{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как не сойти с ума, работая с негативом: один метод из личного опыта

Некоторое время назад я работала комьюнити-менеджером и ежедневно сталкивалась с негативом от просто язвительных комментариев под постами до серьезного недовольства клиентов. В интернете много советов о том, как отвечать на такое. Самый частый из них — не показывать эмоции.

Это довольно сложно, когда читаешь рассказ о том, какой ты мудак, к тому же обычно, увы, сильно преувеличенный.

Конечно, как клиентка десятков разных компаний я хорошо понимаю людей, испытывающих недовольство и даже гнев, если ожидания от продукта/услуги не совпали с реальностью — но сейчас поговорим об эмоциях по эту, комьюнити-менеджерскую, сторону экрана.

Рекомендаций, как именно справляться с эмоциями, которые предстоит не показывать, не так уж много. Помимо очевидного «дышать, считать до 10, пить Новопассит» я открыла еще один классный метод, который для меня отлично сработал.

Допустим, вы продаёте шоколадки. Не обычные, конечно, а дизайнерские, которые нужно заказывать онлайн и получать с курьером. Вам прилетает такой отзыв:

Что вы чувствуете, когда читаете такое? Лично я обиду и злость. Я делаю свою работу честно и добросовестно. И я вижу, как трудятся каждый день мои коллеги, чтобы производить самые крутые шоколадки в мире. Еще я получаю кучу отзывов о том, как наши шоколадки нравятся людям. При всех этих вводных, даже в случае косяка (а косячат иногда абсолютно все), читать о том, что мы мудаки и, о господи, мошенники — вполне обоснованно неприятно.

Что я делаю, чтобы не злиться? Во-первых, даю своим эмоциям место — но только чуть-чуть. Моя великолепная коллега и вдохновительница на вопрос «как не злиться» ответила:

Ты можешь позлиться. Две минуты.

Ну а по истечении двух минут я предлагаю взять в руки маркер (можно даже воображаемый) и сделать следующее: выбросить из текста весь неконструктив. Теперь он будет выглядеть так:

С этим работать уже гораздо проще. Составляем список дел по пунктам:

  • заказывал у вас шоколад — узнаём номер заказа и проверяем его подлинность;
  • ваш менеджер на телефоне разговаривал через губу — слушаем разговор и выясняем, преувеличение ли это или с менеджером нужно провести беседу;
  • за эту цену в Ашане можно килограмм такого же купить — проверяем, не продает ли кто-то подделки наших шоколадок по более низкой цене. Если нет, можно воспользоваться возможностью в ответе на отзыв дополнительно пояснить, в чём отличия нашего продукта от «их», а также проверить — достаточно ли хорошо мы коммуницируем преимущества наших шоколадок в рекламе;
  • одна шоколадка вся разломана, еще две помяты — просим фото испорченных шоколадок, проверяем условия их хранения и перевозки, выясняем возможные причины такой ситуации;
  • курьер, главное, был очень вежливый — хвалим курьера за вежливость (если, конечно, не он ломал шоколадки🙂).

Финал происшествия и ответ клиенту будет зависеть от политики конкретной компании. Главное, что «зачёркивая эмоции», вы можете добраться до сути: понять и устранить причину недовольства, внести коррективы в вашу работу и уберечь себя от нервного срыва.

В этом методе эмоциональную часть я ставлю на второе место, но совсем неважной её считать нельзя: по ней вы определите состояние пишущего вам человека и поймёте, какие эмоции нужно дать ему в ответ (это отдельная большая тема).

Тем не менее, большинство клиентов хочет всё-таки решить свою проблему, а не просто выговориться. Начинайте с сути, зачеркивая всё, что к ней не относится. После пары прочтений зачёркнутого текста воспринимать его эмоциональную часть будет уже легче.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Vyacheslav Teplyakov

У меня на этот счёт не популярная позиция. Если клиент позволяет себе грубый тон, оскорбления в адрес сотрудников, льёт негатив в формате шоб вы здохли суки и не реагирует на просьбу перейти к конструктивному диалогу с взаимным уважением, он идёт на х.. в бан и т.п. Остальные будут облизаны, обласканы, получат решение своей проблемы со всеми возможными бонусами и плюшками. Просто пропуская такое, вы даёте человеку стимул в следующий раз вести себя так же, по любому поводу.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Makarov

Вы можете послать клиента куда угодно, но после того, как он оставил публичный отзыв, речь уже идёт не о нём, а о потенциальных клиентах, которые этот отзыв читают.
Вы можете написать ему в ответ, куда ему идти. Но я бы вас сразу после этого уволил. И извинился перед клиентом. Даже если он не прав

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Согласна, ответ, как правило, пишется даже больше для других, чем для конкретного клиента с проблемой. Некорректность в отношении сотрудников нельзя допускать, но и посылать клиентов — тоже отстой.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Неадекватный отзыв виден за километр это раз. Снять его можно всегда это два. Если вы не готовы встать на защиту своего сотрудника перед необоснованными оскорбительными нападками и готовы разбрасываться персоналом в таких ситуациях, вы не очень интересный работодатель.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Так я работаю с отзывами не первый год, то, к большому сожалению, не все отзывы можно удалить! Даже и за деньги! Были такие прецеденты с Гугл, например, когда клиент хамил, делал непристойные предложения и на него написали заявление в полицию, но Гугл ничем не обоснованный отзыв не удалил(

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

зачем удалять отзывы? гораздо лучше на них адекватно отвечать. люди будут смотреть плохие отзывы и увидят, что компания не забивает на них и вообще адекватная. ну рейтинг только подпортит это, но его можно поднять положительными

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Makarov

Для вас, очевидно,я был бы совершенно неинтересным работодателем. Для любого, кто готов публично посылать клиентов — тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Жерегеля

Неадекватный отзыв видно всегда, но все равно неприятно, когда он висит в ленте на отзовике. Кроме того, многие негативные отзывы могут выглядеть очень адекватно той целевой аудитории, которая их прочитает. А насчёт того, что любой негатив снять всегда можно, тут вы пожалуй погорячились. 

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда