Бизнес-идеи: простые и быстрые способы проверить жизнеспособность

Соктоев Станислав, руководитель Школы бизнеса "Синергия" Улан-Удэ, консультирую по открытию и развитию бизнеса 
В закладки

Ещё в 2016 году издание Forbes опубликовало исследование, в котором специалисты проинтервьюировали более 150 стартапов и выделили несколько критериев их банкротства. Не буду подробно останавливаться на нем, оно доступно по ссылке. Отмечу главное: 42% стартапов не "взлетают" из-за отсутствия потребности на рынке, то есть, в странах, где маркетинг развит гораздо лучше, чем в России, стартапы по-прежнему халатно относятся к оценке потребности потребителей. Не побоюсь предположить, что у нас, особенно в регионах, это главная причина провала стартапов и ключевой момент, тормозящий развитие действующего бизнеса.

Не важно, начинающий вы предприниматель или вашему бизнесу уже много лет - исследование своей аудитории, её интересов и истинных потребностей необходимо проводить постоянно. Особенно в текущей кризисной ситуации.

Время бизнеса на основе “интуиции” проходит, все решения предприниматели принимают на основе достоверных данных.

Пользуйтесь интернетом

Самый простой и быстрый способ узнать о спросе на ту или иную услугу - изучить потребность в интернете. Сервисы wordstat.yandex и google trend помогут вам понять сколько человек интересуется вашим продуктом или услугой, что они спрашивают вместе с ней и какой примерный объем спроса.

Этот способ хорош, для того чтобы оценить объем интернет-спроса, но для глубокого анализа причин поведения, предпочтений по сервису или частоты использования конкретного продукта или услуги вашей аудитории этого будет недостаточно.

Наиболее надежный способ узнать достоверные сведения о поведении ваших будущих или настоящих клиентов - провести опросы.

Опросы: типичные ошибки

Проведение опросов часто воспринимается как нечто простое и устаревшее, не требующее погружение в методику, в результате предприниматель получает нерепрезентативные, то есть не отражающие реальность результаты, принимает решения на основе неправильных данных, получает негативные результат и винит во всем технологию. Поэтому для начала давайте разберем типичные ошибки при организации опроса для бизнеса.

Типичные ошибки

Начнем с ошибок.

Первая самая распространенная ошибка при проведении опроса - написать несколько закрытых вопросов в интернет-сообществах (группы в социальных сетях/мессенджерах) и на основании этого делать выводы.

Почему это не работает?

Во-первых человек несерьезно относится к такого рода опросам, ему легко бездумно прокликать какие-то пункты и забыть о нем, а предприниматель будет принимать решения на основании изначально искаженной информации.

Вторая ошибка касается не только интернет опросов - это формулировка самих вопросов. Для того, чтобы данные были максимально приближены к реальности, вопросы должны быть сформулированы относительно уже совершенных действий вашего потенциального покупателя - “как человек вел себя в прошлом и почему?”

Почему важно спрашивать о прошлом а не о гипотетическом будущем? Когда человека спросят о будущем - по сути он включает фантазию. Всем приятно представить, какой он продвинутый и как бы он ходил на тренировки или посещал бы модный ресторан индийской кухни, но в реальности при наступлении такой возможности человек не будет этого делать по ряду причин: в действительности ему это не нужно, у него нет на это времени или средств.

Например касательно общепита можно сформулировать такие вопросы:

  • Как часто вы обедаете / покупаете кофе / ужинаете вне дома? Один, вместе с семьей, друзьями?
  • Почему вы ходите выбираете те или иные заведения?
  • Сколько обычно вы тратите за одно посещение кафе / ресторана / бара?

Третья ошибка - использовать только закрытые вопросы.

При опросе важно понять не только необходимость того или иного продукта, но и паттерны поведения - то есть как ведут себя покупатели в той или иной ситуации и причины этого поведения, для понимания поведения желательно использовать открытые вопросы. Это может быть методика “Пять почему от компании “Тойота”. Использование этой методики рассмотрим позже.

Это поможет выявить истинные потребности человека и создать действительно нужный новый продукт или усовершенствовать текущий продукт или услугу.

Четвертая ошибка - ограничиться проведением опросов в интернете

Максимально правильные вопросы и качественно подобранная целевая аудитория при интернет опросе может дать некорректный результат. Особенно если это касается причин поведения, привычек, о которых представитель вашей аудитории может рассказать.

Во-первых, это отсутствие ответственности за свои ответы, в отличие от общения “с глазу на глаз”, когда люди, как правило, стараются ответить максимально правдиво, во-вторых, невозможность увидеть реакцию человека.

Какой-то вопрос мог вызвать у опрашиваемого недоумение, неприязнь или удивление и многие другие эмоции, ответ на определенный вопрос мог занять мало или наоборот много времени, Когда вы сами общаетесь или за вас делает это эксперт - в моменте можно скорректировать вопрос, узнать о причинах той или иной реакции у человека. Интернет такой возможности вам не даст. Для получения первоначальных данных достаточно опросить 10 человек - представителей вашей целевой аудитории и вы уже получите достоверную информацию, узнаете о привычках и предпочтениях, которые связаны с потреблением ваших товаров или услуг.

{ "author_name": "Станислав Соктоев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": -3, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 118303, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Apr 2020 09:09:09 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Спасибо за статью. По своему опыту постоянно говорю предпринимателям, что нужно разговаривать со своими потребителями, а не только галлюцинировать, они кивают, потом идут и опять галлюцинируют своими идеями, бизнесы не стартуют, они все жалуются что у нас в государстве засранцы работают не могут им обеспечить господдержку, да есть но такие же засранцы есть и в бизнесе) Уважаемые предприниматели идите и разговаривайте , развивайте своих клиентов и будем нам всем счастье.

Ответить
0

Надо протестировать на проекте, спасибо!!

Ответить
0

Пожалуйста, не используйте капс в материалах.

Ответить
0

Добрый день, это моя первая статья)) подскажите пожалуйста в какой именно части статьи? Спасибо

Ответить
0

В заголовке был, я помог его убрать. Можете изучить общие рекомендации по оформлению материалов на сайте: vc.ru/team/28520-how-to-vcru

Ответить
0

Спасибо))

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир