{"id":5246,"title":"\u0414\u0438\u0432\u0430\u043d, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0437\u0451\u0442 \u0432\u0430\u0441 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=5246&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/273080-kover-samolet-i-divanomobil-kak-inzhenery-prevrashchayut-obychnye-predmety-v-skazochnye&hash=078e365dd4ce0ced12e3f2c7e78738ef07048c65198cbca10c0aeaa8046ed434","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Irene L

Темные паттерны и уловки в мобильных приложениях

В марте этого года в Калифорнии приняли законопроект, который запрещает использование "темных паттернов" в интерфейсе и тем самым выводит это понятие в правовое поле. Вместе с Adapty, сервисом для трекинга и аналитики подписок, мы разобрали самые «популярные» уловки разработчиков в мобильных приложениях.

Понятие "темный паттерн" придумал Гарри Бригнал в далеком 2010 году для обозначения уловок в продуктах, которые вынуждают пользователя вести себя не так, как ему самому бы хотелось — например, склоняют к покупке или регистрации. Он также выделил 12 типов таких паттернов — от лишнего товара в корзине до подписок, отменить которые можно только по понедельникам високосного года.

Запрещаемые темные паттерны

К счастью, в мобильных продуктах почти не встречаются такие агрессивные типы темных паттернов, во многом благодаря политикам магазинов приложений, запрещающим вводить в заблуждение пользователей на этапах оплаты или при запросе доступа к пользовательским данным.

Темные паттерны, на которые ревьюеры пока еще смотрят сквозь пальцы — это "приманка и подмена" (bait and switch) и "введение в заблуждение" (misdirection).

Примеры использования надписей "Далее" на кнопках пейволла

Misdirection - это дизайн, который фокусирует ваше внимание на каком-то объекте, чтобы отвлечь от нежелательного (для владельцев продукта) выбора. Раньше он использовался очень активно для того, чтобы отвести внимание от цены продукта — её писали очень мелко рядом с кнопкой на пейволле или подсвечивали дробную стоимость (за месяц или неделю, например), а не полную цену, которую придется заплатить.

Примеры использования misdirection

Сейчас использование этих паттернов встречается всё реже, потому что в последний год-полтора Apple запрещает таким образом манипулировать ценой — она должна быть указана в полном размере четко и крупно. Также вы ситуативно можете получить реджект версии и за "Продолжить" на кнопке пейволла.

Более того, на WWDC 2021 Apple рассказали, что дадут возможность разработчикам подавать жалобы на нарушение гайдлайнов другими приложениями, поэтому использование темных паттернов будет выявляться и наказываться еще быстрее.

Разрешенные уловки и манипуляции

Но это не значит, что продукты отказываются от других уловок для повышения конверсии в покупку — тех, что основаны на наших паттернах поведения и когнитивных искажениях.

Пока прямого запрета на их использование в гайдлайнах магазинов нет — в конце концов, это не «введение в заблуждение» в прямом смысле. Поэтому каждый разработчик решает сам, применять их или нет в своем продукте и в каком количестве.

Три самых популярных способа влияния на пользователя — это дефицит, якорение и социальное доказательство.

Влияние дефицита мы все ощущали на себе — сюда относятся все предложения с ограничением по времени, которые пришли в мобайл из оффлайна и веба.

Упущенная выгода хуже убытков, поэтому возможности рассматриваются как более ценные, если их доступность ограничена.

Довольно классическая, уже даже избитая уловка, не теряющая своей эффективности.

Примеры использования дефицита

К якорению относятся все манипуляции, связанные с ценой: можно, например, добавить очень дорогую покупку полной версии приложения для более яркого контраста с подписками или задрать цену за месяц, чтобы год выглядел более привлекательно (пересчет стоимости в месяцах тут будет обязателен).

Примеры использования якорения

Принцип социального доказательства гласит, что в условиях неопределенности мы смотрим на то, как действуют другие люди, чтобы принять решение, и чем больше мы соотносим себя с этими «другими», тем сильнее они влияют на нас.

Благодаря этому принципу на пейволлах появились звездочки рейтинга, причем даже необязательно указывать, что это рейтинг приложения или чья-то оценка — сработает и простое размещение звезд.

 Примеры использования звезд рейтинга

Еще лучше будут работать непосредственно отзывы пользователей.

Примеры использования отзывов пользователей

Иногда этот принцип используется еще более явно — и продукт прямо говорит «делай так, потому что все остальные так делают». Примеры можно встретить в запросах на разрешение уведомлений...

Примеры использования опыта других людей

… или на пейволлах в виде бейджа «Самый популярный» на плане, выбранным по дефолту.

Это всего лишь три способа из тех, с которыми я сталкивалась чаще всего по ходу работы с мобильными продуктами, но их комбинаций и вариаций намного больше, и каждый день возникают новые (больше примеров вы можете найти в моем Telegram канале Pimp My Paywall). Часть из них — безобидные (если у вашего приложения действительно хорошая оценка, почему бы об этом не сказать?), а часть использует нашу природную невнимательность и когнитивные искажения и, вполне вероятно, когда-то тоже могут быть запрещены.

Каждый продукт — уникален, и конкретно в вашем приложении тот или иной способ может работать прекрасно, а может не работать совсем. В любом случае эксперименты с пейволлами, такие как изменения продуктов, цен, изображений, текстов и т.д. — важнейшая часть для оптимизации бизнеса. Критическое значение имеет скорость итераций и точность измерений, и в Adapty проводить эксперименты с пейволлом и измерять эффект можно без релиза приложения, прямо налету, мгновенно.

Было бы интересно узнать, как вы относитесь к таким приемам, используете ли их и работают ли они у вас в продукте. Приглашаю к обсуждению в комментариях.

{ "author_name": "Irene L", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 60, "favorites": 127, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 259333, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Jun 2021 14:46:54 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Спасибо за статью! 

Ответить
5

Это инструкция что-ли по тёмным паттернам?

Ответить
0

Нет, применить полученные знания по темным паттернам вам вряд ли удастся - они запрещены и, скорее всего, вы получите реджект версии при попытке их активно использовать. 

А вот в приемах вроде распродаж и социального доказательства по сути нет ничего плохого и никакого прямого обмана, и их использование остается на ваше усмотрение.

Ответить
2

Слава сторам, что нас оберегают от темных паттернов!

Ответить
1

🔥Очень крутая статья! Спасибо!

Ответить
1

В яндексе такие уловки

Ответить
0

Хороший учебник )

Ответить
0

Спасибо за интересную и полезную информацию))) 👍
Теперь буду лучше вчитываться в отзывы и критичнее смотреть на звёздочки всякие. 🤕😅

Ответить
Читать все 8 комментариев
Wildberries: резкое падение качества работы
Apple начнёт локально проверять фото на iPhone на предмет жестокого обращения с детьми — FT Статьи редакции

Сперва функцию внедрят в США, утверждают источники.

Mail.ru Group представила новую концепцию устойчивого развития

Борьба с пластиком и со спекулянтами, сотни онлайн-курсов и миллионы долларов на поиск уязвимостей, гендерный баланс и благотворительность: в отчете по ESG рассказываем, что сделали для устойчивого развития в 2020 — и что планируем дальше.

Отдам читателям vc.ru бесплатно SaaS- и другие сервисы с исходниками

Друзья, привет! В своё время покупал для личного использования разные сервисы. Теперь решил раздать, может, кому-нибудь будут полезны.

Как я размещался на маркетплейсах для программистов и что из этого вышло

Меня зовут Виталий, я программист и предприниматель. Или предприниматель и программист. Делюсь историей о том, как я пытался выйти на международный рынок с небольшим IT-продуктом через маркетплейсы, и что из этого получилось.

Авторы «Южного парка» заключили одну из крупнейших сделок в истории ТВ и получат $900 млн за 14 фильмов и шесть сезонов Статьи редакции

Трей Паркер и Мэтт Стоун также получили 50% прав на показ мультсериала в онлайн-сервисах, их доля — больше $1 млрд.

Трудоголизм: причины
Как «Яндекс-Маркет» надувает с баллами за покупки

Заказ № 52746907 был получен и оплачен 09.07.2021. После чего, 10.07.2021 Яндекс-Маркет отменяет заказ и списывает начисленные за него баллы (включая приветственные 500).

Очень страшный август

Дмитрий Космодемьянский, управляющий активами УК "Открытие"

Карта «120 дней»: почему это выгодно

Еще каких-то 5-7 лет назад большинство россиян использовали дебетовые карты, чтобы снять с них наличность в день получения аванса и зарплаты, а кредитными старались не пользоваться вовсе.

Эксперимент: выбрать квартиру в другом городе с помощью 3D-тура

«Ирония судьбы» научила нас: все новые дома похожи друг на друга — а значит, имея представление о новостройках в одном городе, можно сделать вывод и о домах в другом. Для этого теперь даже не нужен билет на поезд или самолёт: прогуляться по квартирам в новостройках можно с 3D-туром на сайте «Циан».

null