Как все-таки правильно: «вы» или «Вы» — и другие текстовые стандарты для блогов, рассылок и постов
Часто клиенты предъявляют к текстам разные требования. Если не уточнить их заранее, есть риск получить много правок формального характера — например, придется менять букву «ё» на «е» в лонгриде.
Мы в Inbox Marketing тоже сталкивались с этими проблемами. В поисках истины часами сидели на Грамоте.ру, изучали справочник Мильчина и другие источники. А когда во всем разобрались, то составили эти текстовые стандарты. Здесь приводим самое важное, без пояснений почему так (об этом есть отдельная статья).
В статье речь идет о стандартах для длинных текстов: блоги, email, посты. UX-тексты иначе взаимодействует с пользователем, поэтому там стандарты другие.
Содержание
Как писать название бренда в тексте
Уточните у клиента, как пишется название бренда. Если у написания есть варианты, попросите привести допустимые и объяснить, в каких ситуациях они используются.
Например, официальное название нашей компании — ООО «Инбокс Маркетинг»: так мы называем себя в официальных документах. Но в блогах, на сайте и внешних площадках, предпочитаем Inbox Marketing.
Как обращаться к читателю — «вы», «Вы» или «ты»
По правилам русского языка в личной переписке нужно обращаться к читателю на «Вы» — с заглавной буквы. Написание со строчной — «вы» — подходит, если текст рассчитан на широкую аудиторию и не обращается к конкретному человеку. Это означает, что в письмах нужно писать «Вы», а в блогах — «вы».
Сейчас эту норму часто критикуют. Обычно компании пишут «вы», а не «Вы», даже если речь идет о личном сообщении или письме.
Некоторые обращаются к читателям на «ты». Как правило, это бренды и компании с соответствующим tone of voice, целевая аудитория которых — молодежь. Говорить «ты» читателю не всегда уместно: он может принять это за панибратство и нарушение личных границ.
Нужен ли пробел в больших числах
Когда мы пишем большие числа, можем отбивать их разряды неразрывным пробелом: 5 000. Обычно так делают тогда, когда большие числа приходится использовать часто — например, если речь идет о финансах или бухгалтерии. Некоторые компании разряд пробелом не отбивают: 50000.
Первый вариант написания часто рекомендуют типографские справочники, а Бюро Горбунова утверждает, что так текст лучше воспринимается визуально. Второй вариант тоже допустим, это не ошибка.
Возможен и третий вариант написания больших чисел. Если число четырёхзначное, мы не ставим пробел после разряда, а если пяти- и больше — ставим: 4000, но 59 000.
А еще разрядность чисел можно указывать словами: 2 тыс.
Тире и дефис в числовых диапазонах
«Справочник издателя и автора» Мильчина и Чельцовой рекомендует оформлять числовые промежутки с помощью длинного тире без пробелов: 10—15. Так принято в печатных изданиях.
Некоторые издания используют среднее тире в числовых диапазонах, чтобы визуально разнообразить текст: 1941–1945 (сравните с 1941—1945). Писать числовые промежутки цифрами через дефис — неправильно.
Но если нужно написать диапазон словами (пример: два-три, пять-семь), то вот там строго дефис.
Мы в Inbox Marketing различаем тире по функциональности: используем среднее тире только в числовых промежутках, а между словами пишем длинное. Нам кажется, что так текст лучше выглядит.
Нужно ли отбивать процент пробелом
«Справочник» Мильчина рекомендует отделять процент от числа неразрывным пробелом: 5 %. А в пособии Шульмейстера «Ручной набор» сказано, что знак пробела никогда не отбивают от цифр: 8%. В интернете можно встретить оба варианта написания.
Если компания часто использует символ процента, его рекомендуется отбивать: воспринимать текст будет легче, числа не будут сбиваться в «кашу». Если редко — можно не отбивать.
Как поступать с буквой «ё»
По правилам русского языка букву «ё» необходимо ставить тогда, когда без нее слово можно прочитать неправильно. Так бывает в двух случаях:
- когда одно слово можно перепутать с другим: все — всё, совершенный — совершённый и др.;
- когда нужно указать произношение малоизвестного слова: река Олёмка.
В остальных случаях написание буквы «ё» факультативно: можно писать, можно не писать.
Какие кавычки использовать
Принято использовать кавычки-ёлочки — «...». В кавычки обрамляются русскоязычные названия компаний, товаров и услуг, произведений искусства и документов, но не государственных учреждений, написанных полностью либо аббревиатурой. Если название написано латиницей, кавычки не нужны.
Например. Картина Айвазовского «Девятый вал», агентство email-маркетинга «Инбокс Маркетинг», супермаркеты «Пятерочка». Но без кавычек — Московский государственный университет, МГУ, агентство Inbox Marketing и др.
В ситуации двойных кавычек (например в цитате фигурирует какое-то название), используют кавычки разного типа, чтобы визуально легко различать элементы текста. Внешние обычно «...», а внутри — компьютерные лапки "..." или „...“.
Как оформлять нумерованные и маркированные списки
Существуют два вида списков: нумерованный — тот, в котором каждый пункт отмечен цифрой, и маркированный — в нем пункты обозначены другими знаками, например:
- буллитами,
- длинными тире,
- выключкой (сдвигом вправо, без символа).
Традиционный символ маркированного списка в русской типографике — тире, а не буллит. Есть мнение, что буллиты мы заимствовали вместе с Microsoft Word.
Буллиты сильнее других символов привлекают внимание. С одной стороны, это хорошо, с другой — с ними стоит быть осторожнее. Если буллитов много, они крупные или слишком яркие, они могут перетянуть на себя внимание читателя, отвлекая от текста.
Маркированные и нумерованные списки различаются по смыслу и правилам оформления.
Когда выбрать нумерованный список
- Важна последовательность пунктов в списке — например, мы указываем порядок действий.
- В списке много пунктов — 5 или больше.
- Каждый пункт занимает больше одной строки.
Когда больше подходит маркированный
- пункты можно читать в любом порядке;
- пунктов мало — меньше пяти;
- пункты состоят из несколько слов и занимают мало места.
На конце списка может стоять точка, запятая или точка с запятой. Обычно пункты нумерованного списка начинают с большой буквы и заканчивают точкой. Пункты маркированного, наоборот, начинаются с маленькой буквы и заканчиваются запятой или точкой с запятой. Когда список заканчивается, всегда ставим точку.
Это основные правила оформления списков. Остальные нюансы и пояснения, почему так сложилось, мы описали в отдельной статье.
Вопросы, которые вызывают самые горячие споры с клиентами, мы собрали в удобную форму — ее мы заполняем вместе с ними в начале работы. Если вам она тоже нужна — качайте и используйте!
Нет. Не нужно. Это лишь рекомендация. Надеюсь, в ближайшем будущем этот пережиток прошлого и вовсе забудут.
А что смущает в "Вы"?
Ощущение лишнего пафоса и фальши. Это как «Ваше мнение очень важно для нас» — фраза и посыл вроде хорошие, но частота и контекст всё портит.
Заметили, что некоторые аудитории «Вы» вообще не переносят, а кому-то надо только так. И то, и другое — нормально, мы прислушиваемся к мнению наших клиентов.
Комментарий недоступен
Для меня "Вы" из той же песни, что и "мы вас услышали" или "ваше мнение важно для нас". Сразу вызывает неприятные ассоциации.
Понятно. Но "Вы" всё же куда более нейтральное обращение без определенной цели. А фраза "ваше мнение важно для нас" несёт уже определенный смысл . Имхо
А что Вам не понятно?
Это пример.
Фактически ниже уже описали, что это выглядит как выделение и акцент на слове "вы". В устной речи обычно это выделение сопровождается недовольным тоном. Таким образом я воспринимаю это как попытку оскорбить меня или поставить на место.
С другой Стороны претензия На визуальный Разрыв строки. Читать такие предложения не удобно, приходится вчитываться.
Вы тот тип мужчины, который при 5 градусов выше нуля уже укутывается в шарфик и перчаточки и не готов терпеть "вот это вот всё", да?))
ранимый городской мечтатель)
То есть, вы признаете, что написание "Вы" несёт негативный оттенок и от этого ранимые городские мечтатели могут испытывать дискомфорт? )
Я принимаю всё, что является правдой)
Если Вас это на самом деле задевает, значит - это факт. Просто немного удивляюсь, что такая мелочь вообще может кого либо волновать или причинять дискомфорт. Что есть - то есть)
Рад, что мы друг друга поняли)
"Таким образом я воспринимаю это как попытку оскорбить меня или поставить на место"
Ноу комментс. До мании величия недалеко.
Когда мне пишут «Вы», ощущение, будто от меня отгородились и выстроили стену. Ну и ощущаешь себя великовозрастной дамой почему-то
Да уж)
Не принимайте так близко к сердцу такие формальности)
Мы тоже надеемся) И в своих письмах пишем «вы» со строчной.
Тогда слово "нужно" стоит заменить на "можно" или "рекомендуется". Но предпочтительнее не писать.
Вы сами написали, что разобрались в вопросах и даёте рекомендации, но, оказывается, не следуете им. Почему?)
«Нужно», потому что так гласят правила современного русского языка и пока что это строгая норма, а не вариативная.
При этом мы понимаем, что не все правила одинаково полезны. Мы его нарушаем, потому что нашей аудитории больше нравится на «вы», а не «Вы». Это закреплено у нас в редполитике.
Это как с феминитивами. «Авторки» и иже с ними пока не закреплены в словарях, поэтому нормой не являются. Вместе с тем, есть издания, в которых только попробуй напиши «автор рассказала» вместо «авторка рассказала» — читатели заклюют.
Так что правила правилами, а редполитика — редполитикой)
Ещё почему-то режет глаз, когда внутри ёлочек «...» ставят компьютерные лапки ".." вместо этих „...“ (если внутри ёлочек есть ещё что-то закавыченное)
Тиканье стрелок часов тоже напрягает?))
Такого нет, спасибо за заботу