{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему AB тесты не работают?

За что мы так любим AB тесты? За то, что они помогают нам сделать больше продаж, получить больше подписок и наконец сказочно разбогатеть. Стоп, а ведь с последним они не помогают, а мешают даже. Сейчас обсудим как это происходит.

“Невероятный” пример

Допустим, вы маркетолог или модный нынче продакт-менеджер и делаете ручки для дверей. Продукт зрелый, появился где-то в неолите. Но это вас все равно не печалит, вы же инновативный-инноватор: постоянно добавляете новые технологии и делаете исследования с AB тестами. Ваши ручки бодро зажигают: подписки и ревенью постоянно растут, конкуренты плачут кровавыми слезами, и скоро вы к черту монополизируете весь рынок...

Но не тут-то было. Внезапно где-то на Тибете просыпается инфекция, которая перекинулась человеку от кротов. Никто не знает, зачем тибетцам понадобилось жрать этих долбаных кротов, видимо, думали, что улучшит потенцию и долголетие. В результате расклад теперь примерно такой: инфицированный человек потрогал ручку, 80 человек из 100 не заразились, 19 перенесли бессимптомно и пошли заражать другие дверные ручки, а у 1-ого из 100 руки почернели и отвалились. История с перчатками сразу не проканала, так как если в этих перчатках потрогал ручку, а потом нос, то почернел и отвалился нос. СМИ усиливают панику, в соцсетях, вы постоянно видите людей с отвалившимися руками, носами, ушами и прочими местами. Где-то откручивают ручки, где-то вообще выпиливают двери и оставляют проход открытым, в рестораны теперь можно только по QR коду. А это тут причем? А сами не знаем, просто очень старались.

Так вот, вашему бизнесу с дверными ручками пришел пушистый конец. И дело не в том, что вы сделали неудачный интерфейс или неправильно провели AB тест. А в том, что пользователи почему-то стали относиться к вашему интерфейсу иначе и теперь иначе с ним взаимодействуют.

Скептики возразят: “Да какие кроты в тибете, хватит фантазировать, такое невозможно.”

Мой ответ: “А представьте, что завтра в этих ваших Тик-Токах объявят челлендж “Смажь дверную ручку вареньем”? Когда понимаешь принцип, то и кроты из тибета не нужны, можно использовать инструменты попроще!”

Что мы упускаем при AB тестировании?

Когда потребитель взаимодействует с нашим продуктом, то дело не только в самом продукте. Дело в навыках, дело в предыдущем опыте, дело в представлениях и заблуждениях, которые пользователь тащит в своей башке взаимодействуя с нашим продуктом. Да, AB тест дает вам снимок как есть сейчас, но это может измениться мгновенно. Люди, которые уже измазали руки в “варенье”, будут иначе проходить все последующие AB тесты!

А как правильно тогда тестировать?

А теперь давайте подумаем что бы нам такое исследовать и протестировать, чтобы все-таки разбогатеть? Можно ли, не меняя продукт и не меняя интерфейс, изменить взаимодействие пользователя с вашим продуктом? Как мы уже протестили на кротах и на “варенье”, еще как можно. Но хочется бросить вызов стихии, и сделать эти процессы более управляемыми и более подвластными маркетологам и менеджерам продуктов новомодным.

Представьте у вас есть какой-то элитный тематический отель. В нем есть правило “открываем двери попой”. Вы тут впервые, и когда швейцар открывает вам дверь, он делает это попой и таинственно шепчет вам: ”У нас так принято!” Вы заходите внутрь и видите, что весь персонал, постояльцы и все вокруг открывают двери попой. А как только вы пытаетесь ухватиться за дверную ручку, то все смотрят на вас с осуждающим недоумением. Вам все постоянно показывают и рассказывают, как правильно взаимодействовать с дверями. И вы либо к черту съезжаете от этих придурков, либо решаете, как все, разрабатывать ягодицы.

То есть нужно пытаться тестировать не только сам интерфейс, но и правила взаимодействия с ним. Последователи Якоба Нильсена и его Юзабилити ответят мне, что интерфейс должен быть таким, чтобы не требовал правил взаимодействия и обучения. Уважаю Нильсена, но реальность такова, что писать на клавиатуре нужно учиться, взаимодействовать со смартфоном нужно учиться, ездить на велосипеде нужно учиться, ездить на гироскутере с вэйпом и фалафелем и то нужно учиться. И от того, как вы научитесь, зависит, как вы будете взаимодействовать.

Тестировать нужно не только сами правила взаимодействия с продуктами, но и способы донесения этих правил до потребителя. Понятное дело, что если вы напишите инструкцию, повесите всплывашку, влепите бессмысленный онбординг - это не получится. Придется потратить много ресурсов чтобы научиться влиять на безумие в голове потребителя. Кстати, в той истории с кротами в итоге выяснилось, что инфекция передавалась не через дверные ручки, а через воду. Извините, ученые и СМИ угробили ваш бизнес на пустом месте. Попробуйте теперь переубедите их, что ваши дверные ручки безопасны и удобны, когда все научились жить без них.

А что же почитать, посмотреть, чтобы углубиться в тему?

Мне очень помог курс Роберта Сапольски “Биология поведения человека”

Вот тут на английском: https://youtu.be/NNnIGh9g6fA

Вот тут на русском: https://youtu.be/ik9t96SMtB0

Там 27 лекций, ссылку даю только на первую.

Заключение

Я написал эту статью, чтобы в очередной раз пригласить вас подумать над тем, что продукт - это не только условия, интерфейс, конкурентные преимущества, но и то что варится у человека в голове. И когда вы делаете AB тесты, я хочу чтобы вы задумывались: “Тестирую ли я взаимодействие продукта с покупателем? Или же я тестирую способы изменить отношение покупателя ко всему классу продуктов.” Разбогатеть можно, только если научитесь менять отношение. И научиться этому можно!

Меняем интерфейс VS меняем отношение

А теперь давайте перейдем к практике. Чтобы лучше разобраться в том как волшебство в голове потребителя влияет на его взаимодействие с интерфейсами нам нужно больше примеров. Вот тут я собрал несколько. Присылайте мне в комментарии или в личку примеры из вашей жизни, когда вы или другие люди использовали продукты не так как это было задумано производителем. Я с удовольствием добавлю их в эту статью!

Это не просто, придется голову поломать!

1. Поясная сумка

Пришиваем сумку к поясу - получаем поясную сумку, но модники носят ее через грудь.

2. Мешалка для кофе

На пластмассовую мешалку для кофе сделали удобную ручку для пальцев, но все думают что это не ручка а мини-ложка и мешают ею.

3. Укороченные носки

У носков отрезали верх и они стали по щиколотку - круто носки для лета, но модники носят зимой потому что стильно.

4. Символьная графика

На компе столько классных графических пакетов, но кто-то до сих пор рисует символьной графикой.

5. Игры для знакомств

Многопользовательские игры заточены под игру, но кто-то использует их как сайт знакомств.

6. Заметки в мессенджерах

Столько сервисов заметок, но многие делают заметки в неудобных чатах вотсапа, телеграма, фб, а некоторые даже в вк.

7. Из проктологии (пример от Валерии)

У хирургов-проктологов целая коллекция вещей их пациентов, использованных не по назначению :)

8. Дорожки для велосипедистов (пример от Алексея)

Дорожки для велосипедистов были сделаны, чтобы они не мешали пешеходам, а многие мамы с колясками любят по этим дорожкам ходить потому что "ну там же пусто!"

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Шуваев

Пример1: Электросамокаты были придуманы для удобства передвижения, а кто-то на них сбивает людей.
Пример2: Дорожки для велосипедистов были сделаны, чтобы они не мешали пешеходам, а многие мамы с колясками любят по этим дорожкам ходить потому что "ну там же пусто!"
Пример3: Компьютеры были созданы для облегчения жизни человека, а теперь мы решаем массу проблем, вызванных появлением компьютеров!

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Спасибо, добавлю про Дорожки в статью -)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да он ж прикалывается

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев

С дорожками вообще не смешно. Посмотрите, какие битвы на велодорожках между велосипедистами и пешеходами происходят- в сети масса видео

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да я сам как пешеход попадал в такую ситуацию. потому что
1. да, велосипедистов мало
2. велодорожка - экзотика
поэтому когда в парке попадается асфальтированная велодорожка, то ощущается как пешеходный проход, а не "тут велики ездят". велик то и по земле проедет, нафига ему еще дорожки в парке
с другой стороны, а если у меня самокат, мне тоже нельзя на велодорожке?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев

Велодорожка создана для тех, кто перемещается быстро и на колесном транспорте. Для праздношатающихся пешеходов есть широкая асфальтированная дорога. Но пешеходы страсть как любят велодорожку. Кстати, довольно часто на них прям нарисован символ велосипеда краской каждые N метров. И представьте, что вы едете по правилам на велосипеде, самокате, роликах по велодорожке, а навстречу вам мамаша с коляской при почти пустой дороге: вы будете выезжать на пешеходную часть? метнетесь на обочину с рисков влететь в канаву\дерево? попытаетесь успеть оттормозиться с риском влететь в пешехода, который полез не туда?

А как вы относитесь к электросамокатам на дорогах общего пользования? А к автомобилям на тротуарах?
https://www.youtube.com/watch?v=VYGJ5D-e9WI

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Не, вообще не так. По ПДД - самокатчик пешеход, а не велосипедист
Пешеходы любят, потому что асфальт часто лучше, чем на пешеходной. А в Филевском парке, например, дорожки идут не в параллель. 
но есть и обратно. Пешеходная дорога, но на ней ходят и ездят все. И самокатчики и велосипедисты (набережная в том же Филевском парке)
Да может и нарисован, кого это смущало? Пешеход не обязан знать ПДД.
Что я буду делать зависит от конкретной ситуации. Я на обычном самокате людей пугаю. Потому что я то уверен, что заторможу, а вот им мое торможение в 10 см от них очень смущает. Неловко да. Велика у меня нет, ничего сказать не могу. Но там посадка выше и колеса больше, не надо в асфальт смотреть, в отличии от самоката с милиписечными (20см) колесами, где любая неровность и можно улететь и распороть брюхо самокатом

Ответить
Развернуть ветку
Никита Колесов

"Пешеход не обязан знать ПДД." Чтооо?

Ага, а гражданин РФ, не обязан знать "уголовный кодекс", но от ответственности это не освобождает

Просто оставлю это здесь, на случай, если вы такой"пешеход":
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/1736bcf22f8e05f9d3db535f6d084651bad887a4/

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Да, все верно. Незнание законов не освобождает от ответственности. и Я и Вы не обязаны знать уголовный кодекс. Вы его знаете? я нет. Худо-бедно только трудовой
Водители автомобилей должны знать ПДД, потому что они экзамен сдают и там вот это "должноствование" и присутствует. 
А чтобы быть пешеходом, не надо сдавать экзамен

За переход на красный сигнал по пешеходному светофору пешехода тоже могут оштрафовать
Но какой штраф за движение по велосипедной дорожке? есть такой пункт?

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда