Маркетинг по-шведски: как работает агентство в самой толерантной стране
Привет! Меня зовут Ленсия, я автор канала «Чё по маркетингу?». Еще до самоизоляции я посетила офис агентства Akestam Holst в Стокгольме. Стратег Карл рассказал, как устроен маркетинг в Швеции и почему важно разрешить сотрудникам приходить на работу с собакой.
Work life balance. Почему маркетологи не меняют работу 20 лет?
Первое, что меня удивило: собака в офисе. Оказалось, что всего в агентстве “трудится” 6 офисных питомцев. Как рассказал Карл, это является частью их корпоративной культуры. В агентстве они стараются создать максимально комфортную атмосферу для сотрудников, поэтому разрешают брать на работу питомцев.
Для шведов вообще очень важно соблюдать баланс между жизнью и работой. Поэтому будьте уверены, что после окончания рабочего дня на ваши звонки и письма никто не ответит. Также вас не попросят отвечать на рабочие вопросы во время отпуска или чуть-чуть поработать на больничном. А еще у вас не получится просидеть целый день за компьютером: каждые несколько часов коллеги собираются на кофе со знаменитыми шведскими булочками. Этот ритуал называется фика. Во время такого перерыва сотрудники болтают на нерабочие темы на общей кухне. Кстати, про кухню, у Акестам Холст офис занимает 4 этажа, но там уютно как в родной квартирке. Холодильник забит фруктами, печеньками и… пивом. Да, после работы спокойно можно выпить бутылочку пива с коллегами.
Благодаря такой комфортной рабочей жизни, люди не меняют хорошее место работы достаточно долго. Вот что об этом говорит Карл:
Когда я изучала шведские агентства, я заметила, что у большинства на сайте есть контакты абсолютно всех сотрудников. Даже если в агентстве работает 200 человек.
Возможно, это тоже является отражением ценности сотрудников для агентства и еще одним доказательством, что профессиональное выгорание шведам чуждо.
Еще одной причиной редкой смены места работы может быть зрелый возраст сотрудников. В среднем — это 35 лет. Однако достаточно много маркетологов, которым 55 и 60 лет.
Стоимость услуг агентства
Услуги маркетингового агентства в Швеции — дорогое удовольствие. Например, дизайн 1 баннера может стоить 1000 евро, а спецпроект в агентстве Акестам холст стоит от 50 000 до 200 000 евро. Поэтому есть тренд на формирование маркетинга внутри компании, а часть задач отдается на аутсорсинг в другие страны
Законы
Один из важных Европейских законов является GDPR.
Это свод правил по обработке и хранению личных данных пользователей. Суть предписания в том, что вы можете собирать данные о пользователях только на законном основании. Вы должны предоставлять информацию как и в каких целях будут использоваться их данные. И если однажды в офис к вам придут, а у вас, например, на рабочем столе есть документ excel с контактами людей, то вам нужно будет доказать все правила соблюдения GDPR. Иначе вас ждут большие проблемы и санкции.
Кроме этого закона, в рекламе нельзя использовать дискриминационные сообщения.
В Швеции разрешены однополые браки. Это накладывает отпечаток на общество и маркетинг. К ЛГБТ - сообществу здесь относятся с большим уважением. На многих заведениях можно увидеть флаг, который обозначает что место ЛГБТ-френдли.
Гибкость языковых коммуникаций
Государственный язык — шведский, но 90% населения отлично знает английский. Поэтому в стране встречается реклама на английском языке.
Кроме английского, иногда встречается реклама на арабском языке. В Швеции много мигрантов, поэтому некоторые компании стараются охватить эту целевую аудиторию.
Наконец, мои впечатления от Швеции. Мне очень понравилось, как у них организована работа маркетолога. Видно, что в агентстве реально заботятся о сотрудниках. Здесь нет такой дикой гонки за успехом как в России. Это позволяет поддерживать моральное состояние в норме. Возможно, поэтому фриланс и самозанятость здесь развита хуже, чем в России, потому что люди не бегут от офисной работы. С другой стороны, это спокойствие может тормозить развитие рынка, в целом.
Еще больше информации о шведском маркетинге вы можете узнать из моего видео.
прогрессивный рекламный рынок
ожидания: голография, прозрачные экраны, персонализированная реклама на улицах
реальность: лгбт плакаты к месту и нет и арабский язык на вывесках
Рынок, который мы заслужили
Комментарий недоступен
В этом году там было особенно круто. Очень тепло и солнечно, что вообще не похоже на Швецию
Офис выглядит супер уютно, не видел таких опен спейсов у нас
Думаю, есть российские компании, у которых офисы не хуже
Зазеркалье. Все наоборот у нас
Это точно
Отличная статья! Много интересной и поучительной информации.
Спасибо, рада, что вам было полезно
Крутая статья!
Во многом из вышесказанного прослеживается как и шведский ЛАГОМ, так и европейский налет "отражения современности".
Подскажите, много ли было русских сотрудников, были ли они и как вообще относятся к привлечению иностранцев к работе в шведском маркетинге?
Русские например довольно сумасшедшие в плане маркетинга: половина на стыке 90х и миллениума училась продвигать (дичь, конечно там сплошная) и новое поколение "диджитанутых на всю голову" так сказать, как будто 2 крайности.
Что про нас думают шведы если думают вообще?)
Спасибо за похвалу, очень приятно!
Русских в офисе я не встретила. Но, поскольку агентство достаточно большое, уверена, что там работают наши ребята. Конечно, работать на иностранном рынке гораздо сложнее, потому что для маркетолога очень важно понимать социальный и культурный контекст. Об этом Карл тоже говорил в интервью. С другой стороны, Шведы достаточно открыты к сотрудничеству, поэтому, если мигрант уже достаточно ассимилировался в стране, то я думаю что вполне возможно. Кроме того, они с радостью отдают на аутсорсинг какие-то технические задачи в страны СНГ, потому что здесь дешевле компетентные специалисты. По поводу отношения к русским не уточняла, шведы вообще очень сдержаны в критике :)
Реклама на арабском - это больше про уважение, а не реальная необходимость. Арабский давно уже второй язык, после шведского, по числу носителей и говорящих.
Да, согласна с вами. Это ещё одно проявление толерантности.
Кажется, что их беспокоит все, что угодно, кроме задач бизнеса.
Возможно, они проще к этому относятся и не рвут на себе волосы
Это не исключает вариант, что они попросту проедают бюджеты заказчика.
Комментарий недоступен
"несколько хороших Лендингов" надеюсь разговор не о лендингах с облаками + заблюреные листья + оранжевая кнопка КАЛ ТУ ЄКШН ?))
Не трожь оранжевую кнопку Кал ту экшон!!! Это святое!!
Зашел на его сайт. Там огромная оранжевая кнопка "ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ".
Ну теперь я спокоен за Швецию со своим "отстоем в сайтостроении" и "одним минимализмом".
В Швеции действительно хромает Digital. Рекомендую написать напрямую этим компаниям с вашим предложением. А ещё можно найти владельца на LinkedIn. Они там откликаются лучше, чем по почте. Желаю вам исполнить вашу мечту
Комментарий недоступен
.