Как сократить затраты на создание онлайн-курсов: советы Skillbox
Все больше людей из-за пандемии открывают для себя курсы в интернете. Аналитики прогнозируют — объем рынка отечественного онлайн-образования превысит 53 млрд рублей. Как найти нишу на рынке и разработать собственные курсы, чтобы не уйти в вечные долги, рассказала Евгения Королева, продюсер направления программирования Skillbox.
Учите играючи: плюсы и минусы геймификации для онлайн-курсов
По данным исследования «Барометр онлайн-образования», меньше четверти онлайн-школ могут похвастаться тем, что их курсы до конца смотрит большинство учеников. Основные причины, по которым учащиеся забрасывают курсы — ненастроенные механики взаимодействия, сложный материал, растянутость процесса обучения во времени. Создатели программ часто руководствуются принципом «чем больше — тем лучше». Для онлайн-образования такой подход может стать роковой ошибкой.
Один из способов увеличения вовлеченности слушателей — геймификация. Для онлайн-курсов это внедрение игровых механик вроде интерактивных форматов (тесты, игры и так далее), индивидуального наставничества, наград и рейтинговых таблиц. С другой стороны, такие инструменты увеличивают время и бюджет на разработку, а значит, и конечную стоимость курса. Как найти баланс и совместить оптимальную для пользователей цену с нестандартными форматами?
Золотое сечение: изучаем нужды ЦА
Для начала определитесь с тем, что действительно нужно вашим потенциальным слушателям. В этом поможет функционально-стоимостныи анализ, который применяется для управления качеством продукта, в нашем случае онлайн-курса, и процессов для его создания. Благодаря ему создатель программы сможет управлять финансовой моделью на стадиях проектирования, создания и использования продукта.
Вот как рассчитывается идеальное соотношение цены и качества курса через функционально-стоимостный анализ:
Потребительская полезность / Затраты, необходимые для ее достижения = max
Под полезностью имеется в виду способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность, в нашем случае — цели пользователя. Каждый преследует свою выгоду: например, поиск новой работы, карьерный рост, преодоление языкового барьера, и пр. Затраты для их достижения — это сумма финансовых расходов, которые потенциальный покупатель готов отдать за то, чтобы получить эту выгоду. Идея в том, что нужно максимизировать отношение потребительской полезности к затратам. Потребителя интересует не сам продукт, а выгода, которую он получит от его использования: никто не учится только ради самого процесса.
Помимо анализа соотношения оптимальной стоимости и качества курса, изучите аудиторию. Поймите, какие задачи они хотят решить с помощью онлайн-образования и каких изменений ждут. Поможет в этом анализ конкурентов и опрос потенциальной группы пользователей. С самого начала поставьте себе цель создать такую структуру курса, при которой объем знаний, подключенные механики и дополнительные функции не нарушают гармонии цены и качества.
Вот пример неверного выбора, который уменьшает вероятность выхода на окупаемость: допустим, команда принимает решение подключить к онлайн-курсу тренажер, который через систему подсказок помогает новичку отработать навык. Решение было основано на анализе конкурентов и желании ни в чем им не уступить. Команда ставит цель во что бы то ни стало разработать такой тренажер, но не ответила себе на вопрос, какие задачи он будет решать в их конкретной образовательной модели, сколько будет стоить разработка, и является ли тренажер ценностью, на которую обращает внимание будущий студент при принятии решения о покупке?
В итоге, на техническое задание и разработку тренажера команда тратит дополнительные время и деньги. Это приводит к отсрочке запуска, выход за рамки бюджета и росту стоимости онлайн-курса. Как следствие, тренажер стал стоить выше его реальной стоимости для студента, так как играет только вспомогательную роль в обучении.
Избежать всех этих проблем можно было бы анализом идеи тренажера и потенциальных замен. Функцию отработки навыков можно реализовать множеством других способов — например, задачником, системой peer-to-peer, записью livecoding. Возможно, вы удивитесь, но не все дорогостоящие функции полезны и необходимы клиентам.
Системный подход: как модель проекта и аудит платформы поможет сэкономить
Любой продукт — часть целой системы элементов со своими связями. Чтобы сделать его уникальным, изучите все составляющие проекта. Какие они могут быть:
- Производство — команда, исследование рынка, техническое задание, оборудование;
- Реализация — выбор форм доставки контента, маркетинговая стратегия, продажи;
- Пользовательский опыт — технические возможности пользователя, LMS, интерактивные механики.
Для анализа подойдет метод построения структурной модели — постарайтесь создать модель вашей системы и четко выделить связи между отдельными компонентами. Так вы сможете установить новые функции продукта, полезные, негативные и нейтральные связи, «узкие» места продукта. Кроме того, модель позволит потратить меньше времени и ресурсов на тестирование вашей гипотезы.
Еще один инструмент, который сократит затраты — аудит площадки для курса с помощью функциональной модели. Вам нужно ответить на три простых вопроса:
- Как мы поставляем контент курса?
- Зачем мы это делаем?
- Когда и при каких условиях подписчик получает к нему доступ?
Так вы сможете построить функциональную модель вашего проекта. Она покажет, насколько проект соответствует запросу потенциальных слушателей, есть ли в нем повторяющиеся элементы и так далее.
Чтобы еще лучше представить финальный проект, пропишите требования к качеству реализации каждого из ваших ответов. Проанализируйте свойства каждой из частей будущего проекта в привязке с платформой, через которую вы будете реализовывать курс.
Считаем затраты: сколько стоит курс и как его улучшить
Чтобы понять, сколько нужно денег на разработку курса, используйте стоимостный анализ. Это определение затрат на выполнение всех функций и их сопоставление с потребительской значимостью. Он позволит выявить ненужные возможности, отследить самые ценные для пользователя услуги, оценить их качество и распределить затраты. При анализе функционала поможет принцип Эизенхауэра. Он разделяет функции на типы:
- Главные, основные и полезные
- Дополнительные, вспомогательные полезные
- Дополнительные, вспомогательные бесполезные
Если функционал не влияет на скорость и качество, или не помогает пользователю лучше усвоить материал, его нужно исключить, а появившийся бюджет потратить на усовершенствование курса. Как это сделать?
Понять, каких функций недостает программе, позволит классическая теория решения изобретательских задач. В 50-е годы ее активно применяли советские изобретатели, а теперь используют для оценки онлайн-программ. Методы теории можно разделить на три группы:
- Психологическая активация творческого мышления
Сюда входят, к примеру, поиск аналогий и мозговой штурм - Систематизированный поиск
Например, перебор вариантов, синтез, морфологический анализ - Направленный поиск
Из методов этой группы популярны эвристические приемы вроде опросов и построение алгоритмов
Любая группа этих методов — хорошая альтернатива тестированию гипотезы. Мне для генерации идей лучше всего помогает морфологический анализ. Он состоит в том, чтобы с помощью комбинаторики выделить все теоретически возможные варианты реализации проекта.
Но есть и способ полегче: например, уже готовая морфологическая матрица. Она адаптирована под поиск идеи для онлайн-курса:
Чтобы им воспользоваться, нужно следовать алгоритму:
- Ставим цель — определяем формат курса
- Выбираем параметры и расставляем их по граням куба. В нашем примере выбраны формат подачи материала (красные кубики), платформа для передачи контента (синие), характер подачи материала (зеленые), и игровые механики для контента (желтые)
- Анализируем пересечения — смотрим, как соотносятся грани наших кубиков, и оцениваем новые идеи. Если вы видите, что идеи не подходят, можно поменять параметры кубиков и продолжить поиски.
Матрица даст представление о всех возможных коллаборациях, векторах развития и станет источником интересных идей. Количество строк в каждой плоскости ограничивается только вашей смекалкой.
Такая работа над продуктом применима к любому онлайн-курсу. Чтобы избежать лишних затрат, нужно исследовать рынок и потребности ЦА, провести анализ функционала, построить модель и определить слабые места курса. Кроме того, эта работа циклична — чтобы отшлифовать курс, после поиска нового функционала стоит снова пройти все эти этапы. Такая постоянная работа и стратегический подход к контенту как к целой системе — залог полноты, качества и адекватной стоимости онлайн-курса.
Комментарий удален модератором
Прям, БМ, какая-то, курсы ради курсов
Не появятся.
Аудиторы (настоящие) - забракуют все 100% нынешних "продуктов".
Всё что сейчас есть а рынке - откровенный брак.
Создание реально стоящего курса - стоит очень дорого, на рынке РФ, и даже русскоязычного СНГ, он - никогда не окупится.
Самое лучшее что сейчас можно сделать, это - качественная оцифровка сканированных бумажных книг.
Но пока даже этого нет.
Статья хорошая, но бенчмарков не хватает. Сколько вообще стоит разработать курс? Где разница между «слитыми бюджетами» и «инновационными дорогостоящими решениями»?)