Юриспруденция в управлении репутацией
За всю свою жизнь мы часто сталкиваемся с негативными, а порой даже с порочащими нас потоками информации, которые так или иначе вредят нашей репутации. И существующие на данный момент организации не исключение.
С самого начала своей работы каждый предприниматель вынужден разбираться в юридических вопросах в рамках своего бизнеса. Но, часто, тема репутации и её защита остается в стороне, из-за чего многие владельцы бизнесов не могут справиться со шквалом клеветы от недовольных клиентов и конкурентов, не зная как юридически защитить свой бренд.
В этой статье мы постараемся подробнее раскрыть место юриспруденции в управлении репутацией и дать практические советы по защите деловой репутации вашего бренда.
Что понимается под репутацией бренда?
Сначала разберемся, что такое “бренд”. Коротко и ясно определение звучит так - торговая марка, воплощенная в вербальной, изобразительной, звуковой, смысловой и других формах устойчивого образа предприятия и/или продукции, услуг.
Деловая репутация бренда - это система потребительских ожиданий и оценок, и вот что она в себя включает:
качество услуг;
имидж руководителя;
образ среди конкурентов;
- доступность информационного поля организации;
- динамика роста и процветания.
Но даже при выполнении этих всех параметров все равно существует риск порчи репутации, как минимум из-за действий конкурентов. Чаще всего это выражается в отзывах на различных сайтах в интернете, так как в наше время это самая удобная площадка для обсуждений и “выяснений отношений”.
Стоит внимательно изучать мнение каждого потребителя, и в случае клеветы принимать необходимые меры. Согласно ст. 152 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. А это значит, можно смело говорить о том, что деловую репутацию (права, если есть - их и так защитят:)) не просто можно, а даже нужно защищать, главное - не оставлять все на самотек.
Как выглядят сведения, порочащие репутацию?
Признаки информации, которую можно квалифицировать в соответствии с законодательством Российской Федерации, как порочащую деловую репутацию компании:
- имеет оскорбительный характер, т.е. сведения о каких-либо нарушениях со стороны компании выраженные в оскорбительной форме, по отношению к компании и (или) к ее сотрудникам;
- не имеет место в действительности. Например, пациент не посещал вашу стоматологическую клинику (что доказывают камеры наблюдения, отсутствие записей и т.д.), а в отзыве наблюдается много неправдивой информации, в том числе и то, что он посещал учреждение;
- распространена третьим лицам. Например, человек, желающий намеренно испортить вашу репутацию, опубликовал лживую информацию у себя на странице в Инстаграм или рассказал кому-то из знакомых, а тот своему знакомому и т.д.
Сразу скажем - не вся информация является порочащей. Не стоит сразу бежать и подавать в суд на человека, который высказал свое мнение о грубости персонала, так как по факту действительно могло произойти нарушение кого-то из сотрудников компании. Важно грамотно разобраться в ситуации, провести расследование, выявить ошибки, если они имеются, и решить проблему путем извинения или компенсации с вашей стороны. Иначе, будете тратить свое время зря на бесконечные походы к юристу и станете центром ненависти всего круга общения данного человека.
Игнорирование клеветы в Интернете - прямая угроза для бизнеса
Представим ситуацию, вы уверены в том, что вы хороший человек и никогда в жизни не позволяли себе, например что-либо украсть или кого-то обмануть. Но у вас появляются “хейтеры-завистники”, которым не нравится ваше удачное положение в обществе и всеми силами пытаются его подорвать. Да, вы можете оставить всё как есть, но нужно понимать, что если подолгу раскачивать лодку, она в конце концов перевернется. Кто знает, чем это может обернуться для вас. Та же история и с компаниями в сети. Вот, что ждет бизнес, который игнорирует своих недоброжелателей:
- репутация компании будет испорчена навсегда, придется годами её восстанавливать, и причём не всегда это заканчивается успешно;
- как минимум, можно ожидать кратковременную потерю клиентов и прибыли;
- привлечение ВАС к ответственности, куча проверок, волокита документов и разбирательства в том, к чему вы вообще можете быть не причастны.
Защита репутации компании
Законом предусмотрены два вида ответственности по отношению к лицам, распространяющим порочащую информацию:
уголовная ответственность;
гражданско-правовая ответственность.
В первом случае, за распространение ложной информации предусмотрено наказание - взыскание денежных средств с виновника по статье 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой говорится о клевете. Наказание за распространение заведомо ложных сведений определяется в зависимости от квалифицированных составов клеветы.
Гражданско-правовая защита деловой репутации предполагает, опровержение порочащих сведений. Причем, пострадавший вправе подавать иск сразу по двум видам защиты.
Сторона, пострадавшая из-за огласки недостоверных данных, вправе добиваться опровержения и защиты по суду в рамках арбитражного судебного дела. Доказательства достоверности распространяемых сведений предоставляет виновник. Главная цель пострадавшего — подтвердить факт распространения этих сведений и их отрицательный характер.
Восстановление репутации организации происходит за счет следующих требований через исковое заявление о защите деловой репутации:
- официальное опровержение недостоверных сведений и публикация официального ответа в тех же источниках, в которых они были опубликованы изначально (это может быть сайт-отзовик, журнал, телеканал, личная страница и т.д.);
- удаление или запрет к распространению порочащей информации, в том числе путем изъятия и и уничтожения материалов;
- иск о защите деловой репутации может также содержать требования о возмещении убытков, ставших следствием порчи репутации.
Чтобы ускорить решение проблемы и не дожидаться решения суда, можно запросить удаление порочащего отзыва на сайте и разузнать IP адрес отправителя, профиль в социальной сети и т.д.
Отказ администрации сайта также повлечет за собой привлечение к ответственности, так как модераторы пропустили крайне негативный отзыв о вашей компании, содержащий оскорбительные слова и отказали в удалении.
Как составляется исковое заявление?
Перед подачей искового заявление необходимо убедиться, что вами были соблюдены необходимые условия досудебного урегулирования спора, предусмотренные п. 3 ст. 132 ГПК РФ.
Для начала необходимо ознакомиться с правилами описанными в ст. 131-132 ГПК РФ. В самом иске нужно указать:
- свои персональные данные;
данные недоброжелателя;
- данные суда, куда непосредственно подается заявление;
- сами порочащие сведения, где и как они были размещены, и почему вы их считаете порочащими;
- копии прилагаемых документов из предыдущего пункта должны быть заверены нотариально.
Самое важное правило в составлении иска - это четкая формулировка проблемы. Абстрактная подача информации может повлечь за собой отказ. А найти и скачать данный образец можно в Интернете.
Подача иска
Четких временных рамок для обращения в суд с иском нет. Единственное правило существует для публикаций в СМИ, где необходимо обратиться с жалобой в течение года отсчет времени идет с момента публикации.
Условия для выигрышного дела
В публикуемом материале, порочащем достоинство вашей организации должно присутствовать четкое идентифицирование вас как ИП или ООО, например. Другими словами, если в негативе не содержится четкой информации о вас и вашей организации, на фотографии закрыты логотипы, слоганы и т.д, то суд может и вынести решение и не в вашу пользу. Должны быть прямые доказательства нарушения в вашу сторону.
Далее, важно не путать оценочное мнение/убеждение и клевету. Любой человек имеет право выражать свою точку зрения, даже если чем-то недоволен. Но другое дело, когда человек переходит дозволенные границы - обвиняет в обмане/преступлении во время своего публичного выступления, в соц.сетях или в личной беседе.
Следующее условие - четко составленный иск (об этом мы уже говорили выше). Четкая аргументация - залог успеха.
Ну, и заключительное, не менее важное условие - упорство на пути достижения своей цели. Не стоит надеяться на благоразумие нарушителя. Чем тверже вы стоите на своей позиции и лучше разбираетесь в законе, тем больше шансов выиграть дело.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой бренд одинакового нуждается в управлении репутацией бренда и его юридической защите. Бездействие хотя бы по одному из них влечет за собой огромные финансовые и моральные потери для бизнеса. И да, в компетенции каждого уважающего себя агентства по управлению репутацией непременно входит правовая защита в сети. И если вы не хотите заниматься долгими разбирательствами, исками и защитой, но намерены обернуть ситуацию в свою пользу, то рекомендуем обращаться к соответствующим специалистам.