог и автор проекта «Копилка текстов», в ноябре 2023 года запустила и провела бесплатную школу копирайтинга. В этой статье мы обсуждаем, что может принести неоплачиваемый проект.

Обучение проходило в закрытом телеграм-канал в формате прямых эфиров, а общение — в закрытом чате. Обучение длилось 1 месяц — весь ноябрь 2023 года. За это время провели 7 прямых эфиров — 4 только онлайн, 3 в гибридном формате (очно в Самаре с онлайн-трансляцией в закрытом канале. Среди спикеров — главный редактор ВКонтакте Лена Колесник и лид uxw в Авито Алина Трофимцова.

В школе было 214 участников — 77 из Самары, остальные из других городов и стран, например, из Казахстана, Беларуси, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Сербии, Швеции.

В этой статье мы обсуждаем, что может принести неоплачиваемый проект. Автор статьи — Полина Ларионова, копирайтер, создатель канала «Гугл-доки не горят» и админ «Копилки текстов».

— Лен, как к тебе пришла идея запустить такой проект?

— В апреле 2023 года я прошла консультацию по личному бренду у Нади Олейниковой. Она подсказала мне, как расти профессионально — попробовать запустить свои инфопродукты, расширить список услуг до консультаций. Тогда я работала редактором и контент-маркетологом в b2b команде Skillbox, а хотела большего. Нади очень сильно меня вдохновила и зарядила. Настолько, что уже спустя несколько дней я написала ей: «Кажется, есть вариант запустить школу текстов и потратить на это 0 рублей».

Питчинг проекта в «Нулевой»

В Самаре, где я и живу, есть центр современной культуры «Нулевая комната». В апреле команда центра объявила о старте резидентской программы — это когда ты свой проект воплощаешь на их площадке, да ещё и финансирование получаешь. Увидела, что открыли сбор заявок, и поняла: «Ну это шанс». Хотя прежде чем заполнить заявку, я всё-таки трусила ещё пару дней.

Я подумала, что было бы здорово провести бесплатную школу копирайтинга на базе «Нулевой комнаты». Причём и офлайн, и онлайн. Очно в Самаре и онлайн для всех желающих, чтобы набрать больше аудитории из разных городов и повысить интерес к проекту.

Подала заявку, прошла на питчинг и в мае 2023 года стала резидентом «Нулевой комнаты». Решила начать обучение в ноябре. Хотелось, конечно пораньше, но, во-первых, осень — это идеальное время для старта нового обучения (привет, школьные флешбеки), а во-вторых, на носу были роды, и я решила сместить старт проекта на осень, когда дочке будет 2-3 месяца.

— Почему школа была бесплатной?

— У меня не было опыта запуска инфопродуктов: ни своих, ни чужих. Меня приглашали проводить вебинары, но там мне нужно было только подготовить презентацию к выступлению, пройти технический созвон и провести саму лекцию.

В своём проекте мне предстояло полностью погрузиться во внутренние процессы: продвигать школу, набирать учеников, анонсировать выступления спикеров из Самары и искать их. Я понимала, что будет много недочётов, и что не сделаю на 100% идеальный продукт, поэтому посчитала справедливым провести первый поток бесплатно.

Лучшее обучение — это обучение на практике. Так что школа стала и школой для меня самой.

— Это твой первый «бесплатный» проект с нуля?

— Нет. Я считаю, что крутые новые кейсы для своего портфолио можно создавать и бесплатно. Или предлагать реализовать свою идею за минимальную стоимость.

В 2020 году, когда из-за коронавируса закрылось самарское медиа «Большая деревня», в которое меня уже почти взяли на позицию корреспондента, журналистка Вика Рипа предложила мне открыть медиа про Самару. Мы сами запустили издание «Курмыши» — писали про местные тусовки, бизнес.

В этом проекте я была главредом — впервые взяла на себя эту функцию. Училась работать с чужими текстами, училась организовывать и мотивировать команду. Этот опыт принёс мне работу в Skillbox — эйчары написали, что увидели наш крутой проект и хотели бы поработать со мной.

По такому же принципу я создала и «Копилку текстов». Хотела читать медиа для копирайтеров и редакторов про тексты, с помощью которого прокачивать насмотренность. Поэтому решила сделать его сама.

— Было ли сложно выделять время на школу, учитывая, что его требовали и другие, оплачиваемые, проекты?

— Мотивация была отличная, потому что проект был в первую очередь для моего опыта. Да, я искренне хотела помочь людям, но на первом месте, как у всех, кто запускает продукты, была личная выгода.

Я хотела научиться обучать разных людей и понимала, что сделаю проект крутым кейсом. И что после запуска смогу смело говорить, как провела первый поток школы копирайтинга, и добавлю опыт портфолио.

Я никак не выгорала, но если бы решилась проводить такое второй раз — точно бы взяла кого-то в помощь.

— Сколько пришло участников и сколько из них оказались активными?

— Всего было 214 участников. На онлайн-эфирах в среднем приходили около 15-20 человек.

Многие ещё на этапе заполнения заявки ожидали от школы того, на что я не рассчитывала. Например, уже опытные ребята приходили посмотреть, как коллега создаёт свой проект и узнать внутрянку. Я же думала, что придут только новички. Кто-то искал нетворкинга, хотел больше общения с коллегами и не совсем понимал, как влиться в тусовку.

Изначально такие темы я не закладывала вообще, поэтому практически перед стартом обучения позвала специалиста по employer brand Катю Жукову рассказать про нетворкинг. Этот эфир стал одним из самых тёплых.

По итогу в рамках школы как модератор провела 4 онлайн-эфира и 3 встречи онлайн + офлайн, на одной из которых я сама была лектором. То есть, 7 эфиров за месяц. Честно скажу — я очень устала.

— Как ты организовывала выступления и эфиры? Какой стал самым популярным?

— Все лекции я планировала заранее. Со спикерами из Самары договаривалась даже за пару месяцев. Например, с журналисткой медиа «Кому на Волге» Ксюшей Якурновой про работу с интервью, с бывшим директором по маркетингу самарского агентства экскурсий «Город Курорт» Машей Восканян — про TOV. Со внешними гостями договаривалась по знакомству — с кем-то до этого общались в соцсетях, готовили что-то совместное для телеграм-канала «Копилки».

Самый популярный эфир был с главредом ВКонтакте Леной Колесник про копирайтинг и работу в корпорациях. Лена рассказала, как устроен найм: на что обычно смотрят в крупных компаниях и как упаковать портфолио, презентовать себя начинающему автору.

В прямом эфире было 20-25 слушателей, это рекорд школы. Самым долгим был эфир с креативным копирайтером Сбера Дашей Куркиной про креативный копирайтинг. Этот эфир получился одним из самых продуктивных: было много вопросов, мы очень подробно разобрали техники для прокачки креативности.

Самое непопулярное выступление было как раз очное, с онлайн-трансляцией. И это было моё выступление! Я рассказывала про рекламные тексты.

В тот вечер в Самаре была ужасная метель, я даже думала: «А может, никуда не ехать?..». Но если бы я тогда осталась дома, то разочаровала бы целых 8 человек, которые все-таки смогли добраться. И 1 собаку, составившую компанию хозяевам. Такого слушателя у меня ранее никогда не было.

Можно подумать, что это выступление — моё личное фиаско. Но на самом мы мило посидели: было здорово пообщаться со слушателями один на один.

— Почему ты решила привлекать спикеров?

— Во первых, я не знаю всех тем по работе с текстами на достаточном уровне, чтобы обучать. Во-вторых, известные лица привлекали внимание, приводили новую аудиторию. В-третьих, это помогло мне не сойти с ума от объёма работы. Ну хотя бы чуть-чуть.

Уф, звучит всё очень тяжело! Но ты ещё и домашку учеников проверяла?..

— Да, я проверяла все домашки! А заданий было два. Первое — составить вопросы для интересного гостя (это первая часть дз) и взять у него интервью (это вторая часть). Некоторые интервью мы потом опубликовали в блоге «Копилки». Вот, например, статья про то, как и сколько зарабатывает копирайтер в декрете.

Вторая домашка была проще — написать два поста о себе в двух противоположных TOV. Несмотря на большой объём работы, самая популярная домашка — написать интервью. Она специально была первой, чтобы все желающие успели сдать, но мы всё равно публиковали многие работы уже после дедлайна.

Например, копирайтер Коля Миронов впервые взял интервью и пообщался с предпринимателем из Казахстана. Из 3 часов разговора он получил 70 страниц расшифровки!!! 70 страниц!!!

Многие столкнулись с таким форматом впервые, и здорово, что ребята поддерживали друг друга в чате. Делились переживаниями, тёпло отвечали друг другу. Иногда даже не приходилось включаться в обсуждение.

Все работы я проверяла сама и каждому ученику давала обратную связь: отсматривала вопросы для спикеров, помогала редактировать статью. На это ушло много времени и сил. Зачастую проверяла по ночам.

— Как ты успевала проверять так много работ?

— Я была максимально вовлечена и старалась помочь всем. Когда увидела, что в чате школы 100 человек, сначала была в шоке. А потом вспомнила, что в любом образовательном продукте очень мало людей делают домашку. Так случилось и с моим.

— Какие ошибки допустила в организации школы?

— Я больше никогда не буду делать всё одна. Во-первых, на все задумки просто не хватает сил и внимания. Во-вторых, плохо, когда есть только один взгляд на темы, оформление и остальное. Лучше, чтобы мнений было несколько.

В идеале нужно создать команду, в которой у каждого будет своя зона ответственности. Один пиарит тему офлайн, другой следит за чатом, третий помогает вести выступление в зале. Было сложно следить за всем одной.

В основном ошибки были в организации офлайн-мероприятий. Например, поняла, что в офлайн-выступлениях лучше включать фоном музыку. Первые вела в тишине — было скучно и тихо.

— Что тебе дал опыт организации школы копирайтинга?

— Выросла как спикер и модератор, поняла, о чем могу рассказывать, а какие темы стоит изучить подробнее. Даже получила опыт стендапа.

Узнала больше о своей целевой аудитории благодаря обязательным анкетам перед вступлением в чат школы. Как оказалось, образовательные продукты про тексты интересны не только новичкам в контенте. Школой заинтересовались и опытные ребята, и эксперты из совсем других сфер. Например, с нами училась юрист, которая хотела писать для себя в соцсетях.

Убедилась, что каждая прикладная тема сводится к чему-то душевному. Так, когда обсуждали рекламные тексты, плавно перешли к теме общения с заказчиком. Как оказалось, учеников волнует не только практика, но и личные моменты, о которых редко говорят на курсах.

Главный итог школы — люди и крепкая связь между ними. В чате много активных ребят, которые сдружились и поддерживают друг друга. Это замечательно.

— Почему школа стала клубом?

Идея пришла случайно, но решила вопрос, который я задала себе перед стартом школы: «Что делать с сотней человек, которые останутся в чате после завершения проекта?». Было бы обидно потерять такое активное коммьюнити.

Сначала решила просто продолжить проводить эфиры. В декабре их было немного, но именно тогда написала ребятам, что скоро сообщество станет клубом по подписке.

Сейчас хотя бы немного, но получаю деньги с организации эфиров. Вижу в клубе потенциал, чат приносит и мне что-то ценное: меня тоже учат, и я в итоге отдаю столько же, сколько и получаю.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда