{"id":4878,"title":"\u0410\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0441 \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u044b\u043c \u043f\u043e\u0434\u0445\u043e\u0434\u043e\u043c","url":"\/redirect?component=advertising&id=4878&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/266963-delat-biznes-po-nauke-onlayn-magistratura-dlya-cifrovyh-predprinimateley&hash=8a70f638df48ae5acbea4b8a1b800f44fe1e713e54a9afdcf263ef3f8e65eb4e","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Irene L

Темные паттерны и уловки в мобильных приложениях

В марте этого года в Калифорнии приняли законопроект, который запрещает использование "темных паттернов" в интерфейсе и тем самым выводит это понятие в правовое поле. Вместе с Adapty, сервисом для трекинга и аналитики подписок, мы разобрали самые «популярные» уловки разработчиков в мобильных приложениях.

Понятие "темный паттерн" придумал Гарри Бригнал в далеком 2010 году для обозначения уловок в продуктах, которые вынуждают пользователя вести себя не так, как ему самому бы хотелось — например, склоняют к покупке или регистрации. Он также выделил 12 типов таких паттернов — от лишнего товара в корзине до подписок, отменить которые можно только по понедельникам високосного года.

Запрещаемые темные паттерны

К счастью, в мобильных продуктах почти не встречаются такие агрессивные типы темных паттернов, во многом благодаря политикам магазинов приложений, запрещающим вводить в заблуждение пользователей на этапах оплаты или при запросе доступа к пользовательским данным.

Темные паттерны, на которые ревьюеры пока еще смотрят сквозь пальцы — это "приманка и подмена" (bait and switch) и "введение в заблуждение" (misdirection).

Примеры использования надписей "Далее" на кнопках пейволла

Misdirection - это дизайн, который фокусирует ваше внимание на каком-то объекте, чтобы отвлечь от нежелательного (для владельцев продукта) выбора. Раньше он использовался очень активно для того, чтобы отвести внимание от цены продукта — её писали очень мелко рядом с кнопкой на пейволле или подсвечивали дробную стоимость (за месяц или неделю, например), а не полную цену, которую придется заплатить.

Примеры использования misdirection

Сейчас использование этих паттернов встречается всё реже, потому что в последний год-полтора Apple запрещает таким образом манипулировать ценой — она должна быть указана в полном размере четко и крупно. Также вы ситуативно можете получить реджект версии и за "Продолжить" на кнопке пейволла.

Более того, на WWDC 2021 Apple рассказали, что дадут возможность разработчикам подавать жалобы на нарушение гайдлайнов другими приложениями, поэтому использование темных паттернов будет выявляться и наказываться еще быстрее.

Разрешенные уловки и манипуляции

Но это не значит, что продукты отказываются от других уловок для повышения конверсии в покупку — тех, что основаны на наших паттернах поведения и когнитивных искажениях.

Пока прямого запрета на их использование в гайдлайнах магазинов нет — в конце концов, это не «введение в заблуждение» в прямом смысле. Поэтому каждый разработчик решает сам, применять их или нет в своем продукте и в каком количестве.

Три самых популярных способа влияния на пользователя — это дефицит, якорение и социальное доказательство.

Влияние дефицита мы все ощущали на себе — сюда относятся все предложения с ограничением по времени, которые пришли в мобайл из оффлайна и веба.

Упущенная выгода хуже убытков, поэтому возможности рассматриваются как более ценные, если их доступность ограничена.

Довольно классическая, уже даже избитая уловка, не теряющая своей эффективности.

Примеры использования дефицита

К якорению относятся все манипуляции, связанные с ценой: можно, например, добавить очень дорогую покупку полной версии приложения для более яркого контраста с подписками или задрать цену за месяц, чтобы год выглядел более привлекательно (пересчет стоимости в месяцах тут будет обязателен).

Примеры использования якорения

Принцип социального доказательства гласит, что в условиях неопределенности мы смотрим на то, как действуют другие люди, чтобы принять решение, и чем больше мы соотносим себя с этими «другими», тем сильнее они влияют на нас.

Благодаря этому принципу на пейволлах появились звездочки рейтинга, причем даже необязательно указывать, что это рейтинг приложения или чья-то оценка — сработает и простое размещение звезд.

 Примеры использования звезд рейтинга

Еще лучше будут работать непосредственно отзывы пользователей.

Примеры использования отзывов пользователей

Иногда этот принцип используется еще более явно — и продукт прямо говорит «делай так, потому что все остальные так делают». Примеры можно встретить в запросах на разрешение уведомлений...

Примеры использования опыта других людей

… или на пейволлах в виде бейджа «Самый популярный» на плане, выбранным по дефолту.

Это всего лишь три способа из тех, с которыми я сталкивалась чаще всего по ходу работы с мобильными продуктами, но их комбинаций и вариаций намного больше, и каждый день возникают новые (больше примеров вы можете найти в моем Telegram канале Pimp My Paywall). Часть из них — безобидные (если у вашего приложения действительно хорошая оценка, почему бы об этом не сказать?), а часть использует нашу природную невнимательность и когнитивные искажения и, вполне вероятно, когда-то тоже могут быть запрещены.

Каждый продукт — уникален, и конкретно в вашем приложении тот или иной способ может работать прекрасно, а может не работать совсем. В любом случае эксперименты с пейволлами, такие как изменения продуктов, цен, изображений, текстов и т.д. — важнейшая часть для оптимизации бизнеса. Критическое значение имеет скорость итераций и точность измерений, и в Adapty проводить эксперименты с пейволлом и измерять эффект можно без релиза приложения, прямо налету, мгновенно.

Было бы интересно узнать, как вы относитесь к таким приемам, используете ли их и работают ли они у вас в продукте. Приглашаю к обсуждению в комментариях.

{ "author_name": "Irene L", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 59, "favorites": 128, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 259333, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Jun 2021 14:46:54 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Спасибо за статью! 

Ответить
5

Это инструкция что-ли по тёмным паттернам?

Ответить
0

Нет, применить полученные знания по темным паттернам вам вряд ли удастся - они запрещены и, скорее всего, вы получите реджект версии при попытке их активно использовать. 

А вот в приемах вроде распродаж и социального доказательства по сути нет ничего плохого и никакого прямого обмана, и их использование остается на ваше усмотрение.

Ответить
2

Слава сторам, что нас оберегают от темных паттернов!

Ответить
1

🔥Очень крутая статья! Спасибо!

Ответить
1

В яндексе такие уловки

Ответить
0

Хороший учебник )

Ответить
0

Спасибо за интересную и полезную информацию))) 👍
Теперь буду лучше вчитываться в отзывы и критичнее смотреть на звёздочки всякие. 🤕😅

Ответить
Читать все 8 комментариев
Банки начали отказывать в обслуживании компаниям из «чёрного списка» ЦБ — «Коммерсантъ» Статьи редакции
Грязный нетворкинг — почему вызывает отторжение и как самому не стать паразитом в коммуникациях

Вы не одни, если чувствуете себя отвратно после массовых бизнес встреч. Еще в 2014 в Северной Америке опубликовали научное исследование, демонстрирующее влияние нетворкинга. Люди чувствуют себя грязными, бегут домой, чтобы принять ванну и следующие пару дней работают вне ресурса.

«Таблетка для ума»: зачем принимают глицин и может ли он помочь организму на самом деле

Как простая пищевая добавка E640 превратилась в лекарство для «стимуляции мозга» — в материале издания Reminder.

Как защитить название онлайн-проекта

Как уберечь свой бизнес? Что делать, если украли доменное имя проекта? Ответы в нашей статье.

Восточная Техника успешно автоматизирует процессы управления складами на базе решения Columbus-WMS
«Стартап-полка»: Самокат набирает производителей альтернативных продуктов

Онлайн-ритейлер Самокат совместно с Ассоциацией Производителей Альтернативных Пищевых Продуктов объявляют сбор заявок от инновационных производителей продуктов для участия в «стартап-полке» Самоката. Лучшие продукты попадут в постоянный ассортимент Самоката в раздел «Супермаркет» уже этой осенью.

Как не потерять 30% рекламного бюджета из-за ошибок маркетолога: гайд для бизнеса по экономии денег и нервов

Пару лет назад мы лишились клиента и десятков миллионов рублей из-за ошибки в минус-словах. Расскажем, какие ещё ошибки приводят к таким провалам и как остановить это безумие.

Это я — нашёл наконец розовый сноуборд. При чём тут он, узнаете в статье
«Предлагают виниры при здоровых зубах — бегите»: как не ошибиться с выбором стоматологической клиники

Это совсем не та ситуация, где хочется экспериментов и риска. Рассказ главврача «Белой Радуги» о том, как распознать плохого стоматолога, и 12 признаков, которые укажут на недобросовестную клинику.

Это я — Антон Артёменко — главврач сети клиник «Белая Радуга»
Реклама не даёт результат? Что можно сделать? Как анализировать?

Очень часто бывает, что вроде бы настроил всё правильно, но нету результата и не понимаешь в чём проблема. Если узнал себя, то не останавливайся читать; если ты уже профи, то можешь пробежаться- какой-то новый инстайт подхватишь точно.

Можно ли продолжать работать в той же компании после выгорания: история продакт-менеджера Тинькофф

В Тинькофф — 28 000 сотрудников, и у каждого своя история. Кто-то легко справляется с работой, и после всех задач спокойно отключается и идет отдыхать. Другим все может даваться труднее, даже сложно в уйти в отпуск — думает, «как я всё здесь брошу». Мы начинаем серию статей от лица наших сотрудников, которые делятся своим опытом: какие появлялись…

На конференции «B Word» Илон Маск в очередной раз поменял свою позицию по биткоину

В ходе конференции где также присутствовали Джек Дорси и Кэти Вуд, Маск отметил, что он является владельцем биткойнов не только через баланс Tesla и SpaceX, но и лично владеет биткойнами, эфиром и Dogecoin.

null