{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Теория длинного хвоста. Или почему у Яндекс.Дзен, Wildberries и даже Facebook не получается создать настоящую платформу

Я вспомнил теорию длинного хвоста и она все объясняет. Все, что происходит сейчас на рынке платформ в таких нишах как медиа, ecommerce и ИТ. И как сделать успешную платформу по моему мнению? Об этом я расскажу в данной статье.

Вик Енот Довнар
Основатель Hooglink.com

Подписывайтесь на телеграм канал @vikenot если хотите читать про ecommerce, подписывайтесь в инстаграм @enot_vik если хотите читать про медиа.

До меня только что дошло почему платформенный бизнес современности постепенно превращается в отборное дер*мо. Ни у кого нет ощущения, что мы уже стали героями сериала “черное зеркало”?

Доставка курьером продуктов на дом (я уже не помню когда ходил в продуктовый магазин в России), фильмы по Netflix и Амедиатеке (кстати, вышел новый сезон “Миллиарды”), бесконечная лента новостей в Дзен.

Но при этом посмотрите сколько низкосортного дер*ма нас окружает. Добрые 32% товара, продающегося на ведущих маркетплейсах - это подделки и контрафакт с “Садовода” и других рынков. Почему так происходит?

90% материалов на Я.Дзен - чернуха и низкопробный “успешный успех”. Примитивные тексты для людей, которые не хотят включать мозг, плюс короткие видео типа ТikTok.

Как платформа в это превратилась?

Нас макают в мир “бегущего по лезвию” и мы за это еще и благодарны. Мы называем это эволюцией и технологиями.

Что такое "длинный хвост"?

В 2004-м году Крис Андерсон в журнале Wired сформулировал теорию и бизнес-модель длинного хвоста. На этой модели были построены все платформы. Ее суть в том, что продажи огромного количества нишевых товаров платформы, сопоставимы с продажами бестселлеров. То есть развивайте огромный ассортимент, для огромного количества ниш и ваши продажи будут больше, чем если вы будете продавать только бестселлеры.

Де факто об этой теории, многие маркетологи такие как, например, Сет Годин говорили примерно следующее: “Мы все уникальны и нам нужно разное, длинный хвост дает маргиналам то, что они хотят…”.

Длинный хвост создает пространство вариантов вокруг вас. Причем создателей этих вариантов (товаров, услуг, контента) платформа вознаграждает прибылью. Это идеальный мир, в котором люди реализуют себя как предпринимателей, потребители получают новый опыт, а общество развивается.

На самом деле многие платформы типа Facebook, Groupon, AirBnb, Amazon начинались именно на этих принципах.

Но со временем руководители платформ стали настраивать свои алгоритмы так, чтобы получить максимум прибыли (пусть и краткосрочной) и система пошла по езде…

Поговорим о Я.Дзен:

Я.дзен задумывался как платформа, где каждый может найти себе контент по интересам. Алгоритмы платформы считывают интересы пользователя и показывают ему контент. Рекламный же бюджет на продвижение контента делится между платформой и теми, кто пишет действительно качественные материалы. Чем интересней контент, тем больше зарабатывают авторы.

Я когда-то вел канал на Я.Дзене и статьи выходили в топы. Это было потрясающе.

Платформа, которая сама дистрибутирует свой контент. Это же сказка для авторов.

Но через пару лет алгоритмы начали понимать статистику CTR (по кликам на статью) и поняли, о чудо… что чаще всего люди кликают на кликбейт, а что там в статье уже не важно. В итоге начали поощрять кликбейтные материалы.

То есть если вы пишете для узкой ниши поклонников Чайковского, вас дистрибутировать не будут. Вашу статью поклонники Чайковского не увидят. Потому что, извините, так устроен мозг, люди будут кликать на новости о очередной смертельной болезни Аллы Пугачевы или предпологаемых изменах Андрея Кончаловского или успешном успехе: 20 способов заработать миллион за 15 секунд, даже если вы считать не умеете.

И что случилось? Площадка превратилась в “отстойник” для низкопробного материала. Люди перестали читать. Я ушел с площадки и настроил браузер так, чтобы эта жесть мне не показывалась.

Прошло время и сейчас авторы повально повалили с площадки. Дескать денег и аудитории там нет.

Вот, что пишет Александр Иванов (наверное, самый уважаемый человек на ecommerce рынке в РФ):

“Что они сделали не так? Вместо того, чтобы развивать длинный хвост Яндекс пошел по пути “дать людям то, что они хотят” или даже нет, не так так,а “дать людям то, что они думают, что хотят”.”

Краткосрочно - Яндекс заработал. Долгосрочно - потерял. Любое медиа, которое скатывается в фастфуд-информацию - в скором времени погибает.

Поговорим о Маркетплейсах

Та же история с марктеплейсами. Давайте разбираться.

Продать дешевый аналог, который якобы обладает теми же функциями легче, пусть он и худшего качества, чем продавать дорогой. Если взять каталог любого маркетплейса, не всегда понятно, от чего складывается цена на товар.

Две категории ювелирной бижутерии за 5000-8000 рублей и 600-800 рублей.

1 вариант:

2 вариант

Вам тоже кажется что дешевые товары выглядят на картинке лучше чем дорогие?

Металл и все остальное похоже. Поэтому если смотреть в листинге маркетплейсов по слову “бижутерия” - WB выдает дешевые товары или товары со скидкой.

Зачем более дорогим брендам выходить туда, я даже не знаю. Потому, что маркетплейс продает их только тем, кто и так хотел их купить. Безумное расточительство.

В итоге маркетплейс стимулирует потребителя покупать подделки за меньшие деньги. Ведь никаких фильтров по качеству нет.

Пример из нашего чата обманутых селлеров: девушка продает подушки по 1600 рублей, за 6 минут выкупили более 1000 штук. Теперь она отменяет заказы, чтобы не попасть на миллион рублей. Прощай рейтинг.

Отзывы тоже. Вчера на своем телеграмм @vikenot опубликовал пост “как выйти в маркетплейсы экологичным способом”. И что вы думаете? Куча людей начало писать, что выкуп своего товара - это единственный путь для того, чтобы получить хорошие отзывы на товар.

Кстати, как вы думаете выкупить свой товар легче вот таким дешевым брендам или все-таки более дорогим, у которых производства, косты и вложения в маркетинг?

Вообще заставлять выкупать свой товар ради отзывов - мерзко. А я не понимаю, зачем покрывать эту политику.

В итоге на первом месте мы видим зачастую откровенные подделки. Когда оригинальные бренды находятся в самом низу рейтинга.

Нам продают не то, что мы хотим на самом деле. А то на что мы запрограммированы!

Платформенный бизнес работает на мозг ящера, внутри нас, а не на неокортекс. В итоге вместо "обещанного рая" - мы окружаем себя непроглядным дер*мом.

Какой должна быть настоящая платформа?

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. В идеале весь платформенный бизнес должен перейти на децентрализованные платформы, которые управляются четкими правилами и регулируют спрос и предложение.

Интернет может состоять из множества фан сообществ как и предполагали Крис Андерсен и Сет Годин. Искусственный интеллект платформ, который обучается не на примерах выбора, который делают основные массы пользователей, а на примерах выбора, который делают небольшие группы индивидуумов.

Придумал интересный товар - продаешься. Создал интересный контент для ниши - читаешься, в зависимости от величины ниши.

Платформа должна показывать новый товар и новый контент вне зависимости от “быстрых” реакций пользователя с расчетом на долгосрочное потребление. Жесть, которая воспринимается древним “мозгом ящера” как желаемая для потребления, не имеет права постоянно мелькать перед монитором.

Что делать предпринимателям сейчас?

  • Создавать свое медиа и фан сообщество. Сейчас это можно сделать просто как никогда. Скорее всего ваша ЦА изголодалась по качественной, новой и не банальной информации, поданной интересным способом.

Именно поэтому растут такие медиа-журналы как vc, т-ж, код, hooglink, брокколи и т.д.

  • Делать продукт, услугу, контент - ориентированный на сообщество, а не тренды общества в целом. Так у вас будет меньше конкурентов и больше доверия. В свое время divan.ru начал выпускать разноцветные диваны хорошего качества в среднем сегменте. Тогда очень мало было реально дизайнерских диванов российского производства. Мне кажется, их вообще не было.
  • Спрашивать сообщество, что-бы вы хотели, чтобы мы сделали? Какой продукт выпустить? В свое время наше ecommerce сообщество Hooglink запрашивало инструмент работы по CPA-модели, мы под него создали сервис Hooglonk.io и в первый день запуска было более 90 заявок на подключение b2b сервиса, что на b2b рынке вообще нонсенс.
  • Думать о подписной модели бизнеса. Мир и ИТ-гиганты, обладающие огромными ресурсами, будут пытаться продать вашему сообществу всякий шлак. Защититься от этого, можно подключив подписную модель, когда вы оказываете услугу или продаете товар на постоянной основе, но с определенными выгодными условиями.

Например, американская компания Dollar Shave Club - продает лезвия с диковинными названиями на основе ежемесячной подписки. Вы можете попробовать разные лезвия, которые не купишь в других магазинах.

  • Запускать CTM-бренды под своей собственной маркой. Теперь это не дорого.

Важно при запуске CTM не просто переклеивать ярлыки, а давать ценность. Например, компания TOMS при покупке пары обуви, дает еще одну такую же пару босоногому ребенку из Аргентины и Африки. Башмаки самые обычные, но с большим лого ТОМS. С одной стороны это идентифицирует участников сообщества как благотворителей (социальная валюта), с другой стороны брендирует обувь и делает ее узнаваемой.

Было продано и (а еще подарено) несколько миллионов пар обуви. При этом компания прибыльна. О ценности для ecommerce в этой статье:

Как конкурировать с Wildberries или создание ценности для e-commerce!

Формула создания ценности, отличие от конкурентов в e-commerce и почему на маркетплейсах хочется покупать.

Мысли на вечер

Знаете, много моих статей выходит в топ на vc и в топ поиска Яндекс. У нас уже 3 телеграм канала с общей аудиторией более 7000 предпринимателей.

Последняя статья была особенно спорная, было много хейта и много комментариев. Она вошла в обсуждаемое на vc.

Но знаете что, мне важны именно те люди, которые разделяют мои ценности, которые пишут “Блин, чувак, я об этом думал, а ты сказал это вслух” или “Ты мне дал что-то новое, то, о чем я и не догадывался” или “О, круто, я применил и у меня пошел бизнес”.

Они и есть мое сообщество.

Вопрос, кто ваше?

Телеграмм @vikenot

0
83 комментария
Написать комментарий...
Макс Лысюк

Работаю в торговле довольно давно, есть и свои мысли по данному поводу... По большому счету с автором согласен, у нас и уровень культуры потребления качественных услуг у населения довольно низкий.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

А есть качественные услуги?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лысюк

Есть разумеется. Про это и речь. И если у вас есть сомнения, то либо вы не потребитель таких качественных услуг (проходите мимо их), либо это говорит о "низком качестве потребления предлагаемых вам услуг" в местах где вы бываете и просто напросто не видите их.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Расскажите пожалуйста подробнее, где и когда вы видели у нас качественные услуги. Это очень важно, пишу диссертацию по тотальной деградации качества услуг в РФ, нигде не могу найти качественное. Но не могу же я написать в диссере всего четыре слова: "наша сфера обслуживания - говно".

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kostenko

А что вы называете качественной услугой?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Ну вот, пожалуйста. Люди даже не знают, что это такое.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kostenko

Ну это же относительное понятие, вот я вас и спрашиваю, что по вашему мнению является действительно качественной услугой, учитывая человеческий фактор.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Относительное понятие? )))) Вы правнук Эйнштейна?

Окей, относительно некачественных услуг - качественные услуги намного более качественны. Думаю, это исчерпывающе.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kostenko

Так критерии то какие у вас, вы так и не написали. То что для меня может быть "качественной" услугой, для вас может и не быть)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

В качестве примера. Во всем мире в Макдаке соблюдают корпоративный стандарт - свежеприготовленные бургеры, картошка и др. жратва ждет покупателя не более 5 минут, после чего она подлежит утилизации как негодная. Так везде, кроме России. Здесь вполне могут выдать холодную картошку, лежащую уже полчаса, или теплую колу без газа. И это в Макдаке, где обычно царят строгие стандарты качества. Что тут говорить об остальных

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лысюк

Хороший пример привели с МД, по сути ваших притензий уже видно, что разницы вы не понимаете. Критерием качественных услуг для вас будут в т.ч. признанные в мире сервисы, как навязанные. А вот качественного услуг специалиста например банковских услуг, от робота отвечающего по скриптам, вас никогда не удовлетворит.

У нас разный опыт, через специалиста проходят тысячи клиентов и он имеет, как статистику, так и опыт, а вы как потребитель по определению не имеете его, только ваши штучные обращения.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Молодой человек, додумывать за собеседника - занятие априори неблагодарное. Не рекомендую.

Что касается холодной еды в кафе - это не зависит от брэнда. Что касается банковских услуг - критерием качества здесь является оперативное и ненавязчивое решение проблем клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лысюк

Мы говорим с вами об одинаковых вещах при разном опыте. Вы пытаетесь натянуть низкое качество выбираемых вами мест обслуживания на мои примеры качественного предоставления услуг. У вас и впредь будет стакан наполовину пуст, не стоит ныть о том "как плохо", позаботьтесь о том, как "как будет хорошо" прежде всего для себя.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Вы не привели никаких примеров качественного предоставления услуг. Ничего, кроме демагогии.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лысюк

При одинаковых примерах, вы обычный потребитель не имеющий оценку качества в срезе, что действительно приведёт к демагогии. Рад был подискутировать с вами, благодарю за внимание

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Ох Максимка, ты ничего обо мне не знаешь, но уже сделал обо мне массу далеко идущих выводов ))) Путь заблуждений.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда