{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему концепция стейкхолдеров стала важным инструментом для развития бизнеса?

Предыдущая статья на тему стейкхолдеров была опубликована в этом аккаунте на VC больше 1.5 лет тому и набрала около 10 000 прочтений.
Видя такой интерес я решил снова вернуться к этой теме.

При обсуждении той статьи Артем Фоменков высказал интересное мнение, которое я публикую полностью.

«Статья интересная. Похожее я читал недавно на сайте Трансформа1. Неплохо в "Коммерсанте" написано о позиции профессора Колганова по этому вопросу. Скажу одно: "капитализм стейкхолдеров" возможен только при условии, что формальные и неформальные институты подталкивают людей к долгосрочному сотрудничеству в рамках рыночной экономики. Грубо говоря, если люди хотят украсть у других или всеми своими действиями показывают, что им плевать на место, где они живут, то капитализм стейкхолдеров не возможен».

Артём Фоменков

Немного истории.
Известный экономист Милтон Фридман считал, что у бизнеса одна задача — максимизировать прибыль.
Следующий шаг – максимизация стоимости бизнеса.
Реализуя эту задачу предприниматели/акционеры стремились жить по заветам корпоративного эгоизма.
Такая политика, по мнению многих экономистов, вела бизнес в тупик.

Новая подход был предложен Клаусом Швабом в 1970-е годы.
Он дал название – «капитализм стейкхолдеров».
Сама концепция стейкхолдеров была разработана Эдвардом Фриманом.
В рамках этого подхода утверждается, что устойчивое развитие организации зависит от качества взаимоотношений с разными группами заинтересованных сторон.

Суть концепции.

Достижение целей и будущее компании важно не только для акционеров, а также для более широкого круга лиц, которых называют стейкхолдерами.

Следующий шаг был сделан на Всемирном экономическом форуме в 2020 году, когда стали активно обсуждать, что бизнес – это социальный организм, а не просто экономическая единица по созданию прибыли.

Параллельно с этим вводится новый стандарт управления, которые сокращенно именуется ESG.

Википедия:
«Экологическое, социальное и корпоративное управление (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG) — это совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем»
Учитывая, что этот стандарт активно внедряется в практику управления крупного и среднего бизнеса, имеет смысл более подробно поговорить о концепции стейкхолдеров и ее применении в управлении бизнесом.

Немного теории.

Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) –это группы физических или юридических лиц, которые обладают определенными ожиданиями в отношении результатов и деятельности конкретной организации и вкладами.
Ожидание – это то, что стейкхолдер хочет получить от компании, вступая с ней во взаимодействие.
Вклад – это то, что важно компании получить от данного стейкхолдера для обеспечения своего успешного развития.
Взаимодействие стейкхолдеров с компанией может носить, как положительный характер, в случае совпадения ожиданий с текущими результатами для конкретной заинтересованной стороны, так и отрицательный характер, если они не совпадают.
К ключевым заинтересованным сторонам в бизнесе всегда относят следующие категории:
· акционеры/собственники
· менеджмент
· сотрудники
· клиенты
- поставщики

Важно.
Концепция стейкхолдеров фокусирует внимание собственников/акционеров и топ-менеджмента на том, что достижение желаемых результатов компании прямо зависит от вложения разнообразных ресурсов, владельцами которых являются те, кого называют стейкхолдерами.

Размышления и практика.
Вопрос.
На что повлияла пандемия?
На ожидания некоторых ключевых типов стейкхолдеров:
• Клиентов
• Сотрудников

Клиенты.

Ощутили удобство покупок в онлайн-формате, поэтому многие компании, которые об этом раньше не задумывались, встали перед выбором: ухудшить свои результаты или перейти в онлайн?
Пример силы этой тенденции.
Премиум-бренды, предлагающие одежду, которые до последнего времени «держали оборону» и развивали только оффлайн магазины, начали выходить на маркетплейсы.
Например.
На Озоне появились Prada, Ferragamo Salvatore и др.

Сотрудники.

Возникли противоречия между сотрудниками и руководством
Gartner провел исследование с участием 4000 человек по всему миру, которое позволило выявить шесть ситуаций, по которым кардинально расходятся мнения руководителей и рядовых сотрудников.
В таблице некоторые итоги этого исследования.

По материалам компании Gartner (опубликовано в THE Bell)

Эти разрывы «говорят» о том, что есть ожидания, которые во многих компаниях реализуются частично.
Важный момент.
Увеличение доходов сотрудников не воспринимается, как "заменитель" этих ожиданий.
Обратная сторона медали - минимизация вкладов со стороны сотрудников в развитие бизнеса.
Последствия для компании.
Нет соответствующих вкладов-нет желаемых результатов и устойчивого роста бизнеса.

Комментарий.
На мой взгляд расхождение в наличии целеустремленности объяснимо расхождениями по предыдущим ситуациям, отраженным в опросе.
Отсутствие целеустремленности приводит к снижению результативности.

Вопрос.
Что дает компании знание ожиданий ключевых заинтересованных сторон и оценка степени их реализации?
Рассмотрим на примере клиентов.
Какое поведение ожидает компания от своих клиентов?

Эти пункты являются вариантами вкладов клиентов компании в ее развитие.

Вопросы:

- Знает ли компания ожидания, которые необходимо выполнить, чтобы ее клиенты реализовывали пункты, начиная с пункта С?
- Что компания делает сейчас для того, чтобы получать выбранный уровень вклада от своих клиентов?

Если Вас интересуют практические аспекты использования концепции стейкхолдеров в управлении Вашим бизнесом, напишите здесь.
Обсудим!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда