{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Государственный маркетинг по-русски: ошибки, которые допускают специально

Маркетинг в государственном секторе - это особая стезя маркетинга, здесь есть особые привычки, особые традиции, отличительный язык общения с населением.

Его суть заключается в управлении отношениями между государственными организациями, государственным сектором и теми, кто обращается к ним за услугами. По сути, здесь возникает много интересных наблюдений, которые и делают его таким особенным:

С одной стороны, мы избираем представителей власти и всё, что они делают, оплачивается из налогов, берущих начало в нашем кармане.

С другой стороны, мы вынуждены быть послушными и действовать исходя из того, что нам предписывают эти же представители.

Опять же, поскольку речь идёт об услугах, то органы власти стараются быть вежливыми и заботливыми, неким «царём-батюшкой», который и похвалит, и пожурит, а может и голову отрубить.

На грани страха и желания доверять наше население балансирует уже многие годы, и всё пока не привыкнет к тому, что власть теперь добрая. А власть действительно добрая.

Я работаю в гос секторе уже много лет, и занимаюсь маркетингом в три раза дольше. Постоянно наблюдая за происходящим с профессиональной точки зрения, я ищу точки соприкосновения. Я оцениваю любой ход государства в сторону населения и обдумываю, насколько это понятно и результативно.

Потому что как везде в маркетинге в государственном маркетинге есть те же исходные данные (бюджет, цель, способы) и то же понимание результата (KPI лояльности, доверия, информирования или действия).

Взгляните на эти рекламные плакаты. Что они вам говорят?

Они очень разнообразны и современны, даже приближены к плакатам коммерческих организаций. Они минималистичны, содержат дружелюбные картинки, делают акцент на клиентоориентированности, содержат понятные тексты. Но они пытаются раскрыть смысл и призвать нас к действию. Почему «пытаются»?

Дело в том, что если абстрагироваться, мы как адресаты видим совсем иную картину: красный приказной цвет, непонятные лозунги, которые не помогают незнающему человеку разобраться в происходящем, и искусственно созданные персонажи.

Посудите сами: разве машинист будет говорить: «Польза городу бесспорна. И заработная плата соответствующая». Какая заработная плата, хочется спросить? Бесспорная? И чему соответствующая? Вспомните плакат в любом кафе «Кассир, заработная плата от 50 тыс руб, карьерный рост». Всё чётко и по полочкам. А здесь – муть.

Вот в чём кроется основная проблема гос маркетинга. Сказать надо, а сказать лишнее – нельзя. Вот и получается, что хорошие специалисты, неплохо разбирающиеся в мат части, понимающие нужды потребителя, вынуждены делать то, что им самим не нравится. Я вспоминаю одного рок-певца, который как-то в личной беседе пожаловался, что он больше любит чувственную и романтичную музыку, но вынужден петь то, что от него ждут. Был на моей практике и обратный пример: девушка из поп-группы с консерваторским образованием мечтала о качественном звучании, но у неё не было шансов, потому что красивая блондинка – это шаблонный формат «поющие трусы».

Возвращаясь к государственному маркетингу, хочется подчеркнуть, что во всём этом безобразии виноваты только устои и страх доложить о неудаче, но это – стандартная тема.

Иными словами, если размышлять о пользе государственного маркетинга, то можно сказать, что его эффект скорее заключается в лояльности, нежели в результативности. Потому что нет ни призыва к действиям, ни чёткого посыла. Но вот если говорить тогда о лояльности, стоит сравнить её с социальным маркетингом. Милые лица, дружелюбные улыбки и вечные человеческие ценности – вот что будет работать даже лучше, чем эти аспекты недосказанности.

0
1 комментарий
Vyacheslav Teplyakov

Да не, просто делается для "освоения бюджета", людьми для которых "деньги не пахнут". Никакого "добра" в этом нет, это смотря в какой и как выстроенный процесс ты попадёшь. За любой красивой вывеской по прежнему скрывается не организованность и коррупция. А если попадёшь в карательную систему, то тем более никакого добра не жди, она доведет свое дело до конца.
К стати по поводу картинки про потребительский экстремизм, штука известная и продавцы на неё почти не ведутся, вот только он не потребительский, с таким "мальчиком с усами", всегда ходит "дяденька с красной корочкой".
Принцип любого здравомыслящего человека, свести общение с органами власти и всем государственным к максимально возможному минимуму. На примере дорожной полиции. В случае ДТП, обе стороны для инспектора - источник возможной выгоды, а не потерпевшая и пострадавшая сторона и от этого факта строится все дальнейшее взаимодействие. На прмере просто полиции. Есть страны где добрый полицейский завяжет тебе шнурок на улице и подскажет дорогу, а есть где при виде наряда идущего на встречу люди обходят его по параболе или стремятся перейти на другую сторону улицы. И у всего этого есть маркетинг, потому что "надо осваивать бюджет". Осваивать бюджет и помогать людям, разное целеполагание и оно приводит к вот таким вот почти всегда одинаковым результатам. Как говорится, спасибо что хоть глаз не режет, уже ок.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда