{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сто лет юзабилити. UX-исследования 1950-2050. WUD Russia 2021 приглашаем!

Во второй четверг ноября отмечается Всемирный день юзабилити. Эта статья — апдейт от Fabuza. Мы отметим праздник World Usability Day 17-18 ноября на профессиональном митапе. Профессия юиксера (UX-исследователя) с момента своего официального появления в 1950-х существенно развилась, и сейчас она приобрела действительно мировой масштаб. Тем не менее ее рост, прогнозируемый к 2050, превзойдет все, что мы наблюдали до этого. Многие факторы развития User Experience не так очевидны даже профессионалам. Давайте разбираться.

Часть I. История и рассвет UX

‍Вступление

Часто мы чрезмерно фокусируемся на ближайших событиях: что происходит в этом году в нашей индустрии или как развивается наш проект на этой неделе. Порой события в UX благоприятны, а иногда мы испытываем разочарование, ведь «очевидные» улучшения в сфере UX не сделаны, и наши клиенты вынуждены страдать от плохого дизайна.

В ближайшем будущем взлеты и падения UX неизбежны, но давайте возьмем долгосрочную перспективу и рассмотрим столетний период работы с пользовательским опытом, начиная с ранних 1950-х до предположительного состояния сферы в 2050 г. Такой 100-летний обзор чрезвычайно позитивен (перевод статьи NNGroup).

Взаимодействие человека и компьютера

В 1993 Д. Норман ввел понятие «пользовательский опыт» для своей команды в Apple Computer. Но сама сфера старше этого термина.

Сложно провести границу между так называемым человеческим фактором и тем, что мы называем пользовательским опытом, имея в виду дизайн интерактивных систем, ориентированный на человека.

Bell Labs были одними из пионеров, сделавшими такой переход: они наняли психолога, Д.Е. Карлина, для разработки дизайна телефона в 1945 г. К 1950-м Bell Labs совершенно точно занимались UX, в частности, в работе над дизайном кнопочной клавиатуры с тональным набором.

Тот факт, что мы используем этот дизайн до сих пор, доказывает, насколько ценно поставить правильный UX на первое место. К 2021 году такая компоновка кнопочной клавиатуры с тональным набором использовалась уже для более чем 40 триллионов звонков с момента, когда была создана той самой первой UX командой.

К 1990-му году, помимо Bell Communications Research действовало уже несколько компаний, делающих потрясающую UX работу, но эпизод с Bell Labs показателен и их можно признать командой номер 1 в мире. Опять-таки, они показали существенное превосходство раннего старта.

100 лет развития пользовательского опыта. UX специалисты

UX исследователи проделали огромный путь с 1950 года и сам пользовательский опыт существенно изменился с этапа 1990-х. Но все равно есть ощущение, что среднее качество пользовательского опыта — как для веба в частности, так и для компьютеров в целом — меньше, чем 10% от того, каким оно должно быть. Для среднестатистического человека по-прежнему это сложно. Исследователям, юиксерам, проектировщикам и дизайнерам еще предстоит проделать большую работу в будущем.

Для рассмотрения на практике понятия «прогресс в UX» посмотрим на одну переменную: количество специалистов в сфере пользовательского опыта в мире. Бесспорно, здесь можно лишь предполагать, ведь до сих пор не существует единого мнения по поводу того, кто считается «UX специалистом».

В 2017 году при исследовании «UX карьеры» обнаружилось, что 1,045 человек, связанных с UX, имеют 210 разных названий своих должностей!

Следующий график показывает установленное количество UX специалистов с 1950 по 2050 гг., с учетом того, что годы будущего являются прогнозом:

Количество UX специалистов в мире, в логарифмической оси Y. Сведения за период с 1950 по 2017 фактические; с 2018 по 2050 – прогнозируемые.

Темпы роста профессии юиксера

Те, кто читает это внимательно, заметят, что линия в вышеприведенном графике имеет разный угол наклона в начале, середине и конце. На логарифмической шкале прямые линии представляют собой экспонентную функцию, а угол наклона отображает темп роста. По сути, показатели роста меняются с каждой третью 100-летнего периода:

  • 1950-1983: количество профессионалов в сфере UX ориентировочно выросло с 10 до 1 000, в основном за счет тех самых ранних специалистов из Bell Labs. При этом коэффициент роста равен 100.
  • 1983-2017: количество UX специалистов возросло с 1 000 до 1 000 000. Коэффициент роста — 1,000. Отметим, что к концу 2017 года 1 500 000 пользователей, зарегистрированных в LinkedIn, утверждали, что обладают экспертизой в сфере пользовательского опыта, юзабилити или информационной архитектуры. Разумеется, заявлять об умении и уметь делать что-то — не одно и то же, но в таком случае можно предположить, что большое количество людей не зарегистрированы LinkedIn, особенно если представить это в международном масштабе, поэтому предположение, что юиксеров в тот период было около 1 000 000, недалеко от истины.‍
  • 2017-2050: ожидаемый рост количества UX специалистов с нынешней цифры в 1 000 000 до ориентировочной в 100 000 000 человек, с коэффициентом роста — 100.

Вторая треть столетнего периода, т.е. 80-е годы приходится на карьеру тех, кто стал участником бурного роста UX. Есть набор причин, по которым этот рост был крайне стремительным в этот период.

1. Компьютерная революция 1980-х

Компьютерная революция 1980-х оказала особое давление на компьютерную индустрию в контексте развития юзабилити продуктов. До появления персональных компьютеров необходимость в юзабилити также была очевидна, поэтому коэффициент роста профессионалов в этой сфере равнялся 100 и в эру мейнфрейма. Но большие ЭВМ являлись собственностью корпораций, а это значит, что люди, которые ими пользовались, не принимали решение об их покупке сами. Поэтому на протяжении этого периода в компьютерной отрасли была низкая мотивация для проектирования высококачественных интерфейсов.

С появлением персональных компьютеров пользователь и покупатель стали одним лицом, поэтому удобство использования начало непосредственно влиять на принятие решения о покупке.

Также в средствах массовой информации, посвященных торговле, стали появляться обзоры софтверных новинок, в которых зачастую обсуждалось удобство их использования. Так, к 1991 году у журнала PC Magazine была своя UX лаборатория. Количество статей, посвященных юзабилити, составляло 1/3 от среднего объема публикаций; остальные две трети посвящались рейтингам софтверных продуктов, их производительности и функциональности.

‍‍

2. Интернет-революция 1990-х и 2000-х

Интернет-революция 1990-х и 2000-х оказала дальнейшее воздействие на компании. Отчетливо слышался призыв улучшать качество и интерактивный дизайн. С привычным компьютерным оборудованием пользовательский опыт после покупки был следующим:

  • Ты купил коробку с обернутым в пленку программным обеспечением.
  • Ты открыл коробку, установил ПО, и только тогда обнаружил, что оно сложно в использовании.

Иначе говоря, для компьютерного ПО последовательность такова: сначала платеж, потом – пользовательский опыт. С появлением веб-сайтов порядок действий изменился.

  • Ты идешь на сайт компании. Если имеет смысл, перемещаешься по нему. Если смог сориентироваться, в конечном счете попадаешь на страницу с продуктом, который, возможно, будет тебе интересен. Если информация о продукте выглядит подходящей, ты можешь переходить к следующему действию.
  • Ты жмешь кнопку «Добавить в корзину», проходишь процедуру оформления, и, как результат, отдаешь-таки компании свои деньги.

Таким образом, теперь в сети действует последовательность пользовательский опыт сначала, деньги потом. Превращение UX в хранителя денег ощутимо увеличило мотивацию высшего руководства компаний вкладывать средства и силы в свои UX команды.

3. Пресса пишет про удобство использования

Массовое освещение феномена удобства использования в прессе превратило UX в «новую модную штучку», хотя ей было уже почти полвека к 2000-м. Особенно в период «пузыря доткомов» вышло более 1000 интервью на эту тему только от одного автора, и часто это были лидирующие издания мира. Этот сильный положительный пиар UX дал множеству компаний повод подумать: «Нам нужно что-то вроде этого.»

Эти три фактора — компьютерная революция, интернет-революция и освещение в прессе — придали особую мощь темпам роста UX во второй трети 100-летнего периода. Продвигаясь далее, было бы нереалистично ожидать таких же высоких показателей, поэтому предположим, что на протяжении последующих 33 лет развитие отрасли будет таким же, как в первые 33 года.

‍Количество UX специалистов в мире с 1983-2017 гг. возросло с 1 000 до полутора миллионов. Ожидаемый рост к 2050 году составляет 100 000 000 человек. Что же является драйвером?

Часть II. Сто лет роста UX профессии. Факторы быстрого подъема и прогнозы

Наблюдение за развитием UX

Вполне возможно, что вы не ощущаете стремительного роста UX и влияния компьютерной революции, интернет-революции и освещения юзабилити в прессе. Или, например, лично вы испытываете на себе действие только одного из трех других перечисленных факторов.

Приглашаем отметить 17-18 ноября World Usability Day Russia 2021 вместе!

1. Стало больше UX персонала в вашей компании

Факт роста UX персонала в вашей компании может быть единственным, непосредственным свидетелем которого вы являетесь. Большая часть компаний наращивают свой уровень зрелости UX постепенно, приглашают все больше юзабилити специалистов, т.к. руководство осознает, что правильная UX методология значительно улучшает качество продуктов.

2. Стало больше компаний, занимающихся проблемами юзабилити своих продуктов

Вы не ощутите этот фактор лично на себе, пока не обратите особое внимание на поток по условному хэштегу #UXвакансии . Но все большее количество компаний собирают UX команды и нанимают в штат опытных юзабилистов. Перманентно растет количество компаний, достигнувших 5 уровня зрелости UX, и даже они вынуждены нанимать UX руководство. Также можно засвидетельствовать существенно возросший спрос на курсы UX менеджмента, спровоцированный растущим количеством новых исследовательских команд в компаниях.

Раньше UX можно было встретить лишь в IT индустрии. Сейчас каждая сфера бизнеса нуждается в UX, потому что в нынешнем мире бренд все чаще приравнивается к пользовательскому опыту.

3. Страны наращивают свои компетенции в UX и юзабилити

В прошлом веке UX был сконцентрирован в основном в США, Великобритании и Скандинавии, с несколькими аванпостами в Австралии, Канаде и Германии. Сейчас UX специалистов можно встретить во всех странах мира. На недавней UX конференции приняли участие представители 74 стран.

Лучшие эпизоды инноваций в области информационной архитектуры происходят сейчас в Китае, порой таланты китайских юзабилистов поражают.

Нужно преумножить эти три фактора роста всем вместе, чтобы прийти к всемирному развитию сферы UX. Ведь вне зависимости от того, откуда вы, предположим, из Казахстана, вы можете не знать, что эта страна отправила своих первых амбассадоров на UX конференцию в этом году. И вы, возможно, не знаете, что инвестиции в UX в Индонезии возросли в 10 раз только за последние 2 года. При этом большинство фактов развития UX не сразу заметны для каждого отдельного UX практика.

Таблица, опубликованная в первой части нашего обзора, показывает рост сферы UX по логарифмической шкале, потому что это единственный способ четко представить себе преобразования на протяжении 100 лет. Впрочем, мы живем не в логарифмическом, а в линейном мире. Так что следующий график отражает эти же данные в линейной шкале:

Количество UX специалистов в мире. Сведения за период с 1950 по 2017 – фактические; период с 2018 по 2050 – экспертный прогноз.

На линейной шкале мы видим, что целая веха истории пользовательского опыта не сравнима с тем, каким может быть будущее этой профессиональной сферы. Линия настолько приближается к оси Х, что мы не можем сказать, в чем разница между временем зарождения UX и сегодняшним днем.

В районе 2020 года линия наконец-то начнет изгибаться, и последующие годы будут поистине звездным часом отрасли. Говоря практически — рост UX все еще впереди. Можно предположить, что к 2050 году в мире будет 100 000 000 профессионалов в UX. Это соответствует 1% населения планеты.

Реалистично ли полагать, что целый процент населения будет заниматься чем-то столь размытым, неопределенным, как пользовательский опыт? Да, потому что к 2050 году юзабилити и опыт взаимодействия человека с неживыми системами не будет чем-то неопределенным. Он станет ключевым фактором мировой экономики. Я думаю, абсолютно реалистично ожидать, что 1% всего населения будет выяснять, что должно быть разработано, а затем трудиться над дизайном новых продуктов и услуг. Оставшиеся 99% населения могут строить, продавать и обслуживать то, что спроектировали первые.

Психология и UX. Ценный фактор экономики будущего

Пользовательский опыт станет самым ценным фактором экономики будущего. UX станет не только ключевым дифференциатором между продуктами премиум класса и обычными товарами, он также станет методом преодоления недостатков производительности, которые сейчас досаждают развитым странам.

Когда основная ценность производится работниками умственного труда, способом увеличения продуктивности становится использование стратегий когнитивного дизайна и создание продуктов, которые расширяют возможности человеческого разума. Технологии же, которые умаляют человеческие навыки, — путь к снижению производительности, согласно экономики знаний.

Показатели эффективности в UX

Мы знаем, что UX обеспечивает высокие показатели ROI. Это развитие продолжится, т.к. мы продолжим работу над решением сложнейших проблем производительности в странах с развитой экономикой. Таким образом цели UX профессий расширятся значительно дальше обсуживания одержимости пользователей новостными лентами в социальных сетях. Тот факт, что 1% населения станет специалистами в области UX, определенно с избытком окупит себя. Остальные 99% поблагодарят нас, ведь они в конечном счете будут управлять технологиями вместо того, чтобы быть угнетенными ими. И даже если они не осознают, что существенная доля роста экономики будет заслугой юзабилистов и юиксеров, они все равно оценят, насколько богаче они будут благодаря специалистам этой профессии.

Не знаю, как вы, а мы крайне оптимистично настроены относительно будущего UX. То, чему мы были свидетелями до сих пор, не идет ни в какое сравнение с тем, что произойдет в будущем.

Отмечаем День Юзабилити! 17-18 ноября World Usability Day Russia 2021. Заходите

‍Обсудим Data Science в UX-исследованиях, измерения в UX и много еще чего 17-18 ноября World Usability Day Russia 2021 вместе. Узнавайте подробности и регистрируйтесь!

Источник: Статья Jakob Nielsen
Подготовлено: Ольга Размышляева, Customer Experience Manager и Елена Брумарова, Marketing Manager

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда