Почему концепция стейкхолдеров стала важным инструментом для развития бизнеса?
Предыдущая статья на тему стейкхолдеров была опубликована в этом аккаунте на VC больше 1.5 лет тому и набрала около 10 000 прочтений.
Видя такой интерес я решил снова вернуться к этой теме.
При обсуждении той статьи Артем Фоменков высказал интересное мнение, которое я публикую полностью.
«Статья интересная. Похожее я читал недавно на сайте Трансформа1. Неплохо в "Коммерсанте" написано о позиции профессора Колганова по этому вопросу. Скажу одно: "капитализм стейкхолдеров" возможен только при условии, что формальные и неформальные институты подталкивают людей к долгосрочному сотрудничеству в рамках рыночной экономики. Грубо говоря, если люди хотят украсть у других или всеми своими действиями показывают, что им плевать на место, где они живут, то капитализм стейкхолдеров не возможен».
Немного истории.
Известный экономист Милтон Фридман считал, что у бизнеса одна задача — максимизировать прибыль.
Следующий шаг – максимизация стоимости бизнеса.
Реализуя эту задачу предприниматели/акционеры стремились жить по заветам корпоративного эгоизма.
Такая политика, по мнению многих экономистов, вела бизнес в тупик.
Новая подход был предложен Клаусом Швабом в 1970-е годы.
Он дал название – «капитализм стейкхолдеров».
Сама концепция стейкхолдеров была разработана Эдвардом Фриманом.
В рамках этого подхода утверждается, что устойчивое развитие организации зависит от качества взаимоотношений с разными группами заинтересованных сторон.
Суть концепции.
Достижение целей и будущее компании важно не только для акционеров, а также для более широкого круга лиц, которых называют стейкхолдерами.
Следующий шаг был сделан на Всемирном экономическом форуме в 2020 году, когда стали активно обсуждать, что бизнес – это социальный организм, а не просто экономическая единица по созданию прибыли.
Параллельно с этим вводится новый стандарт управления, которые сокращенно именуется ESG.
Википедия:
«Экологическое, социальное и корпоративное управление (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG) — это совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем»
Учитывая, что этот стандарт активно внедряется в практику управления крупного и среднего бизнеса, имеет смысл более подробно поговорить о концепции стейкхолдеров и ее применении в управлении бизнесом.
Немного теории.
Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) –это группы физических или юридических лиц, которые обладают определенными ожиданиями в отношении результатов и деятельности конкретной организации и вкладами.
Ожидание – это то, что стейкхолдер хочет получить от компании, вступая с ней во взаимодействие.
Вклад – это то, что важно компании получить от данного стейкхолдера для обеспечения своего успешного развития.
Взаимодействие стейкхолдеров с компанией может носить, как положительный характер, в случае совпадения ожиданий с текущими результатами для конкретной заинтересованной стороны, так и отрицательный характер, если они не совпадают.
К ключевым заинтересованным сторонам в бизнесе всегда относят следующие категории:
· акционеры/собственники
· менеджмент
· сотрудники
· клиенты
- поставщики
Важно.
Концепция стейкхолдеров фокусирует внимание собственников/акционеров и топ-менеджмента на том, что достижение желаемых результатов компании прямо зависит от вложения разнообразных ресурсов, владельцами которых являются те, кого называют стейкхолдерами.
Размышления и практика.
Вопрос.
На что повлияла пандемия?
На ожидания некоторых ключевых типов стейкхолдеров:
• Клиентов
• Сотрудников
Клиенты.
Ощутили удобство покупок в онлайн-формате, поэтому многие компании, которые об этом раньше не задумывались, встали перед выбором: ухудшить свои результаты или перейти в онлайн?
Пример силы этой тенденции.
Премиум-бренды, предлагающие одежду, которые до последнего времени «держали оборону» и развивали только оффлайн магазины, начали выходить на маркетплейсы.
Например.
На Озоне появились Prada, Ferragamo Salvatore и др.
Сотрудники.
Возникли противоречия между сотрудниками и руководством
Gartner провел исследование с участием 4000 человек по всему миру, которое позволило выявить шесть ситуаций, по которым кардинально расходятся мнения руководителей и рядовых сотрудников.
В таблице некоторые итоги этого исследования.
По материалам компании Gartner (опубликовано в THE Bell)
Эти разрывы «говорят» о том, что есть ожидания, которые во многих компаниях реализуются частично.
Важный момент.
Увеличение доходов сотрудников не воспринимается, как "заменитель" этих ожиданий.
Обратная сторона медали - минимизация вкладов со стороны сотрудников в развитие бизнеса.
Последствия для компании.
Нет соответствующих вкладов-нет желаемых результатов и устойчивого роста бизнеса.
Комментарий.
На мой взгляд расхождение в наличии целеустремленности объяснимо расхождениями по предыдущим ситуациям, отраженным в опросе.
Отсутствие целеустремленности приводит к снижению результативности.
Вопрос.
Что дает компании знание ожиданий ключевых заинтересованных сторон и оценка степени их реализации?
Рассмотрим на примере клиентов.
Какое поведение ожидает компания от своих клиентов?
Эти пункты являются вариантами вкладов клиентов компании в ее развитие.
Вопросы:
- Знает ли компания ожидания, которые необходимо выполнить, чтобы ее клиенты реализовывали пункты, начиная с пункта С?
- Что компания делает сейчас для того, чтобы получать выбранный уровень вклада от своих клиентов?
Если Вас интересуют практические аспекты использования концепции стейкхолдеров в управлении Вашим бизнесом, напишите здесь.
Обсудим!