Как сократить затраты на создание онлайн-курсов: советы Skillbox

Все больше людей из-за пандемии открывают для себя курсы в интернете. Аналитики прогнозируют — объем рынка отечественного онлайн-образования превысит 53 млрд рублей. Как найти нишу на рынке и разработать собственные курсы, чтобы не уйти в вечные долги, рассказала Евгения Королева, продюсер направления программирования Skillbox.

Учите играючи: плюсы и минусы геймификации для онлайн-курсов

По данным исследования «Барометр онлайн-образования», меньше четверти онлайн-школ могут похвастаться тем, что их курсы до конца смотрит большинство учеников. Основные причины, по которым учащиеся забрасывают курсы — ненастроенные механики взаимодействия, сложный материал, растянутость процесса обучения во времени. Создатели программ часто руководствуются принципом «чем больше — тем лучше». Для онлайн-образования такой подход может стать роковой ошибкой.

Один из способов увеличения вовлеченности слушателей — геймификация. Для онлайн-курсов это внедрение игровых механик вроде интерактивных форматов (тесты, игры и так далее), индивидуального наставничества, наград и рейтинговых таблиц. С другой стороны, такие инструменты увеличивают время и бюджет на разработку, а значит, и конечную стоимость курса. Как найти баланс и совместить оптимальную для пользователей цену с нестандартными форматами?

Золотое сечение: изучаем нужды ЦА

Для начала определитесь с тем, что действительно нужно вашим потенциальным слушателям. В этом поможет функционально-стоимостныи анализ, который применяется для управления качеством продукта, в нашем случае онлайн-курса, и процессов для его создания. Благодаря ему создатель программы сможет управлять финансовой моделью на стадиях проектирования, создания и использования продукта.

Вот как рассчитывается идеальное соотношение цены и качества курса через функционально-стоимостный анализ:

Потребительская полезность / Затраты, необходимые для ее достижения = max

Желаемое соотношение пользы онлайн-курса к его стоимости возможно в случае увеличения показателя полезности, например, при одновременном сокращении затрат (ПС ↑З↓) или сохранении их в неизменном состоянии (ПС ↑З)

Под полезностью имеется в виду способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность, в нашем случае — цели пользователя. Каждый преследует свою выгоду: например, поиск новой работы, карьерный рост, преодоление языкового барьера, и пр. Затраты для их достижения — это сумма финансовых расходов, которые потенциальный покупатель готов отдать за то, чтобы получить эту выгоду. Идея в том, что нужно максимизировать отношение потребительской полезности к затратам. Потребителя интересует не сам продукт, а выгода, которую он получит от его использования: никто не учится только ради самого процесса.

Помимо анализа соотношения оптимальной стоимости и качества курса, изучите аудиторию. Поймите, какие задачи они хотят решить с помощью онлайн-образования и каких изменений ждут. Поможет в этом анализ конкурентов и опрос потенциальной группы пользователей. С самого начала поставьте себе цель создать такую структуру курса, при которой объем знаний, подключенные механики и дополнительные функции не нарушают гармонии цены и качества.

Вот пример неверного выбора, который уменьшает вероятность выхода на окупаемость: допустим, команда принимает решение подключить к онлайн-курсу тренажер, который через систему подсказок помогает новичку отработать навык. Решение было основано на анализе конкурентов и желании ни в чем им не уступить. Команда ставит цель во что бы то ни стало разработать такой тренажер, но не ответила себе на вопрос, какие задачи он будет решать в их конкретной образовательной модели, сколько будет стоить разработка, и является ли тренажер ценностью, на которую обращает внимание будущий студент при принятии решения о покупке?

В итоге, на техническое задание и разработку тренажера команда тратит дополнительные время и деньги. Это приводит к отсрочке запуска, выход за рамки бюджета и росту стоимости онлайн-курса. Как следствие, тренажер стал стоить выше его реальной стоимости для студента, так как играет только вспомогательную роль в обучении.

Избежать всех этих проблем можно было бы анализом идеи тренажера и потенциальных замен. Функцию отработки навыков можно реализовать множеством других способов — например, задачником, системой peer-to-peer, записью livecoding. Возможно, вы удивитесь, но не все дорогостоящие функции полезны и необходимы клиентам.

Системный подход: как модель проекта и аудит платформы поможет сэкономить

Любой продукт — часть целой системы элементов со своими связями. Чтобы сделать его уникальным, изучите все составляющие проекта. Какие они могут быть:

  1. Производство — команда, исследование рынка, техническое задание, оборудование;
  2. Реализация — выбор форм доставки контента, маркетинговая стратегия, продажи;
  3. Пользовательский опыт — технические возможности пользователя, LMS, интерактивные механики.

Для анализа подойдет метод построения структурной модели — постарайтесь создать модель вашей системы и четко выделить связи между отдельными компонентами. Так вы сможете установить новые функции продукта, полезные, негативные и нейтральные связи, «узкие» места продукта. Кроме того, модель позволит потратить меньше времени и ресурсов на тестирование вашей гипотезы.

Еще один инструмент, который сократит затраты — аудит площадки для курса с помощью функциональной модели. Вам нужно ответить на три простых вопроса:

  • Как мы поставляем контент курса?
  • Зачем мы это делаем?
  • Когда и при каких условиях подписчик получает к нему доступ?

Так вы сможете построить функциональную модель вашего проекта. Она покажет, насколько проект соответствует запросу потенциальных слушателей, есть ли в нем повторяющиеся элементы и так далее.

Лайфхак: Отвечая на эти вопросы, опирайтесь на глагол, который отражает деиствие, и избегайте частицы «не».

Чтобы еще лучше представить финальный проект, пропишите требования к качеству реализации каждого из ваших ответов. Проанализируйте свойства каждой из частей будущего проекта в привязке с платформой, через которую вы будете реализовывать курс.

Считаем затраты: сколько стоит курс и как его улучшить

Чтобы понять, сколько нужно денег на разработку курса, используйте стоимостный анализ. Это определение затрат на выполнение всех функций и их сопоставление с потребительской значимостью. Он позволит выявить ненужные возможности, отследить самые ценные для пользователя услуги, оценить их качество и распределить затраты. При анализе функционала поможет принцип Эизенхауэра. Он разделяет функции на типы:

  1. Главные, основные и полезные
  2. Дополнительные, вспомогательные полезные
  3. Дополнительные, вспомогательные бесполезные

Если функционал не влияет на скорость и качество, или не помогает пользователю лучше усвоить материал, его нужно исключить, а появившийся бюджет потратить на усовершенствование курса. Как это сделать?

Понять, каких функций недостает программе, позволит классическая теория решения изобретательских задач. В 50-е годы ее активно применяли советские изобретатели, а теперь используют для оценки онлайн-программ. Методы теории можно разделить на три группы:

  1. Психологическая активация творческого мышления
    Сюда входят, к примеру, поиск аналогий и мозговой штурм
  2. Систематизированный поиск
    Например, перебор вариантов, синтез, морфологический анализ
  3. Направленный поиск
    Из методов этой группы популярны эвристические приемы вроде опросов и построение алгоритмов

Любая группа этих методов — хорошая альтернатива тестированию гипотезы. Мне для генерации идей лучше всего помогает морфологический анализ. Он состоит в том, чтобы с помощью комбинаторики выделить все теоретически возможные варианты реализации проекта.

Но есть и способ полегче: например, уже готовая морфологическая матрица. Она адаптирована под поиск идеи для онлайн-курса:

Чтобы им воспользоваться, нужно следовать алгоритму:

  1. Ставим цель — определяем формат курса
  2. Выбираем параметры и расставляем их по граням куба. В нашем примере выбраны формат подачи материала (красные кубики), платформа для передачи контента (синие), характер подачи материала (зеленые), и игровые механики для контента (желтые)
  3. Анализируем пересечения — смотрим, как соотносятся грани наших кубиков, и оцениваем новые идеи. Если вы видите, что идеи не подходят, можно поменять параметры кубиков и продолжить поиски.

Матрица даст представление о всех возможных коллаборациях, векторах развития и станет источником интересных идей. Количество строк в каждой плоскости ограничивается только вашей смекалкой.

Такая работа над продуктом применима к любому онлайн-курсу. Чтобы избежать лишних затрат, нужно исследовать рынок и потребности ЦА, провести анализ функционала, построить модель и определить слабые места курса. Кроме того, эта работа циклична — чтобы отшлифовать курс, после поиска нового функционала стоит снова пройти все эти этапы. Такая постоянная работа и стратегический подход к контенту как к целой системе — залог полноты, качества и адекватной стоимости онлайн-курса.

0
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Amidl Dmitriev

Прям, БМ, какая-то, курсы ради курсов

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

Не появятся.
Аудиторы (настоящие) - забракуют все 100% нынешних "продуктов".
Всё что сейчас есть а рынке - откровенный брак.
Создание реально стоящего курса - стоит очень дорого, на рынке РФ, и даже русскоязычного СНГ, он - никогда не окупится.
Самое лучшее что сейчас можно сделать, это - качественная оцифровка сканированных бумажных книг.
Но пока даже этого нет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Загитов

Статья хорошая, но бенчмарков не хватает. Сколько вообще стоит разработать курс? Где разница между «слитыми бюджетами» и «инновационными дорогостоящими решениями»?)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда