Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?
Согласитесь, глупо говорить о самозанятости как просто об удобном налоговом режиме. Это еще и четкий критерий, выделяющий определенную группу людей. Говоря языком маркетологов, самозанятые стали целевой аудиторией для других бизнесов.
И у меня возник вопрос: в какой категории самозанятых/ их нише кроется сейчас голубой океан для бизнеса?
Если вы - самозанятый, то подскажите: какого сервиса вам не хватает?
Немного вводных
Для начала посмотрю со своей колокольни. У меня два бизнеса: платежный сервис RBK.money и IT-компания Osnova, чей флагманский продукт – платежный процессинг на открытом ПО – позволяет нашим клиентам разворачивать собственную платежную инфраструктуру, создавать свои финтех-продукты. Поэтому смотрю с точки зрения тех, кто предоставляет платежные сервисы для самозанятых.
Сейчас ситуация такая. Есть прибыльный сегмент - корпоративные клиенты и есть массовый сегмент – ИП и вот уже два года самозанятые. И всех нужно обеспечить полным набором услуг, выстроив целую экосистему с теми сервисами, которые для этих категорий актуальны.
Однако самозанятые до сих пор относятся к категории underbanked, то есть «недообслуженных» банками. Причина проста: банки, особенно крупные, фокусируются на массовых сегментах и стандартных операциях, что позволяет им достигать максимальной рентабельности за счет внедрения типовых продуктов. Нишевые же рынки требуют особых решений, которые учитывают специфику сегмента.
Кто сейчас работает на самозанятых? Некоторые банки: Альфа-Банк, Сбербанк, НКО «Монета», Банк 131, МТС Банк, Совкомбанк, TalkBank, Тинькофф, APIBank. На конец 2020 их было всего 15, сколько сейчас – не нашел. И немного внебанковских сервисов: Рокет Ворк, QIWI, Консоль, JumpFinance, Qugo, Самозанятые.рф – из самых известных.
И это удивительно, учитывая, что сегмент самозанятых – мечта предпринимателя и маркетолога. Он имеет четкие характеристики, его потребности легко описать, customer research провести проще простого и самое главное – он растет стахановскими темпами.
А какой там потенциал?
В масштабах всей страны этот налоговый режим был запущен с 2020-го, на конец июня 2021 мы имеем уже 2.5 млн самозанятых, и их число, по данным ФНС, ежедневно увеличивается на 5.5 тыс. А по ряду оценок, число россиян, которые сейчас получают доходы не по трудовому договору и в перспективе могут перейти в самозанятые, — порядка 20-25 млн. Приплюсуйте сюда тех, кто, наоборот, хочет выйти из найма, но не заморачиваться с ИП. Многочисленные фрилансеры, айтишники, репетиторы, консультанты, всевозможные специалисты, которые устали быть в рамках одной компании.
В начале 2020 был вал публикаций, в которых все банки как один демонстрировали интерес к этой категории. ИП – тренд снижающийся, самозанятые – растущий. Но интерес интересом, а подключить новый клиентский сегмент к уже существующей инфраструктуре так просто не вышло. Новый сегмент требует обслуживания именно своих потребностей:
выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложениипуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых тратпомощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка
выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложении
пуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых трат
- помощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка
В 2020-м году на первом хакатоне по разработке сервисов для самозанятых SMZ Hack гран-при взяли полнофункциональные сервисы для водителей такси и доставки, где была реализована кастомная продуктовая разработка, учитывающая всю специфику водительского функционала: регистрация, получение заказов, получение оплаты за заказы, уплата налога, участие в системе рейтингов и многое другое.
Собственно, этот сектор первым получил полный набор функций в приложениях для работы самозанятых граждан. А список работ и услуг в приложении «Мой налог», которые могут оформить самозанятость, насчитывает более 100 видов. По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу.
Что люди говорят
Задав этот вопрос у себя в фейсбуке, я получил очень разные ответы, но даже в них видна тенденция:
сервис для развития новых каналов продаж, особенно заточенные под one man show
- сервис, помогающий обеспечить стабильный поток клиентов в “моей” нише, чтобы была уверенность в завтрашнем дне
- маркетплейс или агрегатор, заточенный под определенную нишу самозанятых
- сервис для организации самостоятельной пенсии и медстраховки (по типу найма)
- сервисы для кредитования
Мой прогноз
В этой сфере деньги «лежат» в двух местах:
- полноценные платформы для работы самозанятых со своими клиентами по типу таксишных, но в своей сфере. Платформа для программистов, репетиторов, фрилансеров, курьеров. Сейчас здесь есть больше 40-ка профессиональных площадок, через которые самозанятые могут уплачивать налог на профессиональный доход, от бирж услуг до ЯндексДзена, Достависты и др. Но это одна узкая функция. А нужен комплекс, который полностью закроет потребности самозанятых в какой-то нише.
- развитие новых каналов продаж, «заточенных» и адаптированных под потребности самозанятых в определенной нише. Решения для соцсетей, для мессенджеров, чат-боты, нишевые P2P-сервисы для профессиональных сообществ.
Как вы считаете, в какую нишу самозанятых надо быстрее заходить с такими сервисами? А если вы сами из этой категории, чего вам не хватает для «бизнес-счастья»?)
Тинькофф - не умеет работать с оплатой товаров самозанятых в интернет магазине. Прошло полгода, как им писал об этом, но как и полагается "техничному финтеху" - все на том же уровне.
Альфа банк - кажется вообще не понимает на мой взгляд что самозанятые появились. Там много громких слов и предложений, но на деле - пустое.
Они в списке лишние, просто принимать деньги - это не работа с самозанятыми.
В ваших предложениях не вижу тоже решений. Какие накопления на пенсию? Это здравомыслящий человек создаст себе сам. Площадки - да их валом. Стабильный поток клиентов обеспечит не сервис, а репутация.
Для реализации некоторых идей и предложений требуется не мало времени, при этом мы никогда не гарантируем заранее добавление того или иного сервиса.
Да, создать оплату для магазина с поддержкой самозанятых надо очень много времени. Примерно неделя работы. Но для "технологичного, современного, повернутого одним местом к клиенту" финтеха это конечно невыполнимая задача. Гораздо проще раздавать кредитные карты, зарабатывая на ростовщичестве, чем становиться нормальным партнёром.
А про гарантии - ну как бы да, никто вас не обязывает делать сервисы. Вы для меня сейчас расписались в допотопности вашего "недолжентеха". Хорошо, что я не стал вашим клиентом.
Комментарий удален модератором
Я расчетный хотел открыть, так они адрес неправильно записали, и когда приехавший по неправильному адресу манагер недовольным голосом вызвонил мне «ну где вы, долго ждать?» и узнал, что он не там где надо, тиньков просто исчез😂 спустя пару недель начались звонки «сделайте карту физлица» или звонки в ночи или в 8 утра воскресенья и смски «перезвоните». Это цирк какой-то.
Выглядит совсем плохо, напишите, пожалуйста, ФИО с датой рождения в личку. Хотим проверить вашу ситуацию.