4P, 7P, 1P — эволюция подхода к открытию бизнеса
Давайте поговорим про открытие первого бизнеса. Кто-то из вас созрел, кого-то подтолкнули, а кто-то сейчас об этом думает. На самом деле рынок, несмотря на карантин, благоприятный. Да он стал сложнее, но все что вы можете дать рынку – он проглотит, вопрос только насколько вам это выгодно.
Классика:
Но давайте вернемся к основам: когда вы открываете бизнес, многие начинают вспоминать концепцию 4P, которая давно устарела. И будем разбирать на примере ресторанного бизнеса, просто это самое наглядное, но концепция применима ко всему.
Базовая история:
Product - сам продукт (еда)
Price - цена продажи
Place- место продажи
Promotion- продвижение продукта
Это все знают, это скучно, поэтому идем дальше. Скажем лишь, что какой-то период это было настолько популярно, что это просто словами не описать.
Развитие:
Но как только, эта концепция стала слишком популярной, новому бизнесу нужно было как-то отстраиваться и добавилось еще 3 пункта:
Process - процесс
Physical appearance - физическая привлекательность
People - люди
Так как об этом уже не все могут быть в курсе, обратимся к нашему выдуманному ресторану:
1. Продукт – еда. Но прибыль мы делаем на напитках, допах и соусах – секрета тут нет.
2. Цена – ну она зависит от политики, вложений, а иногда наглости. Давайте у нас будет чуть выше среднего.
3. Место – желательно место с большой проходимостью нашей аудитории и низкой аренды, но таких почти нет, поэтому просто берем любое место, где есть наша ЦА, главное добиться высокой оборачиваемости столиков.
4. Продвижение – у нас неплохое место, интересный интерьер, витрины и окна. Нам хватит. Да, так было можно.
5. Процесс – чтобы как-то завлечь и удержать нашу аудиторию, попутно продавая им напитки и вкусняхи, мы делаем открытую кухню. Это всегда интересней, чем закрытая кухня, и вот у нас вовлечение аудитории.
6. Физическая привлекательность – тут все просто, чистые тарелки и мебель, персонал у нас вежлив, да и ремонт привлекательный. Все ок.
7. Люди – и вот изначально имелось в виду сарафанное радио: но мы пошли на всем известную хитрость — стали приглашать моделей по пятницам и субботам, за наш счет. Все знают, как это называется, но это не самая древняя профессия – у нас приличное заведение.
Девушки довольны, мужики с ними знакомятся, кто-то кого-то угощает. Люди о нас говорят, аудитория растет и все бы ничего, кроме того, что мы сделали почти клуб знакомств.
Продавая еду – продавайте еду, но не надо делать из этого клуб по интересам, это другой бизнес, и выберете верный формат – прибыли будет больше, а рутины меньше.
Ну вот мы подошли к главному – 1 P.
У нас есть прибыльный и популярный ресторан. Но рано или поздно, рядом с нами появится конкурент на нашу аудиторию и вот мы уже делим покупательский трафик между собой.
Допустим, рядом с вами открылся «безлимитный» мясной ресторан, и люди начнут мигрировать туда, если там даже чуть хуже, чем у вас. Просто это новое, а значит интересное. И вот тут нам аукнется наш клуб знакомств.
Мы звали мужчин женщинами, а наши конкуренты звали этих же мужчин вкусной едой с прикольной фишкой, а желающих удачно выйти замуж всегда хватало, и они сами пошли конкурентам, только за свой счет (другой вопрос, что они могут пить только чай с чабрецом, но они за него платят сами). Вот так появились рестораны одной фишки, и как вы понимаете, это никак не отменяет качество блюд.
А концепт одного преимущества – выгоден и оправдан, потому что следить и совершенствовать одно направление всегда проще (и дешевле) чем 4 или 7. И очень здорово, если вы стараетесь угодить клиенту со всех сторон, но вот когда вас сравнивают с конкурентами, решающий фактор всего один, и у каждой группы клиентов он свой.
И вот для того, чтобы это определить – вам нужен маркетолог. И именно поэтому новое всегда интересно – потому что в старом, мы уже были и новых эмоций уже не получим.
Дополнительно:
Да, нашу конкуренты тоже использовали нашу модель, но частично, открылись рядом с нами и переманивают наших гостей, цена исходила от аудитории, а продвижения вообще не было. Но это было решение, а не модель бизнеса. Мы теперь сосредоточены на всех наших параметрах, а конкуренты на качестве блюд, физической привлекательности и фишке — это значительно проще и дешевле, а значит, их модель много выгоднее нашей.