{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ИТ-импортозамещение в промышленности – текущая ситуация и планы на будущее

Внешнеполитическая ситуация, приведшая к приостановлению работы в России или уходу большого количества западных ИТ-компаний в 2022 году, несомненно, существенно повлияла на ситуацию с импортозамещением программного и аппаратного обеспечения во всех отраслях, в том числе, и в различных сегментах российской промышленности.

Компании столкнулись с необходимостью проведения в кратчайшие сроки работ по изменению ряда бизнес-процессов и собственной ИТ-инфраструктуры, а также замене западного программного и аппаратного обеспечения на аналогичное российское ПО и оборудование.

И хотя большинство промышленных компаний в свои корпоративные ИТ-стратегии ранее включали вопросы, связанные с импортозамещением, далеко не все оказались готовы к тому, что многие крупные западные ИТ-компании практически одномоментно примут решение об уходе с российского рынка или приостановят свою деятельность в России.

К тому же, далеко не у всех промышленных компаний есть достаточный опыт по организации ИТ-трансформации и оперативному проведению импортозамещения программного и аппаратного обеспечения.

Чтобы участники рынка смогли лучше понять, как на практике происходит цифровая реорганизация предприятий и осуществляются бизнес-процессы по переходу с западного на российское программное и аппаратное обеспечение, маркетинговое агентство NWComm в апреле 2022 года провела конференцию «CIO Prom Day — Импортозамещение в промышленности».

Уход иностранных поставщиков программно-аппаратного обеспечения

Прежде всего, важно было понять и оценить, насколько критичным для российской промышленности оказался уход или приостановка деятельности ведущих западных компаний, поставлявших на российский рынок программное и аппаратное обеспечение.

Опросы участников CIO Prom Day показали, что, в целом, действия западных компаний существенно негативно повлияли на поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры для российских промышленных предприятий — 36,5% компаний оценили эффект от ухода и приостановки деятельности западных компаний, поставлявших программное обеспечение, как критический или имеющий сильное влиянии, а 50% компаний посчитали, что такие действия оказали среднее или умеренное влияние.

Лишь 11% респондентов почти не ощутили каких-либо последствий западных санкции, а 2,4% вообще не используют иностранное программное обеспечение (рис. 1).

Рис.1

К примеру, Руслан Каримов, заместитель генерального директора по ИТ и цифровым технологиям, ООО «Восточная Горнорудная Компания», на CIO Prom Day поделился опытом своего предприятия по использованию полностью российской цепочки ключевых информационных систем производственного предприятия: АСУ ТП, MES и ERP/EAM. В основе архитектуры информационной системы компании — только Open Source и российские решения, включая ETL, Datalake, IIoT. По словам Руслана, все это позволяет решить основные задачи производственных предприятий, состоящие в повышении производительности, улучшении планирования, автоматизации оборудования и типовых операций, а также обеспечения безопасности и устойчивости информационной системы. Все это отвечает задачам «Восточной Горнорудной Компании» по оптимизации бизнес-процессов полного цикла производства — от добычи до отгрузки компании.

С аппаратным обеспечением ситуация хуже. По словам более чем 55% опрошенных респондентов, уход западных компаний, ранее поставлявших в Россию аппаратное обеспечение, повлиял критически или оказал сильное влияние на российские промышленные компании.

На 36,6% компаний, работающих в промышленности, уход западных поставщиков аппаратного обеспечения также повлиял, хотя и не так сильно, по их собственной оценке.

И только 6,1% компаний почти не ощутили каких-либо изменений. А доля компаний, которые вообще не используют оборудование иностранных производителей, оказалась совсем небольшой — всего 1,2% (рис. 2).

Рис.2

Такой большой процент предприятий, на которых уход или приостановка деятельности ведущих западных ИТ-вендоров оказали существенное или критическое влияние, говорит о том, что не все российские компании оказались готовы к резкому изменению рыночной ситуации и необходимости максимально быстрого импортозамещения.

Изменение стратегий и планы по импортозамещению

Однако опрос о том, насколько изменилась ИТ-стратегия компаний и планы по поддержке или модернизации ИТ-инфраструктуры в связи с текущими изменениями, показал, что только 9% промышленных компаний потребовалась полное изменение корпоративных ИТ-стратегий (рис. 3).

Рис. 3

Частичное изменение ИТ-стратегий и планов потребовалось 66,7% промышленных компаний, а более чем 16% компаний практически не потребовалось вносить каких-либо существенных изменений в «дорожную карту» будущих работ.

Семен Лукин, руководитель ИТ «Уралспецтранс» — крупного машиностроительного комплекса с законченным производственным циклом, поделился своим опытом того, как компания осталась независимой от западных поставщиков: в компании многие бизнес-системы реализованы силами внутренней ИТ-команды разработки. ИТ-стратегия компании определялась такими задачами как оцифровка всех процессов в компании, интеграция различных систем и сервисов в рамках единого информационного пространства, максимальная автоматизация оцифрованных процессов, высокая отказоустойчивость и производительность. А также — что также важно — все это достаточно должно быть реализовано в условиях оптимального распределения ресурсов команды. ИТ-команда под руководством Семена Лукина разработала системы CRM, планирования проектов/задач, мессенджеры, PDM, видеонаблюдение, сайт, внутренние инструменты ИТ-команды и другие вспомогательные программы. Разумеется, наличие ИТ-решений собственной разработки накладывает определенные обязательства по их поддержке и развитию. По опыту ИТ-отдела «Уралспецтранс», это становится возможным благодаря наличию регламентированной документации, взаимозаменяемости сотрудников, огромного труда и систематической работы. А также, конечно, поддержке топ-менеджментом компании, проводимой ИТ-стратегии на всех этапах реализации и выделения необходимого финансирования.

Участники CIO Prom Day также поделились своими планами на будущее и ответили на вопрос, какие ИТ-направления затронут корпоративные программы импортозамещения в 2022 и 2023 годах.

Прежде всего, промышленные компании будут пытаться решить проблему импортозамещения сетевого оборудования и систем хранения данных, хотя это очень и очень не просто. Также важными направлениями с точки зрения импортозамещения будут являться виртуализация, ERP, Bl и CRM-системы, а также информационная безопасность.

К примеру, для оптимизации использования имеющихся серверных мощностей из числа продуктов, включенных в Реестр российского ПО Минкомсвязи РФ, можно упомянуть решения компании «Росплатформа» для построения систем виртуализации и хранения данных. В отличии от западных аналогов, технологии «Росплатформа» построены на принципе гиперконвергенции, что дает возможность организовать работу виртуальных машин и распределённого хранилища на одних и тех же серверах. Это позволяет упростить управление инфраструктурой в целом, ускорить выполнение задач и повысить эффективность. При этом, совокупная стоимость инфраструктуры снижается за счёт стоимости лицензий на ПО ниже аналогов и использования простых серверов вместо дорогого оборудования.

Телекоммуникационные решения для организации корпоративной телефонии и контакт-центров также могут быть реализованы на российских продуктах — например, технологиях «Аурус» для мониторинга звонков й речевой аналитики, автоматизированного обзвона, записи разговоров и видео-поддержки клиентов и полевых инженеров. Решения «Аурус» входят в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и на 100% отвечают задачам импортозамещения (рис. 4).

Рис.4

По словам Александра Болмотова, руководителя отдела информационных систем группы компаний «Агрисовгаз» — крупнейшего производственного комплекса по изготовлению алюминиевых, стальных конструкций и горячего цинкования — в их ближайшие ИТ-задачи входят интеграция со SCADA-системой и с САПР, совершенствование механизмов внутренних аудитов с помощью ИТ и реализация комплексной системы обучения. В настоящее время в компании используется система 1С ERP, которая была выбрана на замену ранее применяемой системы MS Dynamics AX. Переход на 1С был связан с тем, что Axapta показала себя неудобной в эксплуатации в связи с большими сроками и стоимостью всех необходимых доработок — до 1 квартала и 5 млн рублей. Кроме того, время подготовки пользователей к работе в Axapta также было весьма значительным — до 1 месяца. В настоящее время, все ключевые бизнес-процессы «Агрисовгаз» реализованы в 1С и это позволило автоматизировать управление производством, складами, продажами, снабжением, планирование и управление финансами, зарплатой, кадрами и казначейством. Александр Болмотов отметил, что очень многие преднастроенные процессы, которые команда внедрения изначально предполагала, что необходимо будет реализовывать дополнительно, в итоге были взяты в исходной логике 1С, что позволило избежать долгосрочных разработок и обратиться к проверенным опытом многих проектов бизнес-практикам.

Помимо 1С, «корифея» рынка отечественных ERP-систем, на CIO Prom Day также была представлена другая российская система управления предприятием — «Ма-3». По словам Александра Сидорова, руководителя отдела консалтинга и развития компании «Национальная платформа», разработчика «Ма-3», данная платформа отвечает задачам крупных промышленных предприятий, в которых требуется обеспечение единовременной работы более 1000 пользователей и является альтернативой SAP, Infor и Axapta, обеспечивая комплексное планирование и управление всеми бизнес-процессами предприятия. И, кроме того, система включена в реестр российского ПО и отвечает всем стратегическим и тактическим задачам по импортозамещению.

Заключение

Итоги конференции «CIO Prom Day — Импортозамещение в промышленности» показали, что у большинства российских промышленных компаний возникли определенные сложности, связанные с уходом или приостановкой деятельности ведущих западных компаний, поставлявших на российский рынок программное и аппаратное обеспечение.

Однако процессы перевода ИТ-инфраструктуры с иностранных на российские технологии и оборудование, в целом, по мнению опрошенных участников, идут в плановом режиме. Для большинства компаний, они не требуют какого-либо кардинального пересмотра принятых ранее корпоративных ИТ-стратегий, хотя значительные изменения и будут произведены. Таким образом, хочется надеяться, что несмотря ни на какие попытки западных стран негативно повлиять на развитие российских промышленных предприятий, по крайней мере, в плане информационных технологий большинство компаний уже сейчас находят пути развития, используя имеющийся резерв и находя отечественные или несанкционные аналоги.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда