{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как быстрее пройти путь от идеи к решению

И почему компаниям важно экспериментировать

Зачастую компании боятся принимать новые решения. Для них требуется много вложений, времени и сил, которые могут не окупиться. И даже если ресурсов хватает, всегда страшно начать: как вообще внедрять изменения и правильно к ним подготовиться?

Маленькие стартапы постоянно ставят эксперименты, потому что от этого нередко зависит их выживаемость на рынке. Сотрудникам нужно постоянно смотреть новости по нише, самим общаться с клиентами, обгонять конкурентов. И это легко: стартапы подвижны, им не нужна тысяча согласований, они готовы экспериментировать.

У больших компаний другая ситуация: из-за иерархичности много времени уходит на согласование. Культура быстрого тестирования и прототипирования приживается с трудом — хотя там она чаще всего и нужна. Потому что большая компания — это большие траты и потери, если идея оказалась нерабочей.

Double Diamond - методика, на которой строится работа сервис-дизайнера. Мы буквально живем в этом фрейме - это постоянный цикл. Эксперимент проходит оба “бриллианта” - от поиска проблемы до тестирования решения.

Чем так сложен эксперимент?

Чтобы сделать рывок, надо принимать небезопасные решения. Но не каждый готов прыгнуть в неизвестность. Проще посмотреть на конкурентов и позаимствовать их мысли — сработало же! Но когда компании постоянно «воруют» друг у друга, они не создают нового, а адаптируют старые идеи и ничем не выделяются на рынке.

  • Во время эксперимента человек должен находиться в неопределенности. Это сложно, тревожно и болезненно. Проще принять решение прямо сейчас и начать действовать — а не выжидать, как отреагирует потенциальный клиент.
  • Нужно быть готовым к тому, что эксперимент окажется неудачным. Но многих это пугает: если прийти к начальнику с отрицательными результатами, вдруг он засомневается в нашей компетентности?

Да, многим руководителям сразу хочется знать: а сколько денег принесет компании эксперимент? Но отрицательный результат тоже результат. Гипотеза оказалась провальной, и ваш продукт не интересует молодых матерей? Отлично, вы будете работать на другую аудиторию, а не вливать деньги в тех, кто не станет ничего покупать. Конечно, здесь важно оглядываться на свой бюджет и возможность позволить себе эксперементировать - на последние деньги это делать, наверное, плохая идея.

«Одноклассники» делали 200 экспериментов в неделю. Проверяли мелкие детали — например, на кнопку какого цвета пользователи будут чаще нажимать. Такие эксперименты легко проводить на сайте: смотреть, куда двигался курсор, на какую страницу чаще заходили, какова глубина просмотра.

Как проводить эксперименты

Прежде всего, культура экспериментов приживается, когда ее одобряют на всех уровнях иерархии компании. Нужен как минимум один лидер сверху, который будет провозглашать ее, поддерживать своим поведением и внедрять соответствующие мероприятия.

Сервис-дизайн помогает сократить время эксперимента и структурировать его. Узнать, что делать на каждом этапе, когда ждать результатов и что считать результатом.

Чтобы развить культуру экспериментирования, надо повторять одно и то же раз за разом, приучать мозг к новому поведению. Умение экспериментировать создает новые нейронные связи. Но выходить из привычной зоны всегда больно, потому что мы не любим перемен — нам важно, чтобы среда была стабильной, спокойной и безопасной.

Обучение экспериментальному мышлению напоминает тренировки: мышцы укрепляются с каждым разом, мы привыкаем делать то, что казалось невероятным, учимся правильно приседать на автомате. И здесь, как и в спортзале, важен компетентный тренер, который научит делать упражнения правильно.

Именно поэтому мы, агентство INEX, создаем поддерживающую атмосферу в обучении. На курсе по сервис-дизайну тоже есть тренер, который направляет и дает устойчивую базу — чтобы вы могли (спокойно заниматься дома) бесстрашно проводить эксперименты на работе. Интенсивное занятие помогает сформировать привычку еще быстрее, а успешные результаты — применять знания вне курса.

Не онлайном единым

Проверять гипотезы можно и в диджитале, и в офлайне. Несколько лет назад у нас был кейс с украинской компанией Eva, которая продает косметику и товары для красоты и здоровья. Топы Eva решили быстро протестировать эколинейку в офлайн-магазине: сделали красивую полку из подручных средств, поставили свои экземпляры и начали наблюдать. А клиенты проходили мимо.

На выходе мы спрашивали: почему вы ушли? Оказалось, клиенты думали: экотовары стоят дорого, и лучше к ним вообще не подходить, чтобы не чувствовать себя неловко. В Eva всё поняли, убрали с полки лишние украшения, и ситуация поменялась.

Проблема была не в том, что люди не хотят экотоваров — они просто считают их дорогими. Но если бы компания решила, что товары непопулярны, и отказалась от них, то просто потеряла бы потенциальную прибыль.

Эксперимент такого рода можно провести самостоятельно, с минимальным бюджетом и не договариваясь с руководителем. Вам нужно выдвинуть идею, развить ее и пообщаться с потенциальными потребителями. А потом решить, будете ли вы ее масштабировать.

Как вы понимаете, любому бизнесу важно постоянно пробовать новое и находить на это ресурсы. Не оглядываться на конкурентов, а думать о потребностях клиентов, их потаенных желаниях, страхах и неудобствах. Только тогда можно стать компанией, которая выделяется на рынке и постоянно растет.

0
1 комментарий
Андрей Афонасьев

Реализация новых идей всегда сопряжена с риском, просчитать все варианты развития событий очень сложно. Но пробовать обязательно стоит!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда