Аутсорсинг маркетинга. Почему штатному маркетологу не стоит бояться привлеченного специалиста?

Представьте сами: вы работаете, отстаиваете свои идеи, вкладываетесь в проект головой, руками, душой, временем и порушенными семейными традициями. И вот вам представляют незнакомого человека, сообщая: «Познакомься, это Наталья, она тоже маркетолог, только на аутсорсинг. Она временно поможет тебе с проектом». И вы, конечно, впадаете в ступор. Ваш первый вопрос: «временно» – это как? Пока она меня совсем не заменит и я не вылечу с работы? Или просто пока шеф готов платить ей? Кстати – скоро выясняется, что Наталья получает в разы больше вас. Демотивировать нельзя сотрудничать – поговорим о месте запятых.

В закладки

Что там про стадии принятия неизбежного? Шок с отрицанием, гнев, торг, депрессия, принятие – это все мои реальные кейсы. Раньше я это наблюдала у коллег, когда приходила на проект таким «помощником», на этот раз почувствовала все изнутри.

Штатный сотрудник VS сотрудник на аутсорсинг: битва за власть или союзные войска?

«Боюсь, все посмотрят на такого спеца как на конкурента. И никто его не приветит», - считает Фатима, директор маркетингового агентства.

Профессиональная ревность и вспышки претензий в адрес руководства – нормальная реакция на ситуацию. Это должен понимать и шеф, и новый приглашенный коллега, и сам лютующий. Первые два должны быть готовы к выражению эмоций, «пострадавшая сторона» имеет право брать день на их выражение. Лучше, конечно, где-нибудь в кругу родных и близких друзей, а не в коллективе или соцсетях. Порефлексировать и перебрать свои компетенции, собственные заслуги и успешно реализованные проекты порой полезно. Но затягивать с этим лучше не стоит, потому что тогда вы рискуете упустить все рабочие процессы и тогда «новичок» точно может превратиться из соратника в конкурента. Так что, сбросив негатив, приступайте к шагу 2 – анализу ситуации.

«Я бы подумала, что это какой-то очень большой блат. Если женщина – что это чья-то близкая подруга решила из декрета поиграть в директора. Ну, и работы особой не сложилось бы у нас с этим коллегой. Всерьез бы я не восприняла в любом случае», - уверена Анастасия, руководитель маркетинга косметического бренда.

Лучше без лишних догадок выяснить подобную вероятность. Поговорить с руководством – конструктивно, с четким обозначением пожеланий по задаче, с уточнением, как он видит эту совместную работу, какие требования у него к этому тандему и как распределены зоны ответственности. Поговорить с новым аутсорс-коллегой – понять его компетенции, взгляды на ситуацию, планы, готовность к сотрудничеству, совпадение во взглядах и темпераментах, проговорить задачи и инструменты для дальнейшей совместной работы. Главное – воздержаться от сплетен и обсуждения шефа, ведь вы можете не знать до конца, какие отношения действительно их могут связывать.

Затянувшаяся битва за собственные границы мало кому поможет: работа встанет, отношения не сложатся, руководство увидит, что вы конфликтный человек. Впрочем, порой шеф наслаждается такой борьбой. В моей рабочей практике подобные случаи бывали неоднократно. Руководители устраивают «внутреннюю конкуренцию», надеясь, что она даст больше продуктивности сотрудникам и повысит эффективность компании. Они намеренно сталкивают людей лбами, порой ставя перед ними один и тот же пул задач. Если это так, сделайте все, чтобы аутсорс-коллега стал не врагом, а вашим соратником. Объединитесь с ним в работе над единым фронтом работ и презентуйте результат совместно. Только так мне и моей дистанционной коллеге Наталье удалось побороть любовь руководителя к интригам и реализовать проект в установленный срок. Босс удивился, но результат одобрил с радостью. С Натальей же мы дружим и сейчас.

В другой раз ситуацию удалось решить, напротив, разделением полномочий. В этой истории я сама была специалистом, приглашенным на три месяца для решения конкретных задач. Руководитель не ладил с сотрудником, успешно работавшим в команде и до его прихода. Придраться было не к чему, и шеф решил заодно спровоцировать конфликт и увольнение человека, использовав мое присутствие на проекте. Ну, так себе роль, скажу я вам. Пронаблюдав те самые стадии до принятия, я забрала задачи, которыми мой штатный коллега заниматься не хотел или просто не хватало времени и рук. При этом все его проекты для меня были закрыты, туда я даже не влезала. В результате коллега перестал нервничать из-за подвисших неприятных хвостов, я выполнила всю необходимую работу, компания отлично завершила год продаж, включая бывшие подо мной продукты сложной категории. Разочарованным остался только шеф. Да, вскоре он ушел в другое место, а мой штатный коллега невозмутимо и с успехом работает на прежнем месте до сих пор.

Если побороть свои сомнения не выходит, не получается найти контакт и договориться о союзе с коллегой или есть все основания полагать, что шеф привел вашу будущую замену, это также повод задать себе полезные вопросы:

· Уверены ли вы в том, что находитесь на своем месте?

· Что вы сделали для компании (объективно) и почему руководство может быть вами недовольно?

· Если бы вы были на месте шефа, вы бы себя заменили?

· Хотите ли вы оставаться в компании, где неудовлетворение работой решают не открытым разговором с сотрудником, а подобными манипуляциями?

· Если да, можете ли вы еще как-то повлиять на ситуацию, доказать свою пользу компании и способность к сотрудничеству в любых условиях?

· Может ли это быть просто приступ мнительности?

Новый человек: чем вообще поможет маркетолог на аутсорсинг и как наладить командную работу?

«Прихожу иногда таким спецом на проект раз в год несколько лет подряд, - делится опытом Владислав. – Кто-то помогает, кто-то конкурирует, кто-то игнорит и не слышит «просьб» поступать именно в этом проекте определенным образом. Вывод я со временем сделал: полностью отодвигать штатных сотрудников от проекта, чтобы и им легче было, и мне не мешали».

В подобной формулировке звучит слабость позиции штатных маркетологов. Это нормально, если на проект приглашена гораздо более опытная «звезда» с необходимым набором компетенций для решения определенной задачи. Например, для выхода на новый рынок важно понимать особенности менталитета, языка, правил ведения бизнеса в новой стране. Расширить штат и обучить существующую команду собственными силами — весьма затратный сценарий. Аутсорсинг позволяет максимально быстро привлечь специалистов для решения нужной задачи, а значит и от приглашенной «звезды» может быть профит.

Когда еще у вас будет возможность поработать над одним проектом с опытным коллегой, увидеть новые методы решения проблемы в деле, проверить все гипотезы и, честно говоря, переложить какой-то груз на чужие плечи? А может, вы получите доказательства того, что вы не менее профессиональны в сравнении с более дорогостоящим специалистом, в своих наблюдениях поймете, каких знакомств или soft skills вам не хватает для того же уровня оплаты, повысите свою самооценку и стоимость своих услуг? К тому же, сработавшись и подружившись с более известным профессионалом, вы сможете впоследствии обратиться к нему за рекомендациями, когда решите сменить место работы в будущем или заняться персональным продвижением.

Маркетинг на аутсорсинг дается в помощь. Выстраивайте совместную работу, чтобы это было так.

«Маркетинг невозможно отдать на аутсорсинг! – уверен предприниматель в сфере IT-маркетинга Тимофей. - Можно отдать конкретные задачи, причём, контролируя процесс и результат».

Задачи тоже бывают разными. Стратегия считается делом внутренним и в этом есть свой резон. Но не каждый маркетолог имеет опыт самостоятельной разработки стратегии или бизнес-плана, особенно если он завален массой тактических ежедневных задач. Иногда работающей команде не хватает свежего взгляда со стороны. В этом вопросе привлеченный аутсорс-специалист может оказаться крутой поддержкой. Сотрудничество здесь особенно ценно: его предложения по стратегии должны коррелироваться с тем, что потом сможете реализовывать лично вы и ваш отдел.

Хороший маркетолог на аутсорсинг может сыграть роль бесплатного коуча. Входя в проект, он задаст много вопросов о проекте и о вашей работе, которые порой полезно проговорить, но на это не хватает возможности в цейтноте. Провоцируйте нового коллегу на эти опросы, так заодно поймете его заинтересованность и профессионализм.

Привлечение сторонней команды – это целый ряд дополнительных бонусов: доступ к успешно реализованным кейсам и международной экспертизе, а также специалистам различных направлений (таргетолог, SMM-специалист, PR-менеджер и другим) в формате одного окна, грамотное управление командой, аналитика, на которую часто не хватает собственных рук, и контроль качества выполнения задач.

Профессионал уровня руководителя отдела маркетинга может подобрать нужных подрядчиков и наладить работу с ними – иногда это трудоемкий и не самый приятный процесс. Здесь пригодится помощь специалиста с опытом работы в стартапах или образованием проджект-менеджера.

Коллега даже поможет с презентацией проекта ЛПР, если вдруг у вас в одиночку с этим сложности. Признайтесь себе в своих профессиональных страхах или нежелании делать конкретные вещи и прикиньте, можно ли их дипломатично передать аутсорс-маркетологу без потерь. Проговорите с ним свою роль.

Для эффективного решения ситуации нужен максимальный контакт.

· Определите сферу ответственности, составьте проектный план, вносите задачи, KPI, сроки выполнения и ответственных лиц. Сделайте доступ к документу для руководства компании, регулярно делайте обновления документа с рабочей группой.

· Старайтесь использовать при созвонах видеосвязь – гораздо легче сработаться в команду, видя друг друга.

· После общих конференц-звонков с другими коллегами и руководством выходите на отдельный созвон: проговорить, одинаково ли вы услышали поставленные задачи, обсудить шаги более детально, убедиться в общем направлении и взаимной поддержке, распределить зону ответственности поставленным задачам.

· По возможности приглашайте коллегу в офис для погружения в работу команды и личной коммуникации.

· Договоритесь, как происходит отчет руководству. Даже если аутсорс-коллега близок к шефу и играет с ним по выходным в гольф, убедите его не отвечать на провокационные вопросы о вашей совместной работе без вас. 100% гарантии нет, но есть отличная возможность потренировать свои soft skills.

Обмен опытом – ценнейшая возможность для профессионалов. Дополнительные «руки» в команде позволят бизнесу двигаться вперед. Умение решать сложные задачи и находить общий язык с командой – отличная компетенция. Смогли бы вы легко включиться в аутсорс-штатный тандем?

Автор - генеральный директор агентства Market Entry Atelier, более 15 лет опыта работы в области связей с общественностью и сфере корпоративных коммуникаций, построения маркетинговых стратегий и команд, включая дистанционное управление на международных проектах.

{ "author_name": "Екатерина Берлова", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u043c\u0435\u043d_\u043e\u043f\u044b\u0442\u043e\u043c","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u043d\u0430\u044f_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u0430\u0443\u0442\u0441\u043e\u0440\u0441\u0438\u043d\u0433"], "comments": 5, "likes": 2, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 113226, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 18 Mar 2020 14:56:08 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

Нужно просто чётко разграничить зону ответственности специалистов. Конкуренция в рамках одного проекта — зло. Руководителям придется придумать как сформировать рабочий процесс. Маркетологам нужно учиться работать в команде, делиться опытом, стараться достичь максимального результата. 

Ответить
1

Согласен. Внутренняя конкуренция эффективна, если пересечение задач составляет не более одной третьей, а лучше - одной четвёртой от общего кейса. Тогда это стимулирующая конкуренция, а если пересечение более половины, то более слабый сотрудник просто перестаёт шевелиться, заранее понимая, что он проиграет. От этого проигрыш всей команды проекта, он будет выполнен менее качественно.

Ответить
0

Да, подобная ситуация хорошо показывает, кто и насколько "горит проектом" :) Интриги, сопутствующие конкуренции на почве ревности, чаще бывают там, где люди не уверены в своей позиции или профессиональных качествах, либо где проект им не особо и интересен. С другой стороны, мы все люди, можем испытывать справедливые эмоции, высказывать возмущение. Я не вижу в этом ничего сверхъестественного и предосудительного, если это не затягивается и не влияет на дальнейший процесс, а также нет перехода на личности. 

 

Ответить
0

Была подобная ситуация.
В компании был хороший дизайнер, по работе к нему не было вопросов, всех он устраивал и даже нравился. Основная его задача, это ui ux мобильного приложения.
И в какой-то момент, наш учредитель заявляет, что его познакомили с какой-то крутой дизайнершей одежды, которая имеет связи и может продвинуть мобильное приложение наше. Но ей не нравится его внешний вид..

Учредитель клюёт на эту удочку, платит этой дизайнерше одежды за ребрендинг около полугодовой ЗП нашего штатного дизайнера(а за продвижение после дизайна ещё отдельно плата) и тут начинается веселье.

Штатный дизайнер конечно же этим не доволен.. И по факту он превратился в подмастерье этой дизайнерше, то есть она просто говорила что она хочет видеть, а он правил макеты.. Ппц.. То, что в итоге было сделано по указке этой дизайнерши нашему штатному дизайнеру не понравилось. Он сразу говорил, что ему не нравится. Но учредитель его заткнул и слушать не стал. В итоге у штатного дизайнера сложилась модель поведения, что ему пофиг на продукт, так как, это уже не его работы продукт. Учредителя это стало задевать. И в итоге учредитель уволил штатного дизайнера...

А через пару месяцев после этого горе ребрендинга, стало видно, что дизайн так себе.. ерунда вышла.. и начали снова переделывать. Получилось, что наш штатный дизайнер был прав, когда говорил, что плохой вариант делаем..

Вот такая история. Вот так потеряли хорошего штатного дизайнера.. но я рад, что он после этого устроился в нормальную фирму на ЗП в 1,5 раза больше чем у нас. Но и мне стыдно немного что не смог отстоять штатного дизайнера перед учредителем и последний его всё же уволил..((

Ответить
1

Александр, спасибо за историю! На мой взгляд, это прямо «классика жанра». Увы, случаев, когда учредитель приводит нерелевантного человека, потому что «знакомый знакомого», «он сделает круто» и прочее, очень много. Скажу крамольную вещь, видимо, но тут важно научиться говорить руководству «нет» - так, чтобы показать не истерику, но профессионализм. Либо уметь перевернуть ситуацию так, чтобы профессионально слабый человек оказался под тобой и на удобные тебе задачи. Еще сложность может быть в том, что у них может быть личный контакт за твоей спиной вне работы, некомпетентный человек может неверно преподнести ситуацию руководителю/собственнику. Тут опять же наши любимые soft skills - не вступать в конфликт с новичком, но налаживать с ним контакт и вытягивать на свою сторону. Либо да, вариант уходить в другое место - с новым опытом коммуникации и на зарплату выше раза в полтора)) Бывает обратная ситуация: когда в штате работает не самый профессиональный специалист, но протеже шефа, не желающий вступать в сотрудничество. Остальная команда при этом терпит и это порождает ненужный раздрай в коллективе. У нас были подобные случаи, иногда мы отказывались от проекта по этой причине, так как выстраивать коммуникацию тут сложно + польза от нашего участия была бы неочевидна. Ведь аутсорс-маркетолог должен не только отработать в команде в процессе, но и должен быть уверен, что после его ухода схема будет работать и коллеги смогут эффективно вести дела на выстроенном фундаменте своими силами. Жаль, что собственники бизнеса/инвесторы сами нередко губят свой же проект подобными кадровыми решениями... Надеюсь, это со временем отживет! Все-таки адекватных людей гораздо больше)) 

Ответить

Комментарии

null