{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как составить ТЗ копирайтеру на SEO текст для блога

Без ТЗ — результат ХЗ, знаете такую фразу? Если вы даете подробное четкое и понятное задание копирайтеру, то даже средний специалист сможет написать качественный текст для сайта.

И даже Ильяхов не напишет хороший текст, если в задании написано «сделайте хорошо, а плохо не делайте». Что хуже всего — без технического задания копирайтеру вы потратите кучу ресурсов на объяснение, что с текстом не так, испортите отношения, получите репутацию заказчика, который «сам не знает, чего хочет».

В этой статье мы разберем, как составить ТЗ копирайтеру на SEO текст так, чтобы гарантировать написание качественного текста на сайт или в блог.

Что такое техническое задание на SEO копирайтинг

ТЗ для копирайтера — это документ, в котором описаны требования к готовому материалу. В задании копирайтеру вы объясняете, какую цель должен решать текст, как должен выглядеть итоговый результат.

Представьте, вы строите дом. Недостаточно сказать прорабу: «Хочу двухэтажный уютный коттедж». Тогда все на что вы можете рассчитывать — в вашем доме будет два этажа. И то, если не считать цокольного (вы же не уточнили!).

Чем дотошнее вы согласуете с архитектором план строительства, тем выше вероятность того, что дом будет похож на дом вашей мечты.

Так же и с написанием текста — копирайтеру нужно ТЗ на SEO текст. Тогда он напишет текст, который будет работать на задачи вашего бизнеса.

Что такое качественный SEO-текст

Раньше меня передергивало, когда я слышала, что требуется «SEO текст» от копирайтера. Я представляла себе заспамленную ключевыми словами бестолковую портянку текста:

Но на самом деле это ложный стереотип. Качественный SEO текст — это полезная статья, которую адаптировали под алгоритмы поисковых систем. Таким образом, чтобы не только содержал пользу для читателя, но и был «понятен» алгоритмам поисковой системы.

Наличие и частота вхождения ключевых слов (запросов, которые вводит пользователь в поиск) — не главный критерий для ранжирования материала в поисковой выдаче. Поведенческие показатели главнее. Яндекс и Google смотрят, как долго пользователь был на сайте, дочитал ли материал до конца и вернулся ли в поиск с тем же запросом. И на основе этих данных принимают решение — был ли материал полезным. Если да, то помещают его в ТОП.

Но это не значит, что работать над технической оптимизацией совсем не нужно. Нужно. Для этого в ТЗ копирайтеру обязательно нужно указать требования по SEO-оптимизации.

Что должно быть в ТЗ для копирайтера

Техническое задание на копирайтинг должно содержать указания на 8 уровнях:

  1. Маркетинг — для какой аудитории пишем текст, какие боли решаем и что хотим получить в итоге.
  2. SEO — указания от специалиста по поисковому продвижению, как нужно оформить текст, чтобы на целевые запросызапроы аудитории он был в ТОПе выдачи Яндекса или Google.
  3. Фактура — исходные данные, о чем будет текст.
  4. Структура — какие требования нужно соблюсти при построении «скелета» текста.
  5. Стилистика — какие требования к стилю текста вы предъявляете, какой tone-of-voice нужен.
  6. Грамотность — какие требования к проверке текста на ошибки вы будете предъявлять.
  7. Изображения — как оформить текст.
  8. CTA — призыв к действию, что вы хотите, чтобы читатель сделал после прочтения.

Пункты 1, 2, 3 и 8 — уникальны для каждой статьи. остальные пункты универсальны их можно просто копировать из ТЗ в ТЗ.

Пример качественного ТЗ для SEO-текста

Скачайте шаблон ТЗ копирайтеру, который я подготовила на примере статьи «Как составить контент-план: 9 шаблонов для разных бизнесов».

Уровень 1. Маркетинг

Это фундамент для будущего «дома». Если фундамент не подходит, по стенам пойдут трещины, и коттедж может просто развалиться. Можно написать прекрасный, увлекательный, полезный текст, но он не даст результата, потому что вы писали совсем не о том и не для той аудитории.

Например, фотограф хочет написать статью, которая привлечет клиентов на свадебные фотосессии. Если он не подумает о тексте как маркетолог, то может написать статью о том, какой объектив подойдет для портретной фотосъемки с идеальным боке. Эту статью прочитают другие начинающие фотографы и напишут в комментариях «Спасибо, очень полезно!» Но на фотосессии записываться никто не будет. Потому что клиентам на свадебные фотосессии интересно прочитать про то, как выбрать локацию для съемок и красиво выглядеть на фотографиях, а не про объективы.

Маркетинговые требования для ТЗ вытекают из контент-стратегии. Без стратегии нельзя приступать к созданию контента. Подробно о том, как составить стратегию и какие маркетинговые задачи ставить перед контентом, читайте в статье «Как разработать Digital-стратегию и составить прогревающую воронку контента». Далее я в общих чертах расскажу, что должно быть в ТЗ копирайтеру на уровне маркетинга.

На какого читателя рассчитан текст

В ТЗ копирайтеру на текст нужно объяснить для какой аудитории он будет писать. Для этого можно воспользоваться методом персон — придумать для сегмента аудитории «аватара» и описать его. Копирайтеру будет проще представить, что отличает вашу аудиторию, кто они такие и чем занимаются. Текст будет обращен к конкретным людям и будет им интересен.

В какие боли бьет текст?

Укажите в ТЗ копирайтеру, какие проблемы есть у аудитории, что их беспокоит. Именно на эти боли копирайтер должен будет дать ответ в тексте. Боли должны быть отражены в заголовке, лиде, выводах.

В чем решение проблемы

Расскажите в ТЗ копирайтеру, как вы предлагаете решать проблему аудитории. Приведите алгоритм, который автор перенесет в итоговую статью из задания на текст.

Экспертность в чем нужно показать?

Статья должна сформировать образ эксперта у читателя. Для этого в ТЗ на SEO текст нужно объяснить копирайтеру, в чем заключается экспертность вашей компании. Расскажите, что вы считаете правильным, что вас отличает от конкурентов, и какие подходы вы не приемлите.

Какое полезное действие для читателя имеет этот текст?

Конечно, нужно не забыть отразить в ТЗ для копирайтера, что вы предлагаете читателю сделать после прочтения статьи. Какой шаблон действий он должен позаимствовать у вас после прочтения.

Уровень 2. Технические SEO требования к тексту

На этом уровне нужно отразить требования к оптимизации текста. Их может подготовить только SEO-специалист, который изучит материалы конкурентов на эту тему, поисковые запросы в сервисах Яндекс.Вордстат и Google Search Console. В задании на SEO должны быть отражены следующие пункты.

Ключевые слова

Список ключевых слов, которые пользователи вводят в поисковике, когда ищут ответ на свой вопрос. Специалист должен указать, какие фразы нужно включить с точным совпадением фразы, а какие можно более вольно вплетать в предложения. Это не значит, что мы должны делать «SEO-портянки» с перечислением ключевиков. Текст должен быть осмысленным и читаемым (про стилистику ниже), но без ключевых слов поисковая система не сможет понять на какой запрос показывать ваш материал.

Мета-теги

Очень важная часть технического SEO. Мета-теги — это специальные части кода страницы, которые помогают поисковой системе понять о чем ваш материал (наравне с ключевыми словами).

Тег Title
Отображается в качестве названия вкладки в браузере, когда пользователь отткроет вашу страницу. Должен быть не более 75 символов в длину и обязательно содержать точное вхождение главного ключевого слова.

Тег Description
Краткое описание содержания страницы. Оптимально, если будет до 35 слов в длину. В тег нужно включить дополнительные ключевые фразы.

Тег H1
Это заголовок вашей статьи. Он должен быть цепляющим, чтобы заставить человека прочитать статью, но также должен содержать ключевое слово, оно будет подсвечено жирным шрифтом в поисковой выдаче.

Структура заголовков

Важную роль для SEO играет не только первый заголовок Н1, но и все остальные. SEO-специалист должен предложить такую структуру статьи, которая будет отвечать на поисковой интент (вопрос пользователя). Эта структура послужит каркасом будущего «дома», к которому будут крепиться стены, потолок и крыша.

Уровень 3. Фактура

Фактура — это термин из мира журналистики. Он означает исходные данные, которые копирайтер возьмет из ТЗ на текст, чтобы написать статью. Если проводить аналогию с живым организмом, то маркетинг и SEO — это скелет статьи, а фактура — это мясо, которое на него нанизывается.

Фактуру можно брать из интернета, тогда это будет рерайт существующей информации. Но гораздо ценнее данные, которые даст эксперт. Тогда это будет уникальная и полезная информация. К сбору фактуры для ТЗ копирайтеру нужно подойти особенно тщательно.

Уровень 4. Структура

ТЗ копирайтеру должно содержать требования к структуре текста, по которым вы будете принимать работу. Они, как правило, универсальны и одинаковы для всех статей.

Проверьте:

  • Текст – не поток сознания, можно пересказать тезисно. При беглом просмотре понятно, о чем написано в тексте
  • Делим текст на блоки с помощью подзаголовков. Каждые 400-500 знаков текста новый подзаголовок.
  • Соблюдаем иерархию Н1, Н2, Н3.
  • Перечисления оформляем списком
  • Единообразие подзаголовков

Уровень 5. Стилистика

Требования к стилистике, как и к структуре одинаковы для всех материалов. Если вы пишете информационный текст, то следуйте рекомендациям Ильяхова по «инфостилю».

Проверьте, что в тексте нет самых частых стоп-фраз и ошибок:

  • избыточные местоимения;
  • вводные конструкции;
  • паразиты времени;
  • отглагольные;
  • пассивный залог;
  • гипераргументация: слова-усилители, оценочные прилагательные;
  • хвалебные слова про себя и пафос.

Уровень 5. Стилистика

Это статистика по лидам от другого моего В2В клиента (digital-агентство), подробнее — читайте в статье «Как организовать отдел контент-маркетинга: рекомендации и опыт одной компании».

Уровень 6. Грамотность

Когда все остальное поправили, вычитайте текст. Используйте сервисы:

  • Orfogrammka.ru
  • Litera5.ru
  • LanguageToo.org

Уровень 7. Изображения

Требования к изображениям универсальны для любых информационных статей.

Должны быть:

  • свежие скриншоты,
  • не используем стоковые изображения такого характера.

Вы можете приложить их в качестве примера и описать, что требуется нарисовать, дизайнер сделает уникальные:

  • если есть таблица, делайте ее в google docs, наш дизайнер нарисует;
  • если есть блок-схема, сделайте ее в любом mind map.

Уровень 8. Призыв к действию

Не стоит рассчитывать, что после прочтения статьи пользователь сам догадается оставить заявку на консультацию, подписаться на рассылку или скачать лид-магнит. Его нужно к этому побудить — это называется СТА — call to action. Призыв нужно обязательно отразить в ТЗ копирайтеру на текст. Смело добавляйте в статью несколько разных, не бойтесь переборщить, статья — это не лендинг, где должен быть 1 призыв к действию. В статье нужно предусмотреть СТА на разную степень готовности к покупке, один читатель уже готов нести деньги в кассу, а другой — только узнал вас и сначала он готов только подписаться на рассылку. Варианты СТА:

Примеры действий для разной степени прогретости читателя:

  • Скачали чек-лист
  • Подписались на рассылку
  • Активировали промокод
  • Подключили демо
  • Перешли в каталог и купили

Итог: Как написать ТЗ для копирайтера

Алгоритм, как правильно составить ТЗ копирайтеру для написания текста:

  1. Продумайте маркетинговые задачи текста и составьте общие рекомендации.
    Опишите аудиторию текста, что волнует читателя, какие у него есть боли. Пропишите в ТЗ для копирайтера цель статьи, тему и предполагаемый объем. Укажите, в чем нужно отразить вашу экспертность.
  2. Пропишите SEO параметры будущего текста.
    Укажите какие ключевые слова нужно использовать, какие мета-теги использовать и предложите структуру заголовков для будущей статьи.
  3. Добавьте в ТЗ указание откуда брать данные для написания статьи.
    Это могут быть ссылки на статьи в интернете, но материал будет более ценным, если вы добавите в ТЗ для копирайтера собственные экспертные данные. Это может быть интервью со специалистом, вашим клиентом или ваши другие материалы.
  4. Обязательно укажите в ТЗ копирайтеру критерии структуры, стилистики и визуального оформления.
    Эта часть ТЗ неуникальна и может кочевать из задания в задание.
  5. Добавьте СТА.
    Не забудьте указать копирайтеру в ТЗ, к какому целевому действию он должен подвести читателя.

Пример качественного ТЗ для SEO-текста

Скачайте шаблон ТЗ копирайтеру, который я подготовила на примере статьи «Как составить контент-план: 9 шаблонов для разных бизнесов». Вы можете составить ТЗ на свою статью по этому же шаблону ТЗ для копирайтера. Достаточно изменить пункты 1, 2, 3 и 8 под свой материал, остальные — универсальны для каждого текста.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда