Как расти джуну-маркетологу

С чего начать путь в маркетинге и как развиваться новичку? Рассказывает Дарья Баурина, маркетолог с опытом работы в Ясно и Skyeng, а также — наставница на курсе «Интернет-маркетолог».

Дарья Баурина

Чем занимается маркетолог

Маркетолог продвигает товары и услуги, а также связывает бизнес и клиента: помогает бизнесу найти клиентов, а клиентам — найти нужные товары и предложения. Например, интернет-маркетолог в работе использует инструменты интернет-продвижения: посадочные страницы, поисковые системы, социальные сети, рассылки.

Маркетинг в целом — это процесс управления продуктом, каналами дистрибуции, ценой и продвижением, это четыре «P», классическая концепция маркетинг-микса, вокруг которой строится работа маркетолога:

  • Product — продукт, что продаём
  • Price — цена, сколько стоит продукт
  • Promotion — продвижение, каналы дистрибуции
  • Place — место, площадки, на которых представлен продукт

Чем крупнее компания, тем более узкие задачи специалиста: в большом отделе маркетинга одни маркетологи занимаются только одним каналом продвижения — например, контекстной рекламой, другие — только маркетинговой аналитикой, третьи — только составляют медиапланирование. В небольших компаниях или если интернет-маркетолог в компании один, то это универсальный специалист, который закрывает все маркетинговые задачи в компании, какими бы они ни были: создавать сайты-конструкторы, заказывать печатные материалы, вести социальные сети, договариваться с партнёрами и нанимать подрядчиков на запуск рекламы.

Брендинг или работа с таблицами: что должен уметь маркетолог

Маркетинговый специалист должен разбираться в основах брендинга и владеть инструментами продвижения: это контекстная и таргетированная реклама, SEO-продвижение, создание сайтов и лендингов в конструкторах и подключение систем аналитики. В 2024 году также важно понимать, как работают маркетплейсы и SMM, особенно Telegram и ВК. Маркетологу нужно уметь работать с таблицами, чтобы рассчитать стоимость привлечённого клиента, и обладать навыками презентации, чтобы создавать и защищать маркетинговые стратегии продвижения.

Чтобы понять, каких компетенций не хватает начинающему специалисту, нужно сначала рассмотреть частые задачи маркетолога — и какие навыки нужны для их выполнения. Всё это разобрали в таблице.

Кем можно быть в маркетинге: сферы для развития

Как и в любой отрасли, в маркетинге есть специализация. В начале карьеры интернет-маркетолог обычно специализируется на каком-то одном инструменте, а со временем изучает новые. Конечно, если специалист обладает навыками более чем в одном направлении, то он повышает свою ценность для работодателя. Рассказываем, какие основные специализации в сфере маркетинга существуют — и чем занимается каждый сотрудник.

  • Менеджер по интернет-маркетингу. Отвечает за весь интернет-маркетинг в компании. Разбирается в маркетинговых инструментах и бизнесе. Управляет проектами и людьми.
  • Перформанс-маркетолог или трафик-менеджер. Отвечает за каналы, которые непосредственно приносят клиентов. Это сильный специалист в аналитике, который работает с каналами привлечения, где можно посчитать отдачу от каждого шага: SEO, контекстная реклама, таргетированная реклама и аналитика.
  • Контекстолог. Работает с контекстной рекламой Яндекс Директа. Сервисы Яндекса улучшаются и развиваются — их необходимо изучать и грамотно использовать новшества в работе.
  • Таргетолог. Работает по запуску рекламы в социальных сетях. Например, ВКонтакте и Telegram Ads.
  • SEO-специалист. Отвечает за увеличение трафика по ключевым запросам на сайт или в приложение с помощью оптимизации площадок, подготовки контента и т. д.
  • SMM-специалист. Развивает социальные сети и комьюнити, взаимодействует с блогерами, отвечает за создание контента.
  • CRM-специалист. Работает в системах учёта клиентов и системах email-рассылки. Часто работает с текущей базой клиентов для повышения конверсии в повторные покупки.

Горизонтальное и вертикальное развитие новичка

Поскольку в интернет-маркетинге много направлений, можно найти дело по душе: скрупулёзно настраивать рекламные инструменты и работать с системами, алгоритмами и механизмами, создавать контент, креативные концепции, много взаимодействовать с людьми и общаться, работать с цифрами и таблицами.

Также важно понимать, в какую компанию идти работать: всё зависит от желаний начинающего специалиста.

Если хочется набрать опыт широкой экспертизы, нужно идти в небольшую компанию и учиться всему. А если в приоритете сфокусироваться на чём-то одном, стоит выбрать крупную компанию: там, как правило, за каждую сферу маркетинга отвечает отдельный сотрудник.

Эти два варианта развития называются горизонтальное и вертикальное:

Горизонтальное развитие — специалист выбирает одно направление и развивается в нём, совершенствует навык работы с одним инструментом: например, с сайтами или онлайн-рекламой. Со временем можно стать очень ценным и высокооплачиваемым специалистом, лучше которого никто не разбирается в настройке: например, в контекстной рекламе.

Вертикальное развитие — специалист хорошо понимает, как работает каждый инструмент, и обладает стратегическим мышлением. Обычно такой специалист осваивает навык за навыком, инструмент за инструментом и приобретает навыки в бизнесе и продукте. В вертикальном развитии также важны софтскилы: специалист, который продвигается по карьерной лестнице за счёт повышения должности, кроме навыков работы с инструментами должен уметь управлять людьми и быть эффективным менеджером.

Как построить план развития

Сроки для развития в одном навыке с нуля до хорошего уровня — примерно год. Если начинающий специалист сейчас начнёт разбираться в контекстной рекламе, то через год он может стать отличным профессионалом с крупными кейсами и опытом настройки кампаний с шестизначным бюджетом, а взять первого клиента — уже через пару недель со старта. Инструменты можно осваивать параллельно, развиваясь сразу в нескольких направлениях. Например, работать в SMM — вести социальные сети компании и сразу учиться таргетированной рекламе.

Разные навыки можно упаковать в отдельную специализацию. Например, специалист, который умеет писать тексты, начал вести группу ВК и стал SMM-специалистом. Сразу же начал изучать таргетированную рекламу ВК и добавил к навыкам работу с таргетированной рекламой ВК. Потом освоил таргетированную рекламу в Telegram Ads и изучил нюансы ведения канала в Telegram. Таким образом, упаковав свой опыт и кейсы, специалист может написать в резюме: SMM, таргетолог, перформанс-менеджер в социальных сетях.

Вот пять простых шагов для старта в интернет-маркетинге:

  • Определить сферу. Это может быть SMM, потому что с него легче стартовать, или контекст, потому что специалист знает, где пройти обучение, и доверяет ему. Это может быть также контент, потому что специалисту это ближе и больше нравится, или аналитика — потому что он видит много таких вакансий на рынке.
  • Выбрать топ-компании в искомой сфере. Можно изучить их вакансии. С нуля начинающего специалиста туда не возьмут, но он будет ориентироваться на лидеров и поставит цель попасть в лучшие компании. Можно выбрать топовые маркетинговые агентства, которые делают комплексный маркетинг. Или же это могут быть компании-лидеры в финтехе — Тинькофф и Альфа-Банк.
  • Изучить вакансии и выделить топ-10 повторяющихся навыков. Отсортировать навыки на общие, которые непонятны, например — строить стратегии, — и конкретные: настраивать рекламный кабинет в Яндекс Директе, управлять ставками. Выписать хардовые навыки — это будет старт. А общие навыки можно освоить в процессе обучения или получения первого кейса.
  • Выбрать план обучения и определить сроки. На этом моменте желательно прикинуть, кто из знакомых сможет стать первым кейсом, — например, это может быть бизнес друга или супруга, это и будет первый пет-проект. Также специалист может опубликовать в своих соцсетях, что начинает обучаться и готов бесплатно брать бизнес-кейсы на продвижение.
  • Начать обучение и параллельно развивать первый проект. Важно сразу составлять резюме и портфолио, записывать туда каждый шаг — и таким образом начать свою историю успеха.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда