Краудлендинговая платформа «Поток» рассказывает истории своих заемщиков: во втором выпуске мы взяли интервью у Романа Кумара Виаса, который без вложений на старте превратил внутреннюю школу обучения сотрудников в полноценный курс по маркетингу, приносящий 20 млн выручки в месяц.
Привет, это снова Ольга, контент-менеджер «Потока» — инвестиционной платформы, которая объединяет частных инвесторов и представителей малого бизнеса. Осенью мы начали рассказывать истории наших заемщиков: первым был кейс московского подростка Ивана Сычкова, который с 16 лет открывал и поддерживал собственную сеть магазинов.
Ниже рассказ сооснователя маркетингового агентства Qmarketing. Роман рассказывает, как их команда решила создать обучающие курсы и сделала это, используя только бесплатные сервисы; как они запускали рекламу и порой тратили по 90 000 рублей за клик; как продвигали себя во время пандемии, чтобы выделяться в этот период, и зачем им понадобился заем.
С чего все начиналось
К нам в Qmarketing всегда приходило много толковых ребят, но вот только не у всех было достаточно опыта. Новичков нужно было как-то подтягивать, учить тому, что мы умеем. Тогда мы придумали целую систему: джуны проходили наше внутреннее обучение по блокам, делали домашние задания, а потом сдавали экзамен руководителям отделов. Благодаря такому глубокому и подробному погружению мы сами себе выращивали сильных сотрудников.
Новички после обучения были уже не «джунами», а «сеньорами», которые могут самостоятельно вести крупных клиентов и писать статьи по собственным кейсам.
Мы поняли, что раз можем так учить внутри, почему бы не распространить эти знания за пределы агентства? Так появилась идея запуска QMarketing Academy.
Как стартанули с помощью поста в Фейсбуке
Чтобы запустить первый поток, нам не понадобилось вкладывать деньги. Все было на чистом энтузиазме команды и бесплатных сервисах. И дело даже не в экономии — изначально нашей задачей было вложить в проект минимум средств и посмотреть, взлетит или нет.
Первых учеников мы набрали, опубликовав пост в Фейсбуке. От разработки платформы, на которую обычно уходит больше всего денег, в принципе отказались. Макеты для лендинга рисовали в Figma, а саму посадочную страницу собрали на Tilda. Для общения выбрали Telegram, домашкой обменивались на доске трелло. На продакшн тоже потратили минимум: все уроки снимали в собственной студии и со своим оборудованием.
Больше всего я конечно благодарен команде: с запуском помогали 8-10 человек — сотрудники агентства Qmarketing, у которых была емкость для работы. Команда состояла из перформанс-менеджера, проджект-менеджера, retention-специалиста, копирайтера, дизайнеров, разработчика, коммьюнити-менеджера, оператора и методиста.
Курс зашёл сразу. К нам пришли как руководители и СМО, так и сотрудники фриланс-агентств, маркетологи и таргетологи. Многих впечатлили и убедили кейсы команды, которые мы разместили у себя на лендинге. Многие просто знали агентство Qmarketing и доверяли нашему опыту.
Успехи и фейлы в продвижении
На этапе продвижения вложения уже, конечно, понадобились. В качестве канала мы выбрали Facebook ads. Решили, что на старте этого будет более чем достаточно, так как там более отлаженные алгоритмы и большие охваты. Да и наша целевая аудитория находится в основном в этом канале.
Первым делом мы выявили показатели эффективности для каждого этапа воронки, разработали пессимистичный и оптимистичный вариант развития событий. Для сегментирования использовали look-alike аудитории (аудиторию, похожую на ЦА по поведению и другим характеристикам), брали накопленные за время работы базы и делали таргет по похожим людям.
Во втором потоке масштабировали полученный результат и собирали сегменты, на основе тех людей из первого потока. На работу с look-alike аудиторией мы тратили 70% нашего бюджета на рекламу.
Для каждого запуска креативов мы готовили коммуникационную карту, где отражали основные боли и триггеры клиентов. На тот момент у нас ещё не было ретроспективы на аудитории, поэтому и посылы делали более общими. Уже в следующих потоках мы стали создавать более точечные креативы, основываясь на результатах исследования тех, кто купил продукт. Мы тестировали разные форматы и посылы, а удачные варианты затем масштабировали.
Но были и фейлы. Как-то мы создавали тестовую кампанию, где пробовали использовать лид-форму на холодную аудиторию и таргетинг по интересам. В результате получили огромное количество лидов, но с низким CR (Conversion rate) и с адски высокой стоимостью клика — 90 000 рублей. Заявки люди оставляли, но не совсем понимали для чего, поэтому, когда сейлзы им перезванивали, то большинство оказывались нецелевыми. Мы потратили кучу денег на рекламу, слили время отдела продаж и получили минимальный результат.
Как пандемия заставила чаще напоминать о себе
В 2019 году, когда мы только запускались, онлайн-образование уже активно развивалось. Каждый день появлялся человек, который решал запустить свой курс, поэтому на рынке было много случайных людей и странных школ. Но ситуация с коронавирусом ускорила развитие рынка EdTech, а самоизоляция сформировала новые привычки — потребители стали более избирательны, а время, необходимое для принятия решения о покупке, увеличилось.
Мы почувствовали это, анализируя результаты рекламных кампаний. Теперь нам приходится чаще напоминать о себе, требуется больше аргументов и касаний с продуктом.
Как раздали бесплатных курсов на 15 млн рублей
Если говорить о рынке в целом, то во время коронавируса многие компании сократили свои бюджеты на рекламу, стали меньше таргетироваться, поэтому упал CPC (Cost-Per-Click — цена за клик). Мы этим воспользовались и масштабировались, что и способствовало нашему росту в период пандемии. Это отличный момент для рывка вперед при грамотном вложении в рекламу.
Одним из таких вложений стала наша акция для поддержки людей, которые потеряли работу из-за пандемии. За каждый купленный курс мы открывали доступ для двух студентов бесплатно. Так мы раздали курсов на общую сумму 15 миллионов рублей. И не пожалели: акция вызвала отличный отклик в соцсетях и сильно увеличила конверсию в заказы. На таргетированную рекламу ушло около 20 000 рублей, а взамен получили множество хороших отзывов и охват более 200 000 людей.
Как выделиться, но сохранить качество
В этом году вместе с ростом образовательных продуктов увеличилось и количество инфоцыган. Но я делаю ставку на победу школ с качественным подходом, которые постепенно вытеснят продукты без какой-либо практической ценности. Полностью от них, конечно, не избавиться, но люди уже стали более избирательны.
Почему это так? Учитывая быстрые изменения в digital-среде, контент образовательной программы должен постоянно обновляться, а для этого нужна целая команда. А у инфоцыган так не принято: у них надо, чтобы дешево и надолго. Мы же в Qmarketing не перестаем следить за рынком, так как работаем в нем и видим все тренды первыми, чувствуем их на себе, и сразу же внедряем. Недавно, например, мы обновили программу на 10 блоков сразу, добавив TikTok, SEO, Яндекс.Дзен, личный бренд, медийную рекламу и programmatic-маркетинг.
И над обновлением работала большая команда профессионалов, которым нужно платить зарплату, а это уже не маленькие расходы. Люди, которые приобрели курс, не хотят долго ждать, пока им ответят, дадут доступ к материалу, проверят домашку. Качественная работа с учениками требует много денег, времени и ресурсов.
Зачем брали заем
На старте мы не вкладывали денег, потому что хотели проверить: нужен ли людям сам продукт — наши знания. Гипотеза подтвердилась — наше обучение востребовано. Теперь мы смело расширяемся и все заработанное вкладываем в развитие, поэтому нам и потребовался заем.
Первый мы взяли в Потоке не так давно: буквально в ноябре.
В агентстве Qmarketing мы уже работали с «Потоком», так что тариф для нас был чуть ниже, как для проверенных заемщиков. Дело в том, что инвесторы приходят охотнее, когда знают, что ты не нарушаешь сроки платежей и в целом ведешь крепкий и понятный бизнес.
В бизнесе вообще очень важно не просто вкладываться, но и делать это вовремя. 2020 и 2021 год — максимально выгодное время для онлайн-образования, когда нужно по максимуму развивать свой бизнес и не жалеть вкладывать в него времени и денег. Я уверен, что с учетом хорошего продукта, результат не заставит себя ждать и все вложенное вернется с гораздо большим оборотом.
Понимая это, мы активно расширяем команду. На данный момент в Qmarketing Aacademy уже около 50 сотрудников, но мы не планируем останавливаться: прямо сейчас мы ищем продавцов, таргетолога, комьюнити-менеджера и многих других специалистов. Они будут помогать развивать новые направления, так как теперь мы учим не только интернет-маркетологов, но и digital-дизайнеров.
Наша цель — выйти на выручку 600 млн в следующем году, но главное
сделать это не в ущерб качеству, а стать лучшей школой, которая учит digital-профессиям в России. Да и не только в России, в наших глобальных планах выйти на зарубежный рынок.
Все резко поняли, что добывать золото тяжко и муторно. Давайте дружно втюхивать лопаты.
Это оценочное суждение, которое ошибочно сразу в двух местах:
1) Инвесторы позволяли бесконтрольно сжигать бабло на маркетинг - это не так, можете спросить у Add Venture (нашего основного инвестора).
2) Я открыл агентство после того, как перестал быть директором по маркетингу в Qlean, про это есть статья на VC
Там не все косты - они были глубоко убыточными все время как получили инвесторские деньги. Насчет "перформанса" маркетинга: посмотрите СимиларВеб Про, я уже давно отключился от этого рынка и не помню точно момент, но там на графике видно, как инвесторы сказали "хватит жечь бабло в маркетинге" и траф упал катастрофически.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/21/742478-qlean-addventure
Венчурный фонд AddVenture инвестировал $4,5 млн в онлайн-сервис уборки квартир Qlean, сообщили представитель компании и управляющий директор фонда Максим Медведев.
Фонд уже дважды вкладывался в стартап: в марте 2015 г. в сервис вложили $1,2 млн, в марте 2016 г. – $3,5 млн, получив оценку в $14,5 млн, говорит совладелец Qlean Артем Ишонин. Сейчас он оценивает сервис не ниже $50 млн. Медведев более оптимистичен: его оценка достигает $80 млн.
Сами решите насколько это гуру, если дорасти до 50К юников в месяц потребовалось 10М ЮСД денег :)
А что у них спрашивать-то - Макс вас и менеджил практически в ручном режиме. Что, мне кажется, было далеко не последним фактором в том, что все было так печально - одно дело инвесторам красивые истории рассказывать, и совсем другое - управлять операционной компанией. Но Вы правы, слово "бесконтрольно" действительно неверное, его надо заменить на "бессмысленно".
Т.е. вы утверждаете публично, что в первые 2 года работы компании Макс менеджерил управление трафиком и закупка его была неэффективной?))) Мб позовем Макса в комменты, чтобы публично доказать, что вы пиздобол?
До лета 2019го в группах Кулина и в ВК и ФБ был регулярный постинг - минимум раз в неделю. Но за 2020й год в ВК два поста - 3 апреля и 26 марта, а предыдущие - за 2019й год. В ФБ с середины лета 2019 никаких постов нет. Т.е. уже полтора года все лежит мертвое, может просветите нас, что ж случилось с Кулином? :)
1. Посты прекратились в конце весны 2019го - до пандемии еще целыц год был.
2. Не несите бред - всем на рынке известно, что такое был Qlean. Как Вы изволили написать ниже:
KPI маркетолога - это стоимость привлечения клиентов и их количество. Все остальное - субъективизм и балабольство
Вы ровно так и действовали, как говорите: сжигали инвесторское бабло на маркетинге уходя в минуса по юнит-экономике и, самое главное, имели просто никакую возвратность клиентов. А посколько клиенты не возвращались, то чтобы показывать хоть какой-то трэкшен, сжигать бабла в маркетинге приходилось все больше и больше. В 19м просто текущих инвесторов это окончательно достало, а никому другому это нафик не сдалось - уже всем стало ясно, что "место тут проклятое". Потратили многие годы, чужое бабло съели, но бизнеса так и не построили.
Ребят, не знаю почему, но у меня какой то лютый негатив вызывает ваша реклама на ютубе, ее адски много и желания покупать ваши курсы вот вообще не вызывает.
Вся суть: пофиг на репутацию, нам бы лидов подешевле! [facepalm]
я не вижу ущерба для репутации от звонков робота, а лиды вижу у себя в ROISTAT. facepalm
А они к вам и не пойдут, мы учим людей делать, выводы, основываясь на цифрах, а не на субъективизме комментатора на VC лол
А ВОТ И ЗАМЕТКА ПРО НАШЕГО МАЛЬЧИ... То есть инфоцыганскую богадельню QMarketing в том числе - https://vc.ru/marketing/194281-chto-posmotret-pro-marketing-v-b2b-obzor-dokladov-v-russkom-segmente-youtube - с детальным разбором чему именно учит Роман Кумар Виас.
Это хейт-разбор короткого видео с конфы на ютубе)) у вас очень много свободного времени, судя по всему
Помню вэбинар на тему их выхода на международный рынок, разложили всю кухню и инструменты как есть, отличный контент. Интересно, какова судьба того направления ) Респект за открытость и успехов!
Большое спасибо, вам тоже успехов! Скоро будет еще много контента по западным и азиатским рынкам
Увидела «Привет, это снова Ольга» под фоткой бородатого мужика, вздрогнула и сама устыдилась: ну Ольга и Ольга, она так себя чувствует, не мое дело. Ан нет, не Ольга все-таки. После фразы, что после их обучения джуниор становится синиором вздрогнула второй раз. Что ж это за синиор такой, которому одного курса достаточно, чтобы стать синиором из джуна... И устыдилась: ну синиор и синиор, он так себя чувствует. Ну да, не синиор ни хрена, но это же не мое дело.
вы с дубу рухнули или что. по-вашему, нуб может просто пройти обучение и стать сениором? сениорами становятся за 2-3 года практики на нескольких десятках проектов, а не после курсов и внутреннего обучения. не несите чушь.
Очередные впаривальщики лажи, чудо обучения после котрого вы будете сидеть дома с малышом и зашибать по 20к в месяц.
Жду минусов от новорегов:))
Наша ошибка, меняли дизайн сайта в очередной раз в ходе а/б теста и пропала надпись. Извините и спасибо вам большое, что заметили. Продолжительность курса 6 месяцев, занятия 3 раза в неделю.
Открытый диод
Спасибо за информацию. Хотел спросить это у менеджера в форме "задавания вопросов" на сайте, но эта форма требует слишком много обязательных полей для ввода :)
это называется лидогенерациия, jivochat дает достаточный прирост в конверсии, проверено a/b тестами не раз
Сколько хейтеров)) по мне Кумар делает правильный акцент на качестве контента. Смотрел курс - бесплатно скинул друг. Где и как он зарабатывал раньше неважно, точно также как и способы привлечения клиентов. Главное, что он несёт в массы. Удачи в твоём проекте!
бесячий робот звонит мне, дважды говорит «ало ало! это кумаркетинг!» отбило все желание
Извините, что достали вас звонками. Если скинете в любую соц. сеть в личку ваш номер телефона, отключим вас из всех рассылок. Обзвон роботов дает очень хороший ROI при минимальных затратах, поэтому его включаем постоянно по базе лидов.
спасибо, что сами признались в том, что вам насрать на клиентов и что вас волнует только рои без вложений человеко-ресурсов.
Так мы раздали курсов на общую сумму 15 миллионов рублей.
Ну да) тут некоторые лэдинг.чуть ли не на WP за 1,3 продать)))
Всегда удивляло, зачем идти в сектора, где конкуренция довольно высока, ведь нужен будет не только продукт, но и маркетинг с большим бюджетом, или очень талантливый маркетолог с бюджетом по-меньше ))
Мы отлично себя чувствуем, даже конкурируя с гигантами. Мое видение - хороший и качественный контент победит в итоге, вне зависимости от бюджетов в образовании.
как задолбали эти цыгане - учитесь у нормальных ребят, кто работает руками! и отдельно по каждому направлению!
Мы как раз работаем руками и учим, в этом наше отличие от большинства игроков на рынке, кто предлагает обучение.
А можно данных этих ребят? Которые работают руками? Мне допустис нужно Google ads
qmrktng.com - вот сайт агентства Qmarketing. Если у ребят есть емкость сейчас, помогут с google ads.
"А у инфоцыган так не принято: у них надо, чтобы дешево и надолго."
Это основное отличие от инфоцыган? Вроде они все тоже сейчас на трендах и быстрых изменениях. кто вообще этот инфоцыган от которого вы отличаетесь?
Не верю в 20 млн выручки в месяц с их курсов. Это 1000 учеников в месяц.
На лендинге указано про 19 млн рекламного бюджета под управлением агентства за последний месяц.
Может быть 20 млн это вместе с 19 млн рекламного бюджета?
Скоро мы опубликуем новость про раунд и поделимся тут же на VC нашими цифрами по месяцам, stay tuned.
Комментарии