Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

Как выбрать нишу для малого бизнеса и найти уникальное решение в ней

Материал подготовил эксперт по бизнес-планированию Енютин Андрей Николаевич, основатель сервиса «1000 готовых бизнес-планов» и базы «500 программ господдержки малого бизнеса».

В закладки

Не секрет, что правильный выбор ниши и разработка хорошо продуманной концепции являются основой успеха в бизнесе.

Для малого предпринимательства ситуация сейчас настолько сложная, что в большинство ниш я бы вообще не стал заходить ввиду явной неперспективности. Где-то слишком большая конкуренция, где-то можно прогнозировать скорую монополизацию сетями, а где-то формат создаваемого бизнеса в ближайшей перспективе может просто уйти в прошлое.

Но даже сегодня периодически приходится слышать, что тот или иной знакомый открыл кафе или магазин, при этом других мыслей, что ему просто некуда деть деньги не возникает. И уже через полгода – год большинство закрываются, так как приходится работать или в минус или с ничтожно малой рентабельностью, что не окупает тех усилий, которые затрачивает предприниматель, и довольно быстро приводит к «эмоциональному выгоранию».

К началу 20-х годов мы окончательно пришли к ситуации, когда малый бизнес перестал существовать в прежнем виде. Все это вовсе не значит, что заниматься им не стоит, просто нужно суметь найти нужную нишу и свою «изюминку» в ней. Но это, как говорится, самое сложное.

Этой «изюминкой» должна стать идея, которая позволит отстроиться от конкурентов, получив существенные преимущества. Чаще всего такие решения для малого бизнеса мне приходилось наблюдать в маркетинге или грамотной организации сервиса. Не имея такого решения, нет смысла даже что-то затевать.

Например, в конце нулевых у моего друга была компания по продаже и монтажу пластиковых окон, бизнес шел не очень хорошо, и он уже планировал его закрывать, пока ему в голову не пришла идея уйти в сельские районы, оставив город конкурентам. И он сделал очень простую вещь: стал подавать объявления в районные газеты, предложив сельским жителям достаточно удобный сервис замера и монтажа по очень привлекательным ценам, собирая заказы по рядом расположенным районам вместе для выезда в определенные дни. Это работало достаточно успешно в течение десяти лет, но постепенно стал падать спрос из-за того, что большинство людей уже заменили окна, конкуренты тоже стали заходить в районы, видя его успех, а районные газеты стали работать не так эффективно, так как даже сельские жители сегодня достаточно активно пользуются Интернетом.

В начале десятых годов я искал, как продвигать свои услуги, что привело меня к изучению основ SEO-продвижения сайтов. Постепенно я развивался в этой сфере, что позволило получать довольно неплохие объемы заявок из Интернета, причем практически бесплатно, что давало существенные преимущества перед конкурентами. Но со временем и это решение перестало давать прежнюю эффективность, так как сегодня выдача поисковых систем все больше отдает предпочтение контекстной рекламе и многочисленным "колдунщикам", и получать органический трафик в коммерческих тематиках все сложнее. Как итог, я сейчас поддерживаю работу имеющихся проектов, не начиная новых из-за их сомнительной перспективы на успех.

Как видно, все коммерческие решения имеют цикл, в течение которого они работают. Чаще всего это несколько лет, причем в современном информационном обществе этот срок постепенно сокращается. Поэтому, чтобы оставаться успешным в бизнесе, нужно постоянно искать новые решения.

Так на что же следует обращать внимание при выборе ниши для малого бизнеса и поиска того самого уникального решения?

Я считаю, что следует смотреть в следующую сторону:

Поиск новых ниш

Здесь кто-то смотрит на более крупные города, анализируя, что там появляется и стараясь перетащить это в свой город первым. Один мой знакомый пошел другим путем, он анализирует запросы, вводимые людьми в поисковых системах, пытаясь быстро узнать о спросе на новые продукты или услуги.

Работа над эффективностью

Если у Вас есть идеи, за счет каких мер можно снизить затраты или улучшить сервис по сравнению с конкурентами, то это может дать Вашему проекту существенный шанс на успех.

Масштабирование

Если предлагаемые решения позволят эффективно масштабировать даже самый заурядный бизнес с не самой высокой рентабельностью, то есть шанс, что совокупный эффект позволит получить неплохой результат.

Профессионализм и предрасположенность

Это самый банальный совет, если Вам нравится заниматься чем-то определенным, и эта ниша в перспективе не должна исчезнуть, то не стоит заниматься другим, пусть даже и более доходным. Рост профессионализма в любимом деле постепенно поднимет и уровень дохода.

Желаю Вам успехов в выборе ниши и поиске уникального коммерческого решения.

{ "author_name": "Андрей Енютин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 7, "favorites": 97, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 145094, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 25 Jul 2020 19:35:26 +0300", "is_special": false }
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
22

Надо делать как надо. А как не надо - делать не надо))

Ответить
1

Уникальное решение найти очень непросто, особенно на старте. Я бы рекомендовал сконцентрироваться на продукте и потом на специализации, как бы это банально не звучало. 

Ответить
0

Вот вы про нишу. Скажу субъективно, по собственному опыту. Занимайтесь любимым делом, тем, чем нравится. Станьте в нем лучшим. Даже если это очень конкурентная ниша, то все у вас получится. Зачем изобретать велосипед и искать незанятые ниши, если душа не лежит?

Ответить
0

Полностью согласен. Но вот как понять, к чему лежит душа?

Ответить
1

С молодости попробовать разные профессии, поработать месяц-два в разных сферах. Будет и опыт и понимание, что нравится, а что нет.

Ответить
0

Если человек не может понять , к чему лежит душа, про бизнес, даже малый, лучше и не думать.

Ответить
0

Ну в 18-20 лет действительно трудно понять, что нравится. В этот период предпочтения очень быстро меняются.

Ответить
0

Согласен. Нет ничего зазорного в 18-20 лет поработать или в институте поучиться, там глядишь, и понимание появится

Ответить
0

Заниматься нужно всем, чем можно. "Лежит душа" - это скорее про хобби, само это занятие может и не приносить ничего кроме личного удовлетворения ( что тоже важно в психологическом плане) В современном мире нет свободных ниш (если только не придумать что-то принципиально новое), есть "разрывы" между федеральными сетями и конечным потребителем, куда МСП и работает на низкой рентабельности. Но этот "коридор" становится всё более узким...

Ответить
0

Говорите, как есть, его скоро почти не останется. Т.е. заниматься можно, но при куче рисков чаще на зарплате больше имеют

Ответить
0

Надо читать Морейниса, спаси его Господи, его "Тёмную сторону луны", и следовать тамошним рекомендациям.

Ответить

Комментарии