{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Упаковка франшизы в 2024 году — пошаговый план

Всем привет!

Меня зовут Андрей Новоселов, я — владелец компании “Белый франчайзинг”. Мы увеличиваем прибыль компаний в 3–5 раз за счет стабильной продажи франшиз.

Я работаю в нише с 2010 года и у меня накопилось много информации на тему “Упаковка франшизы”. Сейчас ей с вами и поделюсь:)

Превратить собственный бизнес в франшизу — отличная идея, если вы хотите расти гораздо быстрее. Однако, прежде чем решиться на этот шаг, важно понять, кому точно подходит франчайзинг, а кому лучше развиваться самостоятельно.

Кому нужно делать франшизу

1. Популярный бренд

О вас знают, говорят и уже, возможно, были запросы от знакомых или людей с улицы в формате: “Продай мне франшизу”.

2. Востребованный продукт

Мы поговорим об этом позже, но очень важно, чтобы ваши услуги или продукт были востребованными у конечных потребителей. К примеру, вы открываете концептуальную кофейню, у которой реально есть рынок для масштабирования на несколько городов. При этом вы используете хитрые способы приготовления кофе, которые предпринимателю будет легче купить вместе с франшизой, чем пытаться воспроизвести самостоятельно.

3. Понятная и предсказуемая бизнес-модель

Это один из ключевых факторов. Если вы уже открыли несколько точек своей сети, франшиза будет продаваться гораздо быстрее и проще, потому что у вас на руках будут доказательства работоспособности модели. И у потенциального франчайзи будет понимание, когда и сколько денег он заработает.

4. Желание быстро масштабироваться

Безусловно, не всем бизнесам нужна франшиза, чтобы быстро расти, но чаще всего это одно из лучших решений для стремительного роста.

Подробнее рассказываю в своем Telegram-канале:

Кому я НЕ советую делать франшизу:

1. Тем, у кого уникальная идея или уникальный продукт, который трудно воспроизвести другими. Если ваш бизнес основан на уникальности или инновациях, лучше развиваться самостоятельно — франшиза подразумевает стандартизацию и воспроизводимость модели. Например, рестораны, салоны красоты, пекарня и так далее.

2. Предприниматели, которые не готовы к ответственности перед франчайзи и к сложностям ведения франшизного бизнеса. Это больше психологический аспект, обычно я прорабатываю его со своими учениками в наставничестве.

Все выглядит очень просто, но чаще всего перед первым шагом к запуску франшизы предприниматели впадают в ступор и боятся делать ключевые действия.

Ниже разберем, какие проблемы чаще всего встречаются при упаковке франшизы:

1. Страх потерять деньги

Упаковка франшизы стоит от 300 000 до 1 000 000 рублей. Добавьте сюда инвестиции в маркетинг и продажи для привлечение потенциальных франчайзи–партнеров. Для начинающих предпринимателей это большая сумма, поэтому они принимают решение оставаться на своем уровне и не масштабироваться.

Сразу могу сказать, что если вы не первый год развиваете свое дело, хорошо понимаете все процессы в бизнесе и сможете донести их до другого человека, вероятность успеха сильно вырастет. Да, деньги можно потерять всегда, но если вы делаете упаковку франшизы с человеком, который понимает, что делает — все будет отлично.

2. Страх не выполнить обязательства

Если вы решили самостоятельно упаковать и продавать франшизу, то на этапе исполнения обязательств перед партнерами часто возникают проблемы. Я видел минимум 5 компаний, которые вроде бы успешно запустили франшизу, подписали договоры с 2–3 франчайзи, а через полгода работы резко понимали, что у них не сходится экономика по франшизе. Доходило чуть ли не до банкротства.

Мой совет — упаковывать франшизу самостоятельно только под присмотром опытного наставника или с компетентными подрядчиками. В идеале привлечь финансиста, который сможет хотя бы примерно посчитать доходы/расходы в процессе работы с партнерами.

Условия работы с франчайзи — чуть ли не ключевая задача упаковки франшизы. Подготовить условия, которые будут выгодными и франчайзеру, и партнеру, очень сложно, но мы поговорим об этом далее.

3. Страх, что доход вырастет, но работы добавится слишком много

Этот страх похож на предыдущий, поэтому не буду на нем останавливаться. В дополнение скажу, что при росте дохода растут и возможности. Никто не мешает вам быстрее масштабироваться и делегировать повторяющиеся действия новым сотрудникам.

4. Страх того, что франчайзи украдет рецепты, технологические карты и в целом все бизнес-процессы

Во-первых, перед первой продажей нужно юридически защитить концепцию, бизнес-процессы и вашу модель. Во-вторых, по опыту могу сказать, что в хороших франшизах без поддержки управляющей компании собственники быстро банкротятся по разным причинам: отсутствие знаний, сильная конкуренция, потеря лояльности и доверия от клиентов и так далее.

Подводя итог, могу сказать, что любые потенциальные проблемы можно предупредить или избежать полностью, если вы понимаете, что делаете.

Основные шаги по упаковке франшизы:

1. Посмотрите на ваш текущий бизнес

Рекомендую максимально критично подойти к этому вопросу и посмотреть, может ли компания существовать без вас. В идеале каждый процесс должен быть регламентирован и автоматизирован: готовые срезы целевой аудитории, воронки продаж и найма, технологические карты, если это ресторан, и так далее. Честно признаюсь, такое редко встречается на этапе запуска франшизы. Важно иметь намерения оцифровать все инструменты в процессе упаковки и продажи франшизы.

Перед запуском франшизы вы должны знать и в идеале уметь воспроизводить текущую модель бизнеса чужими руками. Лучше проверить свои навыки, открыв свои филиалы в других районах или даже других городах.

2. Смысловая упаковка или концепция франшизы

На старте важно концептуально продумать, что конкретно вы будете продавать будущим партнерам, и за сколько, как поможете им открываться и развивать филиалы, в каких регионах хотите открывать партнеров и т.д. Разобраться в этих вопросах вам поможет конкурентный анализ.

В классическом понимании, франшиза — это частичная передача права на использование бренда. Но так было кучу лет назад. Сейчас сильно выросла конкуренция, появилось множество федеральных сетей, а вместе с ними и выросли стандарты.

На сегодняшний день недостаточно просто дать возможность пользоваться логотипом и названием. Вашу франшизу может купить человека без предпринимательского опыта, поэтому ваши инструкции и материалы для франчайзи должны довести его от самого старта до первой прибыльной точки.

Также в смысловую упаковку необходимо включить формат сотрудничества с франчайзи: как будет проходить сотрудничество в долгосрочной перспективе, могут ли меняться условия, как должен происходить отказ от франшизы и так далее.

3. Условия работы

Здесь вам поможет финансист с опытом во франчайзинге. Важно рассчитать размер паушального взноса и роялти, а также понимать, за что партнеры будут платить вам эти деньги. И какие расходы понесете вы, исполняя обязательства. Какие будут расходы и доходы у партнеров в открытых филиалах. Ранее я уже писал про финансы, но повторюсь — заранее пропишите все условия и подумайте, устроят ли они обе стороны.

4. Юридическая упаковка

Здесь есть 3 основных пункта, которые важно сделать юридически правильно:

  • Регистрация товарного знака, лицензий и патентов, если таковые нужны
  • Защита прав, уникальных подходов в работе и всех бизнес-процессов
  • Оформление всех условий в договоре

Если у вас нет высшего юридического образования, наймите юриста, который уже имел опыт работы с франчайзерами — это единственный совет, который я могу дать.

5. Создание управляющей компании

Если у вас уже есть управляющий и сотрудники в ваших собственных точках, то не стоит рассчитывать на их помощь в развитии франшизы. У вас должна быть отдельная команда, которая будет заниматься масштабированием франшизы и поддержкой партнеров.

Здесь не будет конкретных рекомендаций, потому что все зависит от вашего бизнеса и концепции франшизы, но сразу могу сказать, что стоит заранее готовить отдел, который будет заниматься отбором, открытием и ведением франчайзи–партнеров.

Если на первых этапах вы можете позволить себе набирать практически любых партнеров и просто качественно их контролировать, уделять им много своего личного времени. То на масштабе нужно тщательно отбирать, стажировать, открывать, доводить до прибыли партнеров, иначе это выльется в большие проблемы с деньгами и репутацией компании.

6. Упаковка самой франшизы

Ещё этот пункт можно назвать “Франчайзинговым пакетом”. В него должна войти вся информация, о которой мы говорили выше:

  • Концепция франшизы
  • Юридические документы
  • Непосредственно франчпакет – все инструкции и инструменты, которые понадобятся партнёрам для открытия бизнеса и выведения его в прибыль

7. Маркетинговая упаковка франшизы

Обязательно найдите маркетолога с опытом упаковки франшиз или эксперта по франчайзингу, потому что продавать идею бизнеса – не то же самое, что продавать розничные продукты. Здесь есть нюансы.

Скорее всего, на первых этапах вы самостоятельно будете проводить отбор партнеров, поэтому лучше вместе с маркетологом продумать смыслы, за счет которых вы и будете продавать после упаковки франшизы.

В этот же пункт я бы включил создание маркетинговой стратегии. Эксперт или маркетолог, который помогает упаковывать франшизу, должен дать понимание, как её продвигать. Об этом в следующем пункте.

8. Реализация маркетинговой стратегии

Для начала стоит понять, по какой воронке вы поведете потенциального партнера. Это может быть обычный сайт с формой обратной связи, на который вы будете лить трафик из Яндекс Директа или других источников. Либо вы с головой погрузитесь в контент-маркетинг на ютубе или VC, к примеру.

Для начала рекомендую выбирать стандартную схему:

  • Первый контакт с клиентом (реклама, обложка видео или статьи)
  • Установление контакта + доверие (продающий сайт или видео)
  • Призыв “Узнать условия”
  • Консультация (на первых этапах её может проводить собственник)
  • Согласование условий
  • Продажа

9. Начало работы с франчайзи

После продажи франшизы и получения паушального взноса вы не можете позволить себе расслабиться, потому что это только начало. Дальше вас ждет длинная и увлекательная дорога под названием “Сотрудничество”.

Забегая вперед, скажу, что упаковка франшизы — большой труд. По-моему мнению, это задача только для владельцев бизнеса, потому что если все задачи перевалить на очередного “Эксперта” из интернета получится не так хорошо, как могло бы. У каждой компании есть свой культурный код, ценности, атмосфера и фишки в конце концов. Человек со стороны никогда не сможет правильно упаковать их и преподнести партнеру.

Суть моего продукта в том, что я направляю предпринимателей в нужную сторону по упаковке франшизы и остальным процессам, даю лучшие наработки и инструменты за 14 лет работы и в целом курирую весь процесс. На выходе получаем такие результаты в первые 2 месяца работы:

1. Франшиза академии развития детей «Bamboletti»

Продали 5 франшиз. Из 8 участников обучения потенциальных партнеров по моей методике купили 5 человек. Более подробно здесь.

2. Студия керамики «Textura”

4 приезда на обучение, 4 оплаты — конверсия 100%. Более подробно здесь.

3. Маникюрный салон «Venzel»

4 приезда на обучение, 3 оплаты — конверсия 75%. Более подробно здесь.

Завершая статью, я бы хотел сказать, что упаковка — обычное процессное действие, которое вы делаете один раз и забываете про неё. Чтобы получить сильный результат при масштабировании через франшизу, нужно фокусироваться на продажах!

Если хотите, мы разберем эту тему в следующей статье — там, действительно, есть о чем поговорить. Напишите в комментарии!

Забегая вперед скажу, что есть множество способов продать франшизу, но я со своими наставляемыми использую воронку через обучение. Это самый мягкий и лучший способ совершить первое касание, прогреть человека, донести ценность франшизы и продать. Об этом также поговорим позже.

Если у вас когда-то возникали мысли запустить франшизу или вы просто ищете способы масштабирования, оставляйте заявку на моем сайте. Мы созвонимся, и я лично разберу вашу компанию: скажу, реально ли будет запустить франшизу в ближайшее время и каких объемов потенциально получится добиться.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
VIPECOLOGY

Были ли кейсы, когда сразу продавали франшизу без упаковки?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Да, конечно, это возможно, но много так продать не получится, а главное — не факт, что получится построить правильные отношения с франчайзи

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

К каким франшизам можете посоветовать присмотреться с точки зрения вложения денег?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Не хочу делать рекламу, за которую мне не платили. Зато не так давно записал целое видео на тему лучших ниш для входа в них в качестве франчайзи. Посмотреть можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=9HSCFLYIJHQ

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

С ума сойти - на VC честная статья про бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

А где не честные, подсветите?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Рад, спасибо!) Но я тоже не видел сильно лживых статей про бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

"Честная" в следующих смыслах: "доброкачественная", "по делу", "без околичностей", "без пускания пыли в глаза".

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Чаще всего в реальности упаковывать-то и нечего))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Это правда:)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

можно открыть упаковочный бизнес по франшизе и упаковать её

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

А можно открыть закрывочный бизнес и закрыть его

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Упаковка франшизы в 2024 году — пошаговый план — Маркетинг на vc.ru

• Франшиза - популярный способ масштабирования бизнеса.
• Упаковка франшизы включает создание концепции, смысловой упаковки, условий работы, юридической упаковки, создание управляющей компании и маркетинговую упаковку.
• Проблемы при упаковке франшизы могут включать страх потерять деньги, не выполнить обязательства и страх, что доход вырастет, но работы добавится слишком много.
• Важно критически подойти к текущему бизнесу и оцифровать все инструменты перед запуском франшизы.
• Упаковка франшизы требует тщательного подхода и внимания к деталям, включая создание управляющей компании и маркетинговой стратегии.
• Процесс упаковки франшизы является большим трудом, который лучше выполнять владельцам бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Оksana Lv

Я обычно франшизы покупаю) 2 из 3х были успешные 👌

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новоселов
Автор

Круто!

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

А какие, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Сергей Кюгельшрайбер

Оффер в духе времени, не более)

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда