Маркировка рекламы в России в 2024: от примеров и правил к креативам без штрафов
С сентября 2022 года действуют требования о маркировке и учете интернет-рекламы, демонстрируемой на территории РФ. А с 1 сентября 2023 года — предусмотрены штрафы за несоблюдение этих требований. Но так ли все страшно на самом деле? В нашей статье разберем, как правильно маркировать рекламу, чтобы не попасть на штрафы и работать в рамках правового поля.
Что необходимо для маркировки?
Согласно законодательству России, вся интернет-реклама обязана проходить процедуру маркировки. Это включает в себя таргетированную, контекстную, медийную рекламу у блогеров, а также саморекламу и интеграции. Независимо от способа размещения рекламы — за плату, бесплатно или по бартеру — ее необходимо маркировать. Для этого необходимо:
- Зарегистрировать рекламу у Оператора рекламных данных (ОРД) и получить уникальный токен, который необходимо добавить к креативу.
- Добавить к креативу пометку «Реклама» и указать конечного рекламодателя.
Ежемесячно предоставлять отчеты через ОРД в Единый реестр интернет рекламы (ЕРИР) о количестве показов рекламы и сумме, потраченной на ее размещение.[img]
Рассмотрим подробнее, как выглядит маркировка рекламы, ее регистрация и запуск.
Какую рекламу необходимо маркировать
Под термином «реклама» понимается любая информация, предназначенная для неопределенной аудитории и направленная на привлечение внимания к продукту или услуге.
Что попадает под маркировку:
- баннеры, упоминание бренда в видео и подкастах.
- прямые эфиры, истории, посты в социальных сетях.
- самореклама, PR-публикации и пресс-релизы.
- контекстная, таргетированная и нативная реклама.
Можно не маркировать:
- email-рассылки по своей базе.
- смс или push-уведомления.
- записи передач с ТВ и радио.
- информацию, которая вписана органично и не имеет акцента на товаре.
ФАС РФ приводит специальные карточки, по которым можно отличить рекламу от другой информации и просмотреть примеры рекламы в интернете, подлежащей маркировке.
Вам могут быть интересны статьи «Креатив в рекламе» и «Креатив в рекламе. Часть 2.»
Запуск рекламной кампании: регистрация и отчетность
Чтобы запустить рекламную кампанию в рамках закона, необходимо выбрать платформу ОРД, пройти регистрацию креатива и сформировать токен.
Регистрация на платформе ОРД
Размещение рекламы в сети без участия оператора рекламных данных приведет к штрафам со стороны регулятора. Роскомнадзор внес в реестр следующие платформы:
Тарифы и условия сотрудничества могут отличаться, но у каждого присутствует демо-версия для оценки удобства взаимодействия. Достаточно выбрать одного и сотрудничать с ним.
Регистрация и маркировка рекламного креатива
Важным этапом является регистрация каждого рекламного креатива у ОРД. Для этого необходимо:
- Внести информацию об участниках рекламной кампании: дату и данные договора, ИНН, тип услуг и их стоимость.
- Создать рекламную кампанию: указать тип, бюджет, график показов и целевую аудиторию.
- Разработать и загрузить объявление: определить формат и убедиться, что соблюдены требования ОРД и законодательства.
После загрузки креатива автоматически присваивается токен erid. Вносить изменения в материал будет нельзя, только регистрировать заново.
В памятке Роскомнадзора наглядно продемонстрированы правила маркировки креативов и размещения токенов.
Передача отчетности о рекламных кампаниях
В течение 30 дней с даты размещения рекламы, наступает необходимость отчитаться о ходе кампании. Участники, в зависимости от вида сотрудничества, подают следующие данные:
- о площадке, где размещен креатив.
- о рекламном типе креатива.
- об участниках и статистике данной кампании.
- о заключенных договорах.
Отчетность подается до тех пор, пока кампания запущена и работает. Вся информация по рекламе станет доступной на сайте ЕРИР.
Штрафы за отсутствие маркировки рекламы
За несоблюдение маркировки рекламы предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от конкретного нарушения и статуса лиц, совершивших нарушение — физические, юридические, должностные. Приведем основные виды нарушений и суммы штрафов за них.
Не передана информация о креативе в ЕРИР
- Физические лица: 10 — 30 тыс. рублей.
- Юридические лица: 200 — 500 тыс. рублей.
- Должностные лица: 30 — 100 тыс. рублей.
Отсутствует токен или размещен неправильно
- Физические лица: 30 — 100 тыс. рублей.
- Юридические лица: 200 — 500 тыс. рублей.
- Должностные лица: 100 — 200 тыс. рублей.
Нет пометки «реклама» или данных о рекламодателе
- Физические лица: 2 — 2,5 тыс. рублей.
- Юридические лица: 100 — 500 тыс. рублей.
- Должностные лица: 4 — 20 тыс. рублей.
Проверка рекламы может быть проведена Роскомнадзором по жалобе любого пользователя. Лимиты на штрафы отсутствуют, поэтому они могут быть выписаны за каждое нарушение
Что делать, чтобы не получить штраф?
- Сотрудничайте с крупными рекламными платформами, которые имеют внутреннюю интеграцию со своим ОРД — Ozon, VK, Яндекс. Такие платформы могут в автоматизированном процессе маркировать рекламу и формировать отчетность.
- При размещении рекламы на других площадках — необходимо самостоятельно регистрировать данные и заниматься отчетностью. Некоторый функционал можно делегировать на саму площадку, рекламодателя или посредника.
- Четко распределяйте обязанности всех участников рекламной кампании. Все ответственности должны быть прописаны при заключении договора.
- Рекламируйте только те товары, которые не противоречат законодательству РФ.
Хотите запустить свою рекламную кампанию? Тогда обращайтесь к менеджерам AdSkill за помощью! Мы выделим ваш бизнес среди конкурентов, организуем рекламные кабинеты и подберем подходящие площадки для продвижения. Познакомьтесь с нашими кейсами здесь.
Заглядывайте в наш телеграм-канал AdSkill Academia. Там мы публикуем все важные обновления, новости и статьи, связанные с SMM, рекламой, digital и не только.