{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетинг для IT компании-разработчика или как перестать привлекать клиентов по сарафану

Всем привет! Меня зовут Антон Фортин. Около 5 лет я успешно применяю свои знания маркетинга в различных нишах бизнеса, 2 из которых я посвятил развитию IT-компаний. Сегодня я решил рассказать историю одного из таких сотрудничеств.

Сделаю небольшую ремарку. В целях сохранения коммерческой тайны точных цифр по продажам, название компании, ссылок на ресурсы предоставить здесь не могу. Если будут вопросы пишите мне в телеграм.

В 2020 году я пришел в компанию IT-разработчика систем дистанционного обучения (LMS). Тех, что используются для студентов вузов, центров ДПО, обучения сотрудников внутри корпораций и так далее. В тот момент у компании был старый сайт, который чуть продвигался по SEO + клиенты, которые приходили по сарафану — до 10 лидов в месяц. Поэтому от директора я услышал такую задачу — начать продвигаться с помощью маркетинга и подготовить платформу для продвижения собственных продуктов компании.

Скажу сразу. Маркетинг это не просто реклама и продажи. Маркетинг история системная, где есть множество каналов, рычагов давления и подключенных к ним инструментам. К слову об этом мы и рассказываем в нашем телеграм-канале.И только благодаря такому подходу получился результат, о котором идет речь. Проделанную работу я отразил на майндмэпе ниже:

А теперь по порядку…

Подготовка

Когда я пришел, никакой стратегии у компании не было. Зато было видение собственника бизнеса. Поэтому первое, что мы сделали — перевели образ на бумагу и провели анализ того, что есть.

А был у нас сайт на стареньком шаблоне WordPress, очень крутая команда разработчиков и ее ответственный подход к своей работе. Я провёл SWOT-анализ и хорошенько прошерстил рынок: как на нем продают, кому продают и какими методами.

С помощью тайного покупателя узнал, как работает маркетинг конкурентов. Для этого мы создали новый почтовый ящик, слегка переделали ТЗ одного из клиентов, зарегистрировали домен, поменяли номер телефона и начали прозванивать конкурентов. Да, вот такие подлецы (во благо бизнеса ;).

Кабинетный анализ конкурентов:

Этим не ограничились — с некоторыми назначили встречи, где нам провели презентации, показали кейсы и сделали коммерческие предложения. На основе данных я составил таблицу, где сравнил конкурентов. Так стало ясно, что стоимость услуги нашей компании конкурентоспособна. Причем конкурировать можно даже с крупными игроками.

Новости хорошие, продолжаем. Далее я собрал всю инфу и подготовил стратегию.

Бизнес стратегия: увеличить рост среднего чека за счет привлечения enterprise сегмента.

Маркетинговая стратегия: донести до сегмента enterprise свою экспертность в сфере через социальные доказательства (кейсы, отзывы, полезный контент) и правильную визуальную и смысловую упаковку (сайт, коммерческие материалы и тд). Использовать максимальное количество инструментов для того, чтобы клиенты приходили в компанию уже “прогретыми”. Тут обошелся без умных формулировок Портера. Главной задачей маркетинга стало замещение навыков продаж в компании.

Часть подготовленной стратегии:

Упаковка

Сайт сделали на Wordpress, а чтобы придать ему современный вид использовали плагин Elementor.

Структуру сайта составили:

  • Главная страница = маршрутизатор на другие разделы
  • Блок «о компании»
  • Блок с описанием услуг
  • Блок с вакансиями
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Создали презентацию компании с ссылками на отзывы и кейсы. Для позиционирования использовали инфу, полученную от постоянных клиентов в результате кастдева.

Коммерческие материалы до проработки выглядели так:

После так:

Поисковый маркетинг

Оценивая прошлый опыт, мы поняли, что самые крупные клиенты приходят с SEO. Поэтому при подготовке сайта учли все ключевые слова и подключили плагины, чтобы картинка была привлекательной и приятной.

Помимо этого сделали закупку внешних ссылок, карточки в Google и Яндекс.Бизнес. Выбрали стратегию постоянного обновления контента – каждый месяц публиковали 10-15 статей.

Сначала тексты писались по ключевым словам, чтобы поисковые системы фиксировали активность. При этом статьи проверялись экспертами, содержали пользу и были уникальными. В итоге за 1.5 года сначала результаты дал рост трафика в Яндексе 12 раз. 75 уников до 965. А вот как только количество контента перевалило за 50 единиц, начал выстреливать и Google. На нем удалось увеличить трафик примерно с 212 уникальных посетителей в месяц до 2200.

Блог на сайте:

Чтобы забить максимально большое пространство в поисковой выдаче и привлечь новые заявки, мы запустили еще и контекстную рекламу в Яндексе и Google. В результате, когда потенциальный клиент гуглил запрос, он видел сначала нашу рекламу, потом наши статьи, сайт и форму обратной связи. Из 15 строчек выдачи мы занимали первые 4-5.

Рост трафика из поисковых систем в разрезе 2-х лет:

Количество целевых лидов удалось увеличить с помощью этого канала от 2-3 в месяц до 15-20 в месяц.

Контент-маркетинг

Также мы решили контентом привлечь людей, которые входят в отдел принятия решений в компаниях клиентов. Это руководители отдела обучения, методисты, HR-директоры, айтишники и т.д. Поэтому в блоге стали появляться материалы именно для них.

VC.ru:

C помощью постоянной генерации контента, отвечающего тенденциям рынка и интересам пользователей удалось раскрутить блог на площадке VC.ru.

Кстати тут есть чем похвастаться - самая успешная статья набрала более 110 000 просмотров и более 300 комментариев. В телеграм за небольшой промежуток времени подписалось более 100 человек. А мы сидели с довольной улыбкой) Не забывай и ты заходить в наш телеграм-канал, чтобы мы тоже были довольные.

Но конечно, этого было мало.

Телеграм-канал

Опросив клиентов мы узнали, где они потребляют проф. информацию. Создали телеграм-канал и с помощью статей на VC.RU и Spark привлекали туда аудиторию. Довольно успешно — на момент описания кейса у нас 987 подписчиков. Кроме перегона трафика с площадок использовали следующие методы продвижения:

  • Взаимопиар с другими каналами
  • Брали интервью у авторов больших блогов и потом просили сделать репост
  • Покупали рекламу в профильных тг-каналах
  • Комментировали похожий контент

YouTube

Также брали интервью с экспертами рынка в видеоформате, публиковали скринкасты и ликбез по настройке систем, которыми и занимается компания, в YouTube. На данный момент на канале 6000 просмотров, за которых мы заплатили ровно 0 рублей. Сами договаривались с участниками будущих видео, а после даже просили их сделать репост. Так аудитория продолжала расти.

Немного аналитики:

ABM-маркетинг и партнерский маркетинг

Маркетинг ключевых клиентов = привлечение напрямую.

Мы поняли, что с крупными клиентами и партнерами важно связывать самостоятельно. Мы их прозвонили с помощью колл-центра + сделали таргетированную рассылку. После этого с нами вышли связь такие IT компании как Softline, Terralink, Галактика и тп. В итоге провели 15 встреч, получили 5 договоренностей.

В течение 3-х месяцев был заключен контракт на 400к, а дальше около 2-3 заявок ежемесяно поступало именно от тех компаний, с которыми мы связывались ранее. Поддерживать дальнейший контакт нам помогали: профиль в LinkedIn, email-рассылка и ведение социальных сетей.

Поддержка продаж

До начала работы ни воронки, ни системы продаж у компании не было.

1. Первое – создали воронку, продумали как будем закрывать клиентов, какие предложения будем делать и на какие боли жать. Подстроили кейсы под отрасли клиентов.

2. Второе – настроили CRM, где сделали автоответы с брифами. В какой-то момент заявок стало так много, что директор и менеджеры не успевали отвечать. Решили в первую очередь сотрудничать с крупными компаниями и теми, кто уже сформировал четкое ТЗ.

Из CRM решили использовать Битрикс 24:

Аналитика и работа над ошибками

Первоначально отчетность вел в таблице excel, плюс подключал Яндекс.Метрику и Google Analytics. После этого было решено делать сквозную аналитику по сделкам в битриксе и сравнивать ее со сквозной аналитикой таблицы Excel.

Примерно через год, когда все гипотезы были проверены, а выводы сделаны, мы решили заново провести анализ. Опросы и интервью, записи встреч и телефонных разговоров –– использовалась вся информация, которой мы обладали. В итоге исправили ряд ошибок, подкорректировали сегменты ЦА и продумали путь клиента. Для этого была подготовлена карта пути клиента (CJM).

Запуск нового продукта

Однажды я заметил, что у нас висит много заявок, которые не закрываются сделками. «Висел» целый сегмент — центры дополнительного профессионального образования. В ходе анализа выяснилось, что причина в том, что им не подходит цена услуги по кастомизации системы. Им требовалось недорогое коробочное решение. У нас такого еще не было. А они хотелииии :D

Поэтому я сделал анализ конкурентов, сформировал требования, составил ТЗ и попросил выделить для этой задачи разработчиков. Коробка была успешно создана. Сайт и нейминг тоже. Заказчики получили решение, которое их удовлетворило, а наша компания дополнительно получила за полгода + 700к. Но к сожалению, дальше по политическим причинам было решено прервать продажи продукта.

Аналитика конкурентов по функционалу:

Итоговые результаты

1. Трафик и SEO

  • Достигли SEO трафика свыше 3000 запросов в месяц. За 2021 год было привлечено 20 976 уникальных пользователей на сайт;
  • Увеличили в 6,5 раз количество прямых уникальных переходов с 96 до 627;
  • Получили 891 уникальных посетителей с ведения сторонних площадок.

2. Контент и подписная база

  • Создали подписную базу свыше 1000 человек, с помощью следующих сервисов:
  • Создания телеграм канала: 993 подписчиков;
  • Создания YouTube канала: 99 подписчиков;
  • Создания блога на портале VC.ru: 59 подписчиков;
  • Сбора базы для рассылки: более 100 подписчиков в базе;
  • На YouTube набрали 6000 просмотров, более 300 часов просмотров наших видео и 99 подписчиков.

3. Лиды

  • За все время получили 691 лидов, из них 248 были целевыми;
  • С помощью маркетинга были привлечены лиды из таких компаний как: Газпром, Shell, Ростелеком, Учи.ру, Росатом и тп. Напомню - без сарафана.

4. Продажи

  • Полным раскладом по цифрам здесь похвастаться не могу, но могу привести несколько прикольных кейсов;
  • Через созданную систему маркетинга пришла компания Shell;
  • Через год после начала работы с высоким сегментом был заключен первый контракт на 1 250 000 рублей с крупной торговой сетью;
  • Средний чек с входящих заявок вырос в 3 раза.

Вывод

Подытожить хочу тем, что путей для роста компаний немало, но выбрать один инструмент маркетинга = осознанно лишить себя успешного результата. Пробуйте, гипотезируйте, не бойтесь проверять свои идеи и не бойтесь ошибаться в них. Я перепробовал сотни способов, десяток в лучшем случае дюжина дала результат.

Я лишь могу сказать, что цели в этом кейсе я достиг. До трети оборота компания делает на входящих заявках. И только оставшаяся часть — это те самые сарафаны и наши постоянные клиенты. Руководитель компании может быть уверен в том, что если кто-то из основного состава клиентов компании отвалится, то компания останется на плаву и продолжит развитие.

Присоединяйтесь в мой телеграм-канал и осваивайте полезную информацию вместе с нами! Там у нас много годных новостей в сфере маркетинга, IT, финансов и саморазвития) А еще мы делаем чек-листы и шпаргалки, которые тебе могут пригодиться в работе! Залетай вообщем, мы ждем тебя.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Трубицын

Отличный пример трудолюбия и подхода с умом! А сколько специалистов было задействовано в раскрутке проекта?

Ответить
Развернуть ветку
Ноотроп
Автор

Я -как руководитель группы, контент-менеджер, три копирайтера и периодически меняющиеся подрядчики по трафику и консультанты. Итого четыре-пять стабильно, плюс еще по требованию.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трубицын

Достаточно хорошая команда для продвижения

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мареев

Классный кейс

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мареев

Платный трафик был в проекте?

Ответить
Развернуть ветку
Ноотроп
Автор

Был платный и бесплатный) Если говорить про платный, то это Яндекс.Директ и Google AdWords.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ноотроп
Автор

Конкретнее?))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smirnykh

Отличный кейс, есть чему поучиться, благодарю за подробное описание!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Balabin

Статья без аналитики, от слова совсем. Польза от прочтения нулевая. Очередное рекламное подделие для продвижения своих услуг.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда