Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова
Digital — это новый рок, а digital-маркетологи — рок-звезды. Индустрия кипит, развивается и ждет новых героев. Я расскажу и покажу на примерах, как пройти путь от новичка в маркетинге до стратега и digital-директора.
Мечтаете больше зарабатывать и делать крутой маркетинг? Развиваете бизнес и ищете новых клиентов? Следите за трендами маркетинга и хотите освоить актуальные инструменты продвижения? А может вы хотите начать карьеру в digital, но не знаете с чего начать? Наш материал будет полезен предпринимателям, начинающим и опытным маркетологам, менеджерам проектов, топ-менеджерам и управляющим и всем тем, кто интересуется продажами в интернете.
От редактора: в ваши руки попал бесценный текст - профессиональный путь человека, который прошел в отечественном маркетинге всё. Опыт, собранный за двадцать с лишним лет, начиная с конца 90-ых и до наших дней, мы упаковали в ёмкие советы, стройное повествование и понятную структуру. Добавляйте в закладки, это может пригодиться.
Содержание
Основатель MAED, генеральный директор маркетинговой группы Completo, представитель Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России, телеведущий, преподаватель, сертифицированный тренер NIMA.
Автор бестселлера «Интернет-маркетинг. Настольная книга Digital-маркетолога». АСТ, 2019.
Награждён орденом «За заслуги в маркетинге» в номинации «За вклад в развитие маркетинговых инструментов».
Что такое digital и кто такой директор по digital-маркетингу?
Когда я начинал свой путь в профессии, 15-20 лет назад, digital-среда в России только зарождалась и все это с точки зрения бизнеса было похоже на космический хаос.
Мне нравится эта модель: появление интернета можно сравнить с Большим взрывом, в результате которого появилась новая вселенная. Сначала это была бесформенная масса информационных единиц. Позже они эволюционировали в простейшие сайты и продолжили развиваться, образуя систему, в недрах которой зарождался новый порядок. Так в интернет пришел digital, установил свои законы и правила, и сделал web центральным каналом коммуникаций на многие поколения вперед.
Как и любая вселенная, digital-среда не имеет постижимых границ и находится в непрерывном движении. Все меняется каждый день и этот процесс необратим. То, что приносило клиентов и доход еще пару месяцев назад, может не работать сегодня.
Поэтому так важно быть в курсе последних трендов интернет-маркетинга, постоянно учиться и не прекращать работу с новыми инструментами и механиками продвижения.
Каждый digital-директор, вне зависимости от вида бизнеса, должен уметь:
- проводить аудит и глубинные маркетинговые исследования бизнеса и рынка – важно
- формировать и выполнять стратегию digital-маркетинга – важно
- владеть основными digital-инструментами хотя бы на базовом уровне: SMM, SEO, CRM, (по ссылкам чек-листы и полезные материалы по теме) CPA-сети, контекстная и таргетированная реклама, лояльность и др. – важно
- работать с командой (продажи, менеджмент, фин.отдел, маркетологи, партнеры) и подрядчиками (агентства, эксперты, фрилансеры) – важно
- строить операционный план, ставить правильные KPI и выполнять их – важно
- любить свою работу – важнее всего
ФОРМУЛА 75/25
Digital-директор, в первую очередь, стратег. В небольших компаниях зачастую такой специалист замещает целый штат маркетологов. Это скорее точка для развития, нежели норма для бизнеса. Впрочем, системный подход к маркетингу тоже нужно с чего-то начинать.
В идеале: 75% времени digital-директор занимается стратегическими вещами - управлением проектов, постановкой задач, системной интеграцией маркетинга в бизнес (ключевое - связка с отделом продаж) и только 25% тратит на тактические задачи.
Конечно, 75/25 - подвижная формула, все зависит от особенностей бизнеса и конкретной компании. Но, следует понимать, чем опытнее digital'ист, тем меньше времени он тратит на самостоятельную работу "ручками".
Однозначно, digital-среда сегодня одно из самых перспективных и интересных направлений для профессионального развития. Там есть реальные деньги (большие и просто хорошие) и возможность заработать имеет каждый.
На HH.ru сегодня можно найти около 500 вакансий с запросом "директор по digital-маркетингу". А по позиции digital-маркетолога ежемесячно размещаются от 800 до 1000 предложений.
Digital-образование позволяет построить самостоятельную карьеру и быть экспертом-фрилансером, стать частью команды в digital-агентстве или найти свое место в бизнесе. Для понимания, в иерархии компании директор по digital-маркетингу является руководителем высшего звена и организует работу и взаимодействие абсолютно всех сотрудников, занятых в онлайн-продвижении бизнеса.
Список задач, которые digital-маркетолог выполняет регулярно:
- воспользоваться системами аналитики и устроить бриф со специалистами (заказчика/внутри компании) по теме
- исследовать целевую аудиторию и конкурентов
- определить УТП продукта и выстроить позиционирование
- разработать CJM – карту путешествия клиента
- выбрать оптимальные инструменты продвижения и поставить KPI
- написать ТЗ по рекламной кампании для подрядчиков и проконтролировать выполнение
- интегрировать инструменты и механики в работу команды
- провести аналитику эффективности и скорректировать действия
- подготовить отчет и план развития
Структурно и комплексно карту задач digital-маркетолога описывает теория 4P (Marketing mix) - ее легко запомнить и на нее можно опереться при стратегическом планировании или при подготовке к собеседованию:
Product (товар, услуга, ассортимент, качество, свойства продукта, дизайн и эргономика);
Price (цена, скидки);
Promotion (продвижение, реклама)
Place (дистрибуция, места расположения торговых точеки и каналов распространения, + персонал).
Есть разные методы и подходы к развитию системного маркетинга в бизнесе. Многое зависит от специфики бизнеса и отраслевого уклона.
Например, в e-commerce digital-директор больше заточен на продвижение и работу с механиками маркетплейсов и розницей.
В B2B акцент на цепочках прогрева и работе с ключевыми клиентами - ABM (account based management).
Крупный бизнес учитывает политико-экономические факторы, индустриальные и другие глобальные материи, влияющие на коммерческий успех. В каждой компании свои особенности и уклон.
Смотрите интервью с успешными и состоявшимися digital-директорами на нашем youtube-канале (подписывайтесь и жмите колокольчик). Они рассказывают о том, как найти себя в digital и через что придется пройти новичкам. Опыт сотрудников S7 Airlines, РостелекомБизнес, Independent Media, GetResponse и других.
Риски в работе digital-директора
Коммерческий успех бизнес-проекта напрямую зависит от качества работы digital-директора. И это следует понимать. Если у специалиста будет недостаточно компетенций и опыта - он попросту не сможет построить эффективную систему digital-маркетинга.
Пробелы с аналитикой и аудитом приведут к неправильным выводам и неактуальной постановке целей. Это изначально проигрышный путь и неоправданные расходы.
Слабые исполнительные навыки и незнание принципов работы с основными инструментами приведут к проблемам с реализацией. Отсутствие опыта в управлении командой также скажется на результатах, как и слабая "насмотренность", плохо развитый навык принятия решений и т.д.
Чтобы этого не произошло и вы были готовы ко всем потенциальным задачам - займитесь системным маркетинговым образованием. Только в этом случае вы сможете освоить весь объем знаний и навыков, необходимых для успешной работы.
Как стать digital-директором?
Есть 2 классических пути, чтобы стать топовым digital-специалистом:
1 Самообразование
Это долгий и сложный путь, который займет у вас несколько лет жизни. Он, однозначно, подходит не всем и требует терпения и ресурсов.
Что прежде всего нужно освоить:
- основы классического и цифрового маркетинга;
- разработка маркетинговой стратегии;
- основы веб-аналитики;
- сайтостроение;
- инструменты perfomance-маркетинга (медиапланирование, мобильный маркетинг и прочее);
- инструменты взаимодействия с аудиторией (контент-маркетинг, SMM, email- и мессенджер-маркетинг, crm-маркетинг и т. д.);
- + есть множество дополнительных специализированных направлений - копирайтинг, UX-дизайн, SEO и другие.
Каждое из этих направлений неразрывно связано с десятками различных инструментов и сервисов, которые нужно освоить.
Вам придется самостоятельно находить действительно полезную и актуальную информацию, много читать, смотреть, пробовать и учиться.
Дополнительно следует развивать навыки коммуникаций, менеджмента, финансового планирования и т.д. При самостоятельном входе в профессию, без нужных контактов и знакомств, выполнение этих задач может быть крайне затруднительным.
К слову, основная сложность самообразования - получить реальные навыки. Каждое из перечисленных направлений требует практического опыта. К примеру, потенциальный digital-директор для начала должен поработать специалистом по рекламе, затем web-аналитиком, контент-маркетологом, smm'щиком, маркетологом и т.д.
Я прошел похожий путь и многие годы учился и практиковался самостоятельно. Писал, публиковал, анализировал и составлял отчеты, проектировал, осваивал новые сервисы и механики, составлял технические задания и контролировал подрядчиков. Работал в веб-агентстве и принимал участие в разных проектах, связанных с продвижением в интернете.
В то время, разумеется, не было профильных курсов. Зачастую приходилось двигаться вслепую, учиться на собственных ошибках и тратить много времени на поиск нужной информации.
Мой профессиональный скачок совпал с развитием digital, в тот момент (это был 2007 год) я понял, что готов делать больше и накопил достаточно опыта, чтобы управлять командой. Так я открыл собственное digital-агентство в портфеле которого на сегодня более 550 успешных проектов из разных сфер бизнеса.
2 Образовательные курсы
Быстрее, интереснее и эффективнее пройти образовательный курс для директоров по digital-маркетингу и всего за 6-8 месяцев получить знания и необходимый опыт для старта.
Это оптимальный вариант как для начинающего маркетолога, так и для опытного с желанием развиваться.
Вы получите нужные и актуальные знания в удобном для вас формате, у вас будет собственный наставник который поможет и ответит на вопросы, плюс вы пройдете реальную практику, получите опыт и соберете профильное портфолио.
Основная сложность здесь - найти по-настоящему эффективный курс, чтобы не потратить впустую несколько месяцев или лет жизни. Для этого внимательно изучите программу, оцените ее ценность, познакомьтесь с составом преподавателей, узнайте о возможных вариантах практики и перспективах трудоустройства (найдите или запросите реальные кейсы).
Вот, как все устроено в MAED:
На курсе «Директор по digital-маркетингу» студенты в течение восьми месяцев углубленно изучают все необходимые дисциплины, которые преподают действующие специалисты-практики.
Студентам доступна ежедневная поддержка куратора и общение в закрытом экспертном сообществе, где можно задать любой вопрос по обучению. Все полученные знания сразу отрабатывают на практике.
По завершении обучения студенты защищают дипломную работу онлайн и получают диплом от MAED - официального представителя Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России. Успешным выпускникам Центр карьеры MAED помогает с трудоустройством, оказывая поддержку в самопрезентации и предлагая вакансии.
Кроме того, в программу обучения входит подготовка к международной сертификации NIMA, которая подтверждает соответствие полученного образования общеевропейским стандартам. Digital-директор, сертифицированный NIMA, вполне может претендовать на работу в крупных европейских компаниях.
Сегодня сложно представить успешный бизнес или любой другой коммерческий/социальный проект без системного продвижения в интернете. Digital открывает огромные возможности для тех, кто готов учиться, осваивать инструменты и работать, и закрывает двери для тех, кто не готов делать этого.
! Учитесь digital-маркетингу системно, это даст вам:
- множество направлений для заработка (от выполнения заказов на разные виды маркетинговых услуг до операций с конкретными инструментами и партнерскими сервисами)
- навыки владения востребованными инструментами и механиками для развития коммерческих и социальных проектов
- возможность оптимизировать и автоматизировать бизнес и его процессы (продажи, производство, менеджмент, работа с партнерами)
- профессиональную реализацию и интересное дело + у вас будет пошаговый план и все необходимые актуальные ресурсы - в MAED мы всегда остаемся на связи со своими учениками, помогаем, знакомим с нужными людьми и отвечаем на все их вопросы – это в наших интересах, потому что мы поддерживаем развитие отечественной digital-среды и всегда узнаем что-то новое.
Хотите понять, какое направление обучения выбрать? Воспользуйтесь списком курсов и изучите описание учебных программ. А еще вы можете написать нам в чат, если возникнут вопросы. Наши кураторы ответят на них.
Я прошел большой путь в маркетинге, от простого маркетолога до генерального директора web-компании и основателя школы маркетинга, и продолжаю свой поход. Для этого мне так же приходится каждый день учиться чему-то новому. Если я остановлюсь и перестану изучать, пробовать, анализировать и общаться с коллегами, я попросту выпаду из системы. Как я уже говорил, digital не жалеет отстающих и дает тем, кто старается.
За время работы я видел множество примеров того, как люди добиваются успеха в маркетинге и делают крутые и очень крутые проекты. У каждого был свой путь.
Многие наши выпускники стали digital-директорами и digital-стратегами. Лучших мы рекомендовали коллегам из разных компаний, а самых лучших устраивали к себе. Есть примеры, когда наших специалистов хантили такие титаны как Google, Яндекс, Билайн и Ростелеком.
Сегодня любому бизнесу нужна digital-стратегия и на рынке отмечен небывало высокий спрос на специалистов, способных работать с этим. В малом бизнесе – это интернет маркетологи, в развитом малом и среднем – это digital-стратеги, а в крупном – директора по digital-маркетингу.
Кроме того, обладая опытом и глубокими знаниями в digital не составит труда раскачать собственный бренд и монетизировать его – консультируйте за деньги, работайте с проектами в качестве подрядчика, генерируйте и реализуйте контент. Я, например, много лет преподаю и выступаю на конференциях – это тоже приносит мне доход и является неотъемлемой частью стратегии развития.
А еще вы можете открыть бизнес, не связанный с маркетингом, и развить его. С правильным подходом к образованию у вас получиться добиться успеха уже в первый год. Вы научитесь не только продвигать, но и рассчитывать бюджет, работать с целями и управлять процессами.
Учитесь и развивайтесь, удачи!
Редактор публикации: Иван Селиванов
Поставьте + в комментарии, если вы дочитали наш материал до конца. Нам интересно знать, способен ли такой формат публикации заинтересовать читателей? И, конечно, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
Ну нормально так возвысится назвав сёбя "звёздой", вот это корона на голове. Такая самооценка часто ведёт к надменному тону речи и абьюзу. Конечно понятно что такую нетворческую и недаметную (в смысле производства чего-то либо) деятельность хочется сделать заметной, но слова тут не помогут.
Продукт рок-звёзд видно людям.
Продукт дизанеров видно.
Работу разработчика бек-энда уже нет.
Сшитую одежду видно.
Продукт маргетолог не видно, это цифры для клиентов, без какого-либо создания чего либо прекрасного или сложного, в отличии от музыкантов.
А обычных людей - так ещё и бесит всякая реклама, навязчивость, манипулятивные текста.
Ага, жесть. Тоже бросилось в глаза:
в ваши руки попал бесценный текст - профессиональный путь человека, который прошел в отечественном маркетинге всё"бесценный текст", "прошёл всё"
слово "достижения" 1000 раз, награды, ордены.. прям рыцарь, не иначе!
не "книга", а "бестселлер"
не просто фотки с семинаров, а селфи для самолюбования
Опыт Андрея, действительно, бесценная штука, он, что называется, один из первопроходцев. Поэтому и текст мы считаем бесценным и ни за какие деньги не написали бы иначе =))
Тебе говорят А, а ты пишешь Б. Мы конечно понимаем, что вы рок звезды, но если честно больше похожи на рэпперов.
хорошее замечение, реперы сегодня - новые рок-звезды =)) всем Лил Пип ✧(ノ◕ヮ◕)ノ*: ・゚✧
слушайте, я занимаюсь интернет-маркетингом с момента его зарождения, начинал реально 15 лет назад, ещё ссылками менялся и кнопками 88х31. и вот в жизни язык не повернётся преподнести это "бесценным" опытом и первопроходцем. ну есть у тебя классная полезная инфа - поделись ей, а аудитория сама уже оценит, бесценный он или какой. это может и не так совсем. похоже, что как раз тот случай.
я бы прошёл мимо, мало ли статей каких тут всплывает, просто глаз режет эта подача с пафосом и нарциссизмом
Мы уверены, что вы накопили интересный и ценный опыт и вам тоже есть о чем рассказать. Меняться ссылками и кнопками 88х31 - а что еще? Давайте расскажем о ваших кейсах. В вашем случае мы используем чуть меньше восторженных слов, но в случае с Андреем - он слишком хорош, чтобы написать иначе.
Напишите нам в личку \ (•◡•) /
зачем мне это?)
Но деньги то вы выпрашиваете
Мы делаем маркетинг и учим этому людей. В нашей статье как раз об этом речь. А так же о реальных кейсах и примерах. В бизнесе всегда замешаны деньги, важно, чтобы они возвращались.
Ваше мнение имеет место быть, но речь в материале не про то, как сделать работу заметной, а про реальный опыт, мотивации и достижения.
Андрей подробно рассказывает, что делает digital главным каналом коммуникаций сегодня, как с этим работать и как добиться успеха и хорошего дохода.
В чем "бесценность" данного текста? Интересная мысль про 75/25 и пожалуй все.
бесценный опыт динозавра отечественного маркетинга =) нам действительно сложно посчитать, сколько это стоит...
Андрей - локомотив! Круто!!
@Инспектор Накрутка. 100 % активности (комменты/репосты) у компании Maed
Проплачено
товарищ Инспектор, это наши коллеги - реальные люди.
А вот Антинакрутчик спамит одно и то же сообщение во все ветки =/
Супер!
@Инспектор Накрутка. 100 % активности (комменты/репосты) у двух компаний одного владельца Maed и Completo
Проплачена
Топовый мужик *thumbs up
@Инспектор Накрутка. 100 % активности (комменты/репосты) у двух компаний одного владельца Maed и Completo
Опять какой-то инфоцыган называет себя чуть ли не новым мессией и предвещает второе пришествие. В лице своих курсов.
Очведино, вы не знакомы с Андреем и его проектами. Предлагаем изучить его кейсы подробнее, вы найдете их в нашем блоге на VC и на сайте maed.ru.
0% кражи коней и 100% digital-продвижения.
Я помню Гаврикова огромным человеком-Хагридом, с копной волос, преподающим управление маркетингом в Нетологии в 2013 году. Через экран прям считывалось — вот это маркетолог, на которого хочется быть похожим. Он решал любой вопрос даже не налету — а когда он еще не был подброшен.
Еще несколько лет я рекомендовал Комплето любому, кто спрашивал стратегический диджитал или управление маркетингом в диджиталах.
Гаврикова 2021 года мне жалко. Это человек, пишущий о своей звездности с аккаунта школы для околоцыган и лайкающий любой свой пост. Это мемы из 2014 года, плохие шутки и протухший еще несколько лет назад контент.
Как и у всех инфоцыган
Продающих успешный успех, но которого нет, есть только курсы и деньги с них
Андрей владелец нескольких крупных маркетинговых проектов. Это огромный опыт и компетенции, и, конечно, множество каналов монетизации. Так все устроено в индустрии.
Кстати, как вам шутка? - инфоцыгане украли инфоконя =)
Мы рады, что у вас сохранились хорошие воспоминания =) и спасибо за то, что рекомендовали Комплето - это ценно для нас.
Сегодня компания выросла и проектов стало в разы больше. Предлагаем познакомиться с ними подробнее в нашем блоге на VC и на сайте maed.ru.
Кстати, нам всегда было интересно узнать мнение профессионалов: почему лайкать самого себя - друной тон и до сих пор несет негативный оттенок? Что вы об этом думете?
Комментарий недоступен
Ужас если честно...
Кошмар, понимаем, но это, не самое страшное в жизни, что может случиться. Слишком не переживаейте.
А зачем он делает селфи, когда его фоткает профессиональный фотограф?(ну или не профессиональный, хз)