Фокус на покупателе вместо характеристик товара: чему Pepsi научила Apple, Samsung и Starbucks
Конспект статьи Зандера Незеркатта.
Проблема Pepsi
В 1957 году Pepsi была молодой компанией, которая пыталась решить проблему идентичности бренда. Несмотря на усилия маркетологов и в два раза более низкую цену, Pepsi в шесть раз отставала от своего конкурента и лидера рынка — Coca-Cola.
Дело было не в продукте, а в бренде, у которого не было чёткого позиционирования, чтобы конкурировать с Coca-Cola. С ней было сложно соперничать, потому что у Coca-Cola сформирован имидж. В своих рекламных материалах она обращалась к американским ценностям — индивидуальности, широте взглядов — и использовала традиционные американские символы вроде Санты Клауса, который по легенде бренда тоже пьёт Coca-Cola.
Решение: «Поколение Pepsi»
В 1963 году Pepsi наняла маркетолога Алана Потташа для решения проблемы. Потташу поставили задачу построить стратегию, которая позволит конкурировать с Coca-Cola, чей продукт практически не отличался от Pepsi.
Для этого Потташ решил говорить в рекламе не об особенностях продукта, а о покупателе — например, как он себя чувствует, когда пьёт напиток.
Pepsi продвигала идею нового поколения, которое не разделяет взгляды общества потребления. По мнению Незеркатта, эти взгляды навязывали СМИ. Новое поколение компания назвала «Поколение Pepsi».
Тим Ву в книге «Торговцы вниманием» приводит реакцию Потташа на успех кампании. По словам Потташа, назвать целое поколение в честь продукта компании было смелым шагом. Маркетологи Pepsi не были уверены, что это сработает, но решили положиться на идею «то, что ты пьёшь, отражает, кто ты». Поэтому Pepsi изобразила в рекламе активного молодого покупателя.
Результаты кампании «Поколение Pepsi»
За следующие десять лет Pepsi увеличила долю рынка — реклама сработала, утверждает Незеркатт. Как пишет Тим Ву: «Желание всегда приводит к потреблению». Компания дала покупателям то, что они хотели.
У кампании Pepsi два эффекта. Во-первых, она позволила Pepsi увеличить долю рынка и конкурировать с Coca-Cola. Во-вторых, с тех пор многие рекламные кампании строятся не на особенностях продукта, а на образе потребителя.
Ставка на образ покупателя в рекламе других брендов
Apple
Пользоваться техникой Apple в 1990-х годах значило «думать иначе».
В рекламном ролике 1997 года Apple показала известных учёных, музыкантов, спортсменов и общественных деятелей: Эйнштейна, Мартина Лютера Кинга, Джона Леннона, Ганди, Мухаммеда Али, — которые смотрят на мир иначе, создают что-то новое и «двигают человечество вперёд».
В видео компания призывает зрителей мыслить не как все, потому что «мир меняет тот, кто достаточно смел, чтобы поверить в свои силы».
Эта идея отражается и в стратегии розничных продаж бренда. Сотрудники магазина не устраивают демонстрацию техники — вместо этого они дают покупателю в руки смартфон, чтобы он сам сделал выводы.
Samsung
Samsung долгое время пыталась сосредоточиться на качествах товаров вместо образа потребителя, но потом тоже воспользовалась идеей Pepsi.
В 2017 году Samsung выпустила ролик, в котором представила покупателей в образе «создателей, руководителей, творцов». Герои ролика снимают на смартфоны видео, как они играют на музыкальных инструментах, занимаются спортом, катаются на скейтборде, танцуют, делают макияж — потому что хотят делиться своими идеями с миром.
По словам Незеркатта, Samsung сообщала потребителю: «Будь как мы. Покупай Samsung».
В другой рекламной кампании Samsung пошла от обратного и показала в рекламе героя, на которого покупателям не хочется быть похожими.
В ролике «Взросление» для продвижения линейки Samsung Galaxy главный герой — лояльный потребитель Apple, который покупает каждую модель iPhone десять лет подряд. Со временем герой разочаровывается в iPhone и переходит на Samsung, у которого нет недостатков Apple: маленького объёма памяти и отсутствия защиты от влаги.
Идя со смартфоном Samsung по улице, Эрик видит очередь за iPhone X. У одного из молодых людей чёлка подстрижена в форме фирменной «выемки» iPhone X. По словам Незеркатта, в видео Samsung транслирует покупателю сообщение: «Не будь как он. Покупай Samsung».
Adidas
Adidas показала в рекламе новых кроссовок знаменитостей, среди которых: футболисты Дэвид Бэкхэм и Лионель Месси, музыкант Фаррелл Уильямс, дизайнер Александр Ван. В ролике они встретились за одним столом, чтобы обсудить креативность как концепцию и вдохновить мир менять правила игры и не бояться новых идей.
Starbucks
Starbucks обращается к образу потребителя, создавая напитки вроде Unicorn Frappuccino. По мнению Незеркатта, фраппучино знаменит тем, что выглядит лучше, чем он есть на вкус, будто специально создан для фотографий в соцсетях.
Chanel
В рекламном ролике парфюма Chanel Coco Mademoiselle образ покупателя — это своенравная, независимая девушка. Кира Найтли в роли героини видео ездит на мотоцикле, снимается в фотосессии и сбегает от молодого человека.
GoPro
Производитель экшн-камер GoPro передаёт образ потребителя в слогане компании — «Будь героем». В рекламных видео герои занимаются активным, иногда экстремальным спортом.
В рекламном ролике GoPro профессиональный сноубордист Трэвис Райс катается в горах на сноуборде и записывает себя на камеру.
Audi
Audi в рекламе модели R8 представляет потребителя богатым мужчиной, который наслаждается поездкой в автомобиле.
В ролике герой едет домой на заднем сиденье автомобиля и вспоминает, что во времена, когда он сам водил машину, поездка значила для него нечто большее, чем просто довезти пассажира из одной точки в другую.
Max Factor
Героини рекламного ролика от бренда косметики Max Factor неидеальны — у них есть морщины и шрамы, — но это не мешает женщинам наслаждаться жизнью: любить, танцевать ночь напролёт, проводить время с друзьями. Так компания показала, что любые отметки, которые жизнь оставила на лице и теле, — это доказательства важных событий, например, рождения ребёнка.
Слоган кампании: «Вы ещё никогда не были так красивы».
Canon
Образ покупателя Canon — молодой человек, который стремится к приключениям, путешествует и активно отдыхает.
Герой в рекламе Canon с детства ищет приключений и так открывает для себя мир: катается на велосипеде, ездит с друзьями на машине по извилистой дороге, катается с водной горки, прыгает в бассейн и бегает рядом с лошадьми.
Слоган кампании: «Живи историями».
Nike
Nike создаёт образ покупателя как настойчивого человека, который преодолевает препятствия и самого себя.
В ролике бегун каждый день выходит на пробежку, несмотря на прошлые неудачи, — так он понимает, что это были не поражения, а лишь шаги на пути к его цели.
Применение идеи Pepsi в соцсетях
По мнению Незеркатта, соцсети помогают выразить себя и сформировать образ, но в то же время сковывают: «Всё, что мы говорим и делаем, влияет на мнение окружающих о нас — даже детали вроде марки наших ботинок. Поэтому мы выбираем бренды, которые помогают построить желанный образ и показать себя с определённой стороны».
Маркетологи исходят из того, что потребитель — слабый, инфантильный идиот, могущий увидеть в акте потребления сладкой газировки, разрушающей организм, символ независимости, уникальности и прогресса.
Вы удивитесь, но такие люди были (на момент 90х, когда проходила эта компания - люди для которых в в акте потребления сладкой газировки, разрушающей организм, символ независимости, уникальности и прогресса, более того еще раньше, в 70-е, молодежь курила и думала, что она таким образом уникальная и независимая) и именно они и покупали Pepsi, чем сильно повысили её рыночную капитализацию. Так что с точки зрения продуктового развития это гениальное решение, а про моральную сторону вопроса ну можно конечно поговорить, но к ценностям Pepsico Holdings она имеет достаточно посредственное отношение.
Избавиться от мышления покупателя и стать свободным... через покупки и приверженность брендам. Вот это грамотно их освободили ))
Комментарий удален модератором
Где проходит черта между "решил сам" и "рабски заставили"?
Комментарий удален модератором
Хороший нейробиолог мог бы с вами поспорить. Лично для меня цели и мотивы Pepsi и остальных в своей сущности не отличаются от онных у рабовладельцев - любой ценой подчинить своей воле людей.
Человек животное глубокообщественное и разобраться где он сам решил, а где решили за него очень сложно
Комментарий удален модератором
«Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное» - это говорил Аристотель.
Разобрались они в том, как кормить бургерами, но это далеко не самая эффективная формация общества и пепси кола это далеко не самая нужная вещь на земле.
Комментарий удален модератором
Давать жить другим по ошибочным теориям, которые приводят их к рабскому существованию?
Я к тому, что если в 21 веке у человека есть дом и немного денег, но он каждый день ест фаст фуд, не может без колы, страдает ожирением и вся жизнь для него это работа еда сон, то это самое настоящее рабство.
Идет время, меняются условия, становиться чуть лучше, но так же меняется и определение рабства.
Комментарий удален модератором
Искренне желаю вам, чтобы вы не умерли с верой в лживые идеи.
И да - потратить свою жизнь на распространение вредного напитка это недостойное порядочного человека дело.
Комментарий удален модератором
Легко рассуждать о "собственных" желаниях, когда тебе кажется, что ты выше всякой пепси колы и той челяди, которая ее пьет.
Комментарий удален модератором
Так то да, но ведь они просто эксплуатируют то, что присуще большинству людей - т.е. дурят людей, которые не умеют критически мыслить. Но на этом строится почти вся экономика с рекламой на незамысловатом принципе - убедить людей, что им чего-то не хватает.
если правильно договориться, то можно заработать в 2-х конторах: в первой - продал больше газировки - profit!, во второй - продал больше лекарств, чтобы восстановить здоровье после газировки - profit!
Все счастливы: поколение Пепси, пьет пепси и считает себя поколением Пепси, а рекламщики пьют шампанское и считают зелень
маркетинг - это правильное позиционирование на рынке любого говна, которое произвели. нет понятия этический правильный маркетинг
Комментарий удален модератором
Технологии не спят.
Шанель - феменисты)