{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Дорогие коллеги, сделайте всю работу за меня!». 5 рабочих правил деловой переписки

5 базовых правил деловой переписки, которые помогут вам увереннее коммуницировать с коллегами, всегда добиваться цели общения и никого не раздражать.

Правило 1: позаботьтесь о собеседнике

Если бы можно было выделить одно самое главное правило, это было бы оно: «заботьтесь о собеседнике и уважайте его». Можно не думать над тональностью, не подбирать время — просто уважать, а остальное получится само.

Понятие «уважение к собеседнику» включает в себя много подправил деловой переписки. Вот самые главные.

Расставляйте ссылки

Представьте: Василий Петрович едет в поезде метро на деловую встречу. Ему на почту приходит письмо от Анны из агентства-подрядчика, которое настраивает контент-маркетинг для бизнеса Василия Петровича.

«Боже мой! — думает Василий Петрович. — Это мне сейчас надо будет отыскать где-то в переписке ссылки на рубрикатор, долистать до 5-го слайда, найти там эту строчку и что-то подумать». Естественно, Василий Петрович ничего подобного, особенно в метро, делать не будет, его эта задача раздражает. Он отложит её на вечер, вечером про неё забудет, и коммуникация застопорится.

Но это ещё ладно, не проблема — с мискоммуникацией можно разобраться. Настоящая проблема вот в чём: теперь Василия Петровича раздражает Анна — она отвлекает его от рабочих задач и своими письмами скорее создаёт трудности, чем их разрешает.

Нельзя заставлять собеседника что-то искать. Если у вас нет ссылок на нужные документы, запросите их, как сделал бы собеседник — решите за него проблему так, чтобы он смог максимально легко и комфортно ответить.

Иногда даже никакие ссылки не нужны: если хотите, чтобы собеседник посмотрел «какую-то пятую строчку рубрикатора» — кидайте сразу строчку, не создавайте сложностей.

Структурируйте письмо

Предположим, всё та же Анна пишет Василию Петровичу со своими проблемами. Письмо выглядит так:

И как на это отвечать? От письма веет потоком сознания — не ясно, за что уцепиться, что разрешать первым. Чтобы ответить, нужно приложить мыслительные усилия: расчленить абзацы, подумать, что именно требуется сделать, самостоятельно структурировать свой ответ.

Это сложно, это раздражает, этого делать не хочется. В следующий раз, когда Анна напишет Павлу Петровичу, он заранее подумает: «это опять та самая Аня из маркетингового отдела, сейчас мне надо будет 40 минут кумекать над ответом для неё — меня это бесит». Наверное, Анна такого эффекта не ожидает.

Чтобы не оказаться на месте Анны, достаточно структурировать письмо за собеседника — подумать, как и в каком порядке он будет отвечать, прийти к нему с оформленными требованиями, на которые можно быстро и лаконично ответить:

Иногда имеет смысл написать не одно письмо, а несколько — чтобы у вас было несколько веток переписки по каждой проблеме. Тогда можно легко отследить, что и где происходит.

Отдельно проследите за заголовком — он должен отражать суть происходящего в статье. Так адресат сможет быстро его найти, если потребуется, и правильно маркировать, если пользуется ярлыками.

Не заставляйте скачивать

Снова Василий Петрович. Снова Анна. Снова письмо из агентства:

Это точно перебор. Чтобы открыть видео, которое скинула Анна, нужно скачать архив, потратить интернет-трафик, подождать минут пять, забить память устройства, посмотреть, что же там такое (если есть архиватор на устройстве), и в итоге ответить что-то типа: «да, всё ок, запускайте».

Анна могла сжать видеофайл и залить его на Google-диск, чтобы открывался по ссылке. Анна могла загрузить его на свой Youtube. Она в конце концов могла вырезать оттуда спорный момент и кинуть сразу его, не заставляя Василия Петровича совершать лишние телодвижения. Но для этого Анне надо было поработать самой. Она поленилась — и теперь заказчик её ненавидит.

Правило 2: обсуждайте условия коммуникации

Мы в агентстве генерально списываемся с большинством заказчиков раз в неделю. Если вносим какие-то правки — тоже пишем. Если есть замечания и вопросы — отвечаем максимально быстро. И всегда об этом говорим на берегу: «коммуникация устроена вот так-то, если вам не нравится, давайте обсудим».

Если этого не сделать, если заранее не очертить рамки и не обсудить коммуникацию с заказчиком, начинаются проблемы: «а вот мне уже два дня не пишут, это они за мои деньги ленятся?» Или наоборот: «Чего они мне так часто пишут? Я им плачу, чтобы они решали проблемы, а не создавали их!».

Где нет договорённости — там всегда неопределённость. А неопределённость каждая сторона может трактовать в свою пользу.

Ещё один важный момент — ограничения, которые есть у сторон. Можно ли писать на выходных? Во сколько это лучше делать? Кому писать по этим вопросам, а кому — по тем?

Каждый сотрудник компании заказчика живёт в своём мире, где что-то можно, а что-то нельзя — и если в эти рамки не попасть, собеседник будет разражаться. Мы-то даже не знали, что писать в 12 утра в понедельник неприемлемо — а клиент на той стороне бесится, ему без разницы.

Когда я только начинал работать редактором на проектах несколько лет назад, мне казалось нормой писать и по выходным, и по ночам. Я сам был не против таких писем — думал, что у других так же.

Оказалось, нет: если я пишу в 2 часа ночи в субботу, меня нельзя проигнорировать — нужно отвечать, потому что так вежливо. А отвечать — это значит возвращаться, пусть и на пару минут, в рабочий процесс: вспоминать, что там вообще творится, разбираться, чего я хочу.

В итоге дошло до того, что главред после пары ночных писем отключила уведомления на мои сообщения в Telegram. Теперь я мог писать когда угодно, но и ответа дожидался по полдня. ¯\_(ツ)_/¯

Правило 3: пишите понятно и уважительно

Никакая забота о собеседнике не поможет, если написано непонятно. Возможно, некоторым людям из государственных корпораций приятно читать страшную канцелярщину — пожалуйста. Но большинство коллег это будет только раздражать.

Снова нужно разбираться, вникать в суть слов. Если клиент не разбирается в маркетинге, ему даже придётся что-то гуглить и изучать: CPM и CPC, какие значения считаются нормальными, а какие — ненормальными, чего вообще от него хотят.

Гораздо удобнее — ответить на что-то простое:

Просто так взять и написать понятно — это сложно, особенно если вы по профессии с текстами не работаете. Попробуйте пропустить свой текст через сервис «Главред». Если удастся разогнать своё письмо до 7–8 баллов — уже хорошо.

Ещё один важный пункт — писать уважительно и тактично. Многие люди, попадая на высокую корпоративную или партнёрскую позицию, начинают выдавать что-то подобное:

На такое не хочется отвечать — всё написано приказным тоном, грубо и агрессивно. Почему ASAP? Откуда такие смелость и наглость?

Даже если человек по другую сторону экрана обязан ответить, он запомнит этот случай. И подставит в будущем. Или намеренно завалит проект. Да мало ли, что он сделает — если сильно захочет, точно найдёт, чем ответить.

Правило 4: звоните, когда пахнет жареным

Письмо — это не только про слова, но и про то, каким голосом собеседник эти слова прочитает у себя в голове. Давайте посмотрим на пример:

Кому-то может показаться, что всё нормально: Никита сорвал сроки, и заказчик пишет, чтобы выяснить суть проблемы. Другие могут подумать, что как-то грубовато написано. Например, формулировка «В чём проблема?» очень даже претенциозная. Может быть, хамская — зависит от точки зрения. Никита — среди тех, кого такое оскорбляет

Теперь оскорблены уже все: и Никита, который обиделся от первого письма, и Антон, которому так агрессивно ответили. Если сейчас срочно не созвониться, может случиться серьёзный конфликт: стороны начнут перекидываться оскорблениями и обязательствами. Работа встанет.

Поэтому, как только вы чувствуете, что собеседник на том конце провода накаляется, нужно выруливать на разговор. Там уже нет неопределённости — не нужно додумывать за собеседника тон, которым он что-то написал. Достаточно просто его послушать. Тогда бы и Никита понял — никто его оскорбить не хотел, и Антон догадался — написано как-то грубовато.

Правило 5: не пишите, когда можно не писать

Рабочая коммуникация должна быть лаконичной и сдержанной. Коллеги — это коллеги: не друзья, не родственники, не приятели. Они не получают удовольствие от общения друг с другом — они в первую очередь выполняют трудовую задачу. А потом уже всё остальное.

Поэтому что-то подобное писать не стоит:

У Артёма и так вся почта забита рабочими сообщениями, а тут ещё кошка. Ладно бы по делу, но это ведь просто инфомусор. Такие сообщения лучше кидать где-то в приватных социальных сетях и в нерабочее время, чтобы шутка не смешалась с рабочей информацией.

Бесконечные согласования — тоже один из жанров писем ни о чём:

Если «больше инфы — вечером», то зачем это сообщение сейчас? У Артёма таких писем на почте, быть может, штук 20 — ему моментально плохеет от одного только звука уведомления. А тут ещё одно сообщение — совсем бесполезное.

Если вы не договаривались с коллегой списываться по каждому поводу, не надоедайте. Пишите только по делу.

Есть что посмотреть? — Написали.

Думаете, скоро будет, что посмотреть? — Писать пока рано.

Резюме

Правил переписки много — все из них даже в виде конкретных действий оформить сложно. Сколько в жизни коммуникационных ситуаций — столько же разных способов написать плохо.

Чтобы не носиться с каждым письмом собеседника и не ломать голову, следуйте пяти базовым принципам, которые мы обсудили — и тогда никаких проблем не будет.

  • Заранее договаривайтесь о правилах коммуникации.
  • Заботьтесь о собеседнике.
  • Уважайте собеседника.
  • Выходите на созвон, когда текстовая коммуникация «буксует».
  • Не пишите, когда можно не писать.
0
34 комментария
Написать комментарий...
Topre

Вы пишите об этом, а я постоянно сталкиваюсь с чем-то вроде этого:

Клиент: Выставьте счет на "товар" в кол-ве "штук"..

Я: Хорошо, уточните нужно ли включать доставку? До адреса? До терминала? 
Также напишите ФИО контактного лица и телефон получателя для транспортной компании.

Клиент: Да.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Это же классика :)

Ответить
Развернуть ветку
Yegor

— Привет! [...ждёт ответа]
— Привет. ["сука пакетируй сообщения свои; восстанавливай контекст для собеседника в первом предложении и спрашивай чё надо во втором кратко; расписывай подробно с третьего, если совсем прижало; и на созвон зови только если чат затягивается"]

Поубивал бы.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Ну вот в переписке это убивает. Можно поздороваться и сразу суть выложить.

Ответить
Развернуть ветку
Банан
Мы заполнили форму договора. Ее нужно будет отсмотреть до понедельника

Как только вижу подобный стиль, сразу же стараюсь свести общение с таким собеседником до минимума. Я не стажер юротдела. Отсмотрите сами
Равно как "Выкупить нужно сегодня, а забрать можете до понедельника". Спасибо, выкуплю где нибудь еще
В общем, не стоит использовать профессиональный сленг продажников в коммуникации с клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Банан

Ну бухгалтерия хотя бы не просит об этом внешних контрагентов.
Было бы интересно получить письмо "Во вложении акт сверки, открыжьте до понедельника"

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

А как нужно написать было?

Ответить
Развернуть ветку
Банан

"Подготовила для Вас договор", "Во вложении договор", "Посмотрите пожалуйста договор". Но никак не "отсмотреть" и без такой грубой формулировки "нужно до понедельника".
Ответ будет - "Вам нужно, вы и отсмотрите".

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Непонятен контекст. Вы не сторона договора, вам все равно, что там написано? Кто кому пишет?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горький

А обязательно писать все эти безумные "Спасибо !" и "Хорошего дня !" ?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Дно всегда должно быть хорошим, иногда двойным. )

Иногда нужно, когда вам помогли. Это элемент "поглаживания" и развития отношений. Правило хорошего тона. Адекватному человеку приятно будет.

Ответить
Развернуть ветку
ELENA BELKA

Как вы считаете, здороваться в письме обязательно? Если это не сделать, это признак дурного тона?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ivanov

Речь не о том, здороваться или нет. А бесят коллеги, которые вместо того, чтобы написать

"Привет, у нас с клиентом XXX будет звонок на тему YYY, ты нужен на звонке, тебе удобного сегодня или завтра"

пишут что-то

Привет
... (ждут от тебя ответа)
Ты помнишь такого клиента как ....
... (ждут от тебя ответа)
Нам с ним нужно поговорить
... (ждут от тебя ответа)
Тебе удобного сегодня или завтра"

А равно также бесят еще кто пишет

Привет (первое сообщение в чат)
Ты помнишь такого клиента как .... ( второе сообщение через секунду)
Нам с ним нужно поговорить ( еще одно)
Тебе удобного сегодня или завтра (и четвертое письмо за 2 секунды)

Ответить
Развернуть ветку
Яков Иванов
Автор

Опять опускаемся в детали.

Главное в письме — забота о собеседнике. А поздороваетесь вы или нет — это уже не так важно:

а) Если я вижу, что письмо написано хорошо, и мне легко на него ответить — мне не важно, поздоровались там или нет.

б) Если я вижу, что письмо написано плохо и на отвали — обо мне не позаботились, просто вывалили кучу инфы на голову — никакие приветствия не помогут.

В общем, не важно. Я иногда здороваюсь, иногда забываю — по настроению

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В мессанджере, если давно не общались, то желательно. Если идёт переписка каждый день, то смысла нет. В почте также обычно в первом письме можно поздороваться.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Nikolaenko

Про последний пункт весьма спорно. Синхронизация ожиданий по срокам это правда важно, особенно если заказчик ждет свою задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Иванов
Автор

Соглашусь, момент шероховатый. Мне кажется, синхронизировать ожидания нужно:

а) Если вы договорились их синхронизировать.
б) Если вы вообще не договорились о сроках, когда ставили задачу.

В остальных случаях — под вопросом, может раздражать. А вообще — это ведь все очень индивидуально, универсальных правил нет.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Татаринцева

Хз, мне удобнее, чтобы заказчик предупредил заранее, что они планируют новый проект или задачу, а не сразу сваливался со всеми вводными и ТЗ, ещё и с криками: "Это срочно, мы и так это долго согласовывали, теперь надо быстро сделать!!!". Лучше я заранее буду знать, что возможно на следующей неделе возникнет задача и смогу более гибко планировать время. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Яков Иванов
Автор

Перед словом «если» запятая должна стоять =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lisette

Бесит еще, когда тебя используют как свою записную книжку. Обычно в рабочих месседжерах пишут в нерабочее время: "Пишу сейчас, чтобы не забыть" и дальше что-то абсолютно не срочное. И если вдруг прочитаешь это в нерабочее время, то уже тебе надо позаботиться о том, чтобы не забыть ответить.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 И если вдруг прочитаешь это в нерабочее время

Уходя с работы - уходите! 

Ответить
Развернуть ветку
Lisette

Добрый день.

Спасибо за ценный совет!

Хорошего дня!

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Рад был пообщаться! Хорошего дня! :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В письме всегда пишите суть того, что вы хотите получить от человека. Если это первое письмо, то давайте ссылки на то, что вам нужно. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Яков Иванов
Автор

Да, это тоже в тему.
Спасибо за содержательное дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Рогова

Когда нет времени, действительно, о какой переписке идёт речь? набрал и поговорил

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Истомин

На счёт сокращений согласен на сто процентов. Когда ты профи в своей отрасли нужно понимать что собеседник профи в своей но нуб в твоей отрасли, и в ответ на его сокращения которые понятны его отделу хочется в ответ накидать свои сокращения чтобы также ломал голову.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Балцат

По делу.
Читаю «Пиши сокращай» и «Ясно, понятно» Ильяхова. Истины везде одни.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Эка ж секрет Полишинеля. )

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда