2 города – 2 офиса – 2 выхода из самоизоляции – 1 агентство
Ура! с 16 июня указом Правительства Москвы снова разрешено работать рекламным, маркетинговым, консалтинговым и другим агентствам. Команда 2LEADS решила не тянуть с возвращением в офис, и скучавшие друг по другу сотрудники снова не могут решить, на сколько градусов выставить температуру кондиционера.
Внимание! Сейчас будет небольшая предыстория. Начнем с того, что 2LEADS – это агентство перформанс-маркетинга, созданное в 2017-ом году предпринимателями из Самары. Полтора года назад было принято очень важное решение: открыть московский филиал. Основой послужили два фактора: 1) в столице значительная часть наших потенциальных и текущих клиентов; 2) больше крутых, ценных кадров. Решение оказалось верным и дало толчок в развитии агентства.
Полтора года мы стремительно росли и увеличивали поток клиентов, наращивали качество и коэффициент удержания. Доля оттока, несмотря на рост количества клиентов, не увеличивалась, а сохранилась приблизительно на отметке 10-15%, что для агентства является очень хорошим показателем. Внутри агентства тоже происходили изменения в лучшую сторону: отстраивание внутренних процессов, построение работы между подразделениями и офисами, поиск новых кадров, становление и рост знания об агентстве на рынке, поиск новых инструментов развития бизнеса. Часть команды переехала в Москву. Сейчас в столичном филиале работают медиабайеры, финансовая и коммерческая команды, а в Самаре – команда дизайнеров, разработки и еще одна команда трафик-менеджеров, отвечающая за поиск и тестирование новых источников трафика. О том, как повлияла пандемия на выстроенный процесс и как именно мы уходили на удаленку, расскажем далее.
Во-первых, стандартный офисный режим так или иначе «закаляет» сотрудника на построение внутреннего режима работы, когда он четко знает, что есть определенный пул задач, который необходимо выполнить в период 8-часового рабочего дня. И тут, конечно же, можно поспорить, найти множество HR-материалов, однако, практика показывает, что определенная доля сотрудников все же привыкла к подобной «мотивации» в виде четко построенного офисного режима. Во-вторых, в офисе царит творческая и дружественная атмосфера, которая помогает ребятам генерировать совместные идеи быстрее и качественнее. К тому же, как нам кажется, работа в офисе укрепляет командный дух, но если сотруднику необходимо пару раз в месяц сменить обстановку и поработать удаленно, мы никогда не отказываем.
В офлайн-работе мы не делали ежедневных срезов по планированию и отчетности, использовали более длительное планирование спринтов с периодом в неделю для большинства наших команд. В общении и взаимодействии в качестве основных инструментов мы выбрали Trello (здесь мы храним наши основные задачи, передаем информацию внутри различных команд), для Sales-команды используем Notion, ну а основная коммуникация происходит с помощью Telegram и Slack. Что же нового появилось в период пандемии?
- Планирование стало более краткосрочным, в начале дня каждый из тимлидов и руководителей получал от сотрудника план на день, в конце дня – отчет. Это, в определенной мере, заменило ежедневные стенд-апы (методология Agile, элементы которой закреплены в нашем взаимодействии, предусматривает ежедневные встречи в неформальной обстановке перед началом дня, которые позволяют обсудить, насколько происходит отставание от планирования спринта, какие есть проблемы и сложности), команды чаще стали взаимодействовать внутри себя и с их руководителями, созваниваясь в Zoom.
- Для команды медиабаинга мы переработали систему операционной отчетности совместно с нашими аналитиками, что позволило в режиме реального времени отслеживать основные показатели команд (ROI, объемы РК, выполнение KPI’s по проектам).
Важное правило, введенное на период пандемии – это «быть на связи». Вопросы к сотруднику возникали, если ответа в Telegram или Slack не поступало в течение получаса (в обеденное время – в течение часа). Оценивать эффективность каждого конкретного сотрудника должен был его непосредственный руководитель, который смотрел на совокупность факторов.
Пожалуй, самое главное, что закрепило правила, описанные выше - это введение системы штрафов за невыполнение каждого из правил выше. Подобная мера мотивировала сотрудников максимально осознавать ситуацию и включаться в эффективную работу.
Сейчас, спустя 3 месяца удаленной работы, мы можем оценить, насколько эффективными оказались предпринятые меры.
Что происходило с сокращениями, зарплатами и поиском новых сотрудников?
Как же карантин повлиял на коммерческую составляющую агентского бизнеса, с какими сложностями мы столкнулись, а что изменилось в положительную сторону? За период пандемии ряд бизнесов в России, например, доставки, e-com проекты с экспресс-доставкой и др. получили активный рост органического трафика, в связи с чем приостановили свои активности по платному привлечению пользователей. Но, к примеру, в сфере спортивных мероприятий, показатели эффективности продуктов снизились за счет отсутствия офлайн-ивентов, что привело к снижению эффективности маркетинговых расходов.
Однако, получилось заключить ряд новых партнерств. Новые клиенты уже на протяжении нескольких месяцев довольны стартом нашей работы, получают активный рост объемов и качественных лидов в различных странах. Как выстраивалась работа с новыми клиентами, что поменялось и что будет теперь, после выхода из режима самоизоляции рассказала коммерческая команда.
Период пандемии позволил нам посмотреть и в сторону оптимизации нашего клиентского сервиса. Мы смогли добавить определенные KPI’s по апсейлу для аккаунт-менеджеров, активно занялись проработкой и поиском новых источников, что стало приоритетной задачей на этот период. Все это позволило нам вырастить бюджеты по ряду проектов на 30-40% в сравнении с месяцами до пандемии. Итак, теперь мы структурируем все вышесказанное и добавим немного аналитики.
За период пандемии:
20% клиентов приостановили активность или сократили бюджеты;
- Общая маржинальность упала на <25%;
- Период решения вопросов, а также взаимодействия между командами не вырос по времени, а в некоторых моментах даже ускорился;
- Не было задержек по выплатам подрядчикам, оплате з/п;
- Не было сокращений зарплат;
- Не было изменений систем мотиваций и премирования сотрудников.
Безусловно, этот период стал для нас очень важным и научил многим вещам, о которых мы порой не задумывались или оставляли без внимания.
А как у вас прошла пандемия?